Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Дурмановой Е.М.
при секретаре Васильевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-5624/2020 по административному иску Темуршоева М.Х. к Призывной комиссии Комсомольского и Центрального г. Тольятти, Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти о признании незаконным решения призывной комиссии,
у с т а н о в и л:
Темуршоев М.Х. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области об оспаривании решения, из которого следует, что при прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом на военную службу 2020 года, решением призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области истец был признан годным к прохождению срочной военной службы. С решением призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области административный истец не согласен, считает его незаконным, так как такое решение нарушает право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Во время осеннего призыва Темуршоев М.Х. явился в призывную комиссию для прохождения медицинского освидетельствования, при этом озвучив имеющиеся у него жалобы на состояние здоровья.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечены Военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области и ФКУ «Военный комиссариат Самарской области».
Административный истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков, действующая на основании доверенностей Чинилова Ю.А., в судебное заседание не явилась, представив суду возражения относительно исковых требований.
Проверив материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: …прохождение военной службы по призыву… Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу п. «а» ч. 1 и ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (редакция от 16.03.2019 года) годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (расписанию болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе).
В силу ст. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В силу п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Темуршоев М.Х, приобрел гражданство Российской Федерации, как прибывший с <адрес>.
08.07.2019 года в строгом соответствии с требованиями законодательных актов РФ в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области с истцом проведены мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет и мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
При прохождении медицинского освидетельствования истец врачам-специалистам жалоб на состояние здоровья не предъявлял. Врачами-специалистами была проведена общая оценка состояния здоровья, по итогам которого определена категория годности «А» - годен к военной службе.
С итоговыми заключениями истец был согласен и не оспаривал решение врачей-специалистов. На основании заключения о годности к военной службе (А пп 1) и представленной справки с учебного заведения об обучении, призывная комиссия Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области приняла решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для получения высшего профессионального образования до 2020 года.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ № 565 от 04.07.2013 года «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе.
До начала осеннего призыва 2020 года на военную службу, в соответствии с п. 24 приказа МО РФ № 400 от 2007г., для планомерного накопления и систематизации сведений о состоянии здоровья, физическом развитии, психологических и морально - деловых качествах, образовании, профессиональной подготовке, семейном положении, путем анализа имеющихся документов, индивидуальных бесед с гражданином, социально - психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования проводилось изучение граждан, в связи с этим 13.03.2020 года истец был вызван в военный комиссариат.
Согласно п. 26 приказа МО РФ № 400 от 2007г. граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья, до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, но истец жалоб на состояние здоровья не предъявил, и получил под личную подпись повестку на 19.10.2020 года о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу с результатами обязательных диагностических исследований и результатами лечения, если таковые имеются.
При прохождении медицинского освидетельствования 19.10.2020 года истец предъявил устные жалобы врачу-невропатологу на головные боли в течение нескольких лет на фоне повышения давления и нагрузок, от головных болей принимает препараты. В анамнезе врач-специалист указала, что амбулаторной карты нет, стационарное лечение не проходил, со слов призывника: обращался к неврологу в 2019 и 2020 годах одноразово, ЗЧМТ несколько лет назад (подтверждающие медицинские документы не представил), после которой появились головные боли, терял сознание вовремя ЗЧМТ.
По итогам данных объективного исследования черепно-мозговые нервы без очаговой патологии, мышечный тонус не изменен, пальпация остистых отростков и паравертебральных точек безболезненна, симптомы натяжения отрицательные, точки выхода седалищного нерва безболезненно, чувственность не изменена, пятоколенная проба без патологии. С учетом применения методики пробы Ромберга, врачом-невропатологом установлен диагноз: «последствия перинатальной патологии центральной нервной системы и ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, синдром вегето-сосудистой дистонии с цефалгиями», что соответствует п. «г» ст. 25 графы I Расписания болезней, где к пункту "г" относятся «последствия травм головного или спинного мозга, при которых имеются отдельные рассеянные органические знаки, вегетативно-сосудистая неустойчивость и незначительные явления астенизации без нарушения двигательных, чувствительных и координатных функций нервной системы. В отношении граждан, освидетельствуемых по графе I расписания болезней, при наличии черепно-мозговой травмы в анамнезе за последние 2 года», категория годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Врач-отоларинголог так же приняла во внимание устные жалобы на затруднение носового дыхания, о чем имеется запись в листе освидетельствования, по анамнезу травма носа с детства.
По данным объективного исследования имеется деформация перегородки носа 3 степени с затруднением дыхания через левую половину носа, что соответствует п. «в» ст. 49 графы I Расписания болезней, где к пункту «в» относятся «болезни полости носа, носоглотки со стойким затруднением носового дыхания и стойким нарушением барофункции околоносовых пазух; хронический декомпенсированный тонзиллит, хронический атрофический, гипертрофический, гранулезный фарингит (назофарингит); аллергические риниты, требующие лечения топическими кортикостероидами».
Врач-терапевт в листе освидетельствования указала, что амбулаторную карту для изучения не представил, имеются устные жалобы на головные боли, которые купирует самостоятельно, принимая «седалгин, комбилипен, фенибут», при этом к доктору с жалобами в лечебные учреждения не обращался, на диспансерном учете не состоит и не состоял, артериальное давление, ритмы сердца соответствует норме, живот безболезненный. На момент осмотра данных о заболеваниях нет, направление на обследование не целесообразно. Диагноз: «соматически здоров», категория годности «А» - годен к военной службе.
Остальным врачам - специалистам медицинской комиссии истец жалоб не предъявлял, медицинские документы при прохождении медицинского освидетельствования, доказывающие наличие заболеваний, препятствующие прохождению военной службы не представлял.
Призывная комиссия Комсомольского и Центрального районов города Тольятти, располагала всеми объективными данными о фактическом состоянии здоровья административного истца, которые в совокупности явились достаточными для принятия решения о призыве на военную службу.
Так же истцу представлялось необходимое время на предоставление дополнительных результатов обследования, лечения, диагностических исследований в период с 13.03.2020 по 19.10.2020 года до вынесения решения призывной комиссией.
Таким образом, утверждения истца о том, что решение призывной комиссией Комсомольского и Центрального районов города Тольятти о призыве на военную службу не законно и нарушает права на охрану здоровья ничем не обоснованы и не подтверждаются.
Из материалов личного дела следует, что при прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, документов, доказывающих наличие у истца повышенного давления (на момент осмотра артериальное давление составляло норму – 105/80) и головные боли не представлял, а результаты обязательных диагностический исследований имеются в личном деле призывника.
Доказательств того, что категория годности к военной службе истцу определена комиссией неверно, административным истцом не представлено и таких сведений в личном деле призывника не содержится. Следовательно, решение призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу не может быть признано незаконным по формальным основаниям.
Согласно п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ №53 от 28.03.1998г.) и п. 20 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" направление призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза является правом, а не обязанностью медицинской комиссии и реализация этого права не связана с желанием призывника, а находится в прямой зависимости от наличия у врачей-специалистов сомнений в правильности поставленного призывнику диагноза, при вынесении диагноза и определении категории годности истца у врачей, участвующих в мероприятиях по медицинскому освидетельствованию гражданина не возникло сомнений, при этом на диспансерном учете не состоит и не состоял, к врачам-специалистам по месту жительства с жалобами на состояние здоровья не обращался.
Медицинская комиссия и Призывная комиссия Комсомольского и Центрального районов города Тольятти, располагала всеми объективными данными о фактическом состоянии здоровья Темуршоева М.Х., которые в совокупности явились достаточными для принятия решения о призыве на военную службу.
Истцом не представлено достоверных доказательств для подтверждения жалоб, указанных в исковом заявлении, призывная комиссия Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области, принимая решение в отношении призывника Темуршоева М.Х., действовала строго в рамках установленных законом полномочий, с соблюдением процедуры принятия решения. Содержание решения призывной комиссии соответствует требованиям приведенных нормативно-правовых актов и основано на результатах медицинского освидетельствования, в ходе которого определена категория годности к военной службе.
В связи с отсутствием оснований для отсрочки от призыва, в соответствии с пп «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решением призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов города Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Темуршоев М.Х. призван на военную службу со степенью годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
При установлении категории годности «Б» военная служба проходит в строго определенных войсках с уменьшенными физическими нагрузками, как это определено в Таблице 1 дополнительных требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и не прошедших военную службу (прошедших военную службу по призыву), при призыве их на военные сборы, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе").
Суд отмечает, что при рассмотрении настоящего дела оценке подлежит законность обжалуемого решения на момент его принятия. При этом судом могут быть приняты во внимание лишь те документы и доказательства, свидетельствующие о наличии заболеваний, которые истец предоставлял ответчику при принятии оспариваемого решения и о наличии которых заявлял.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).
Данным правом истец не воспользовался, с заявлением о проведении независимой военно-врачебной экспертизы не обращался. В судебном заседании истец также не заявлял ходатайств о проведении судебной военно-врачебной экспертизы.
Оценивая вышеизложенное, суд считает, что решение призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу не может быть признано незаконным, поскольку доказательства, подтверждающие неверное определение категории годности к военной службе истца, наличие результатов диагностических исследований и заболеваний, ставящих под сомнение определенную категорию годности к военной службы на момент принятия оспариваемого решения истцом не представлены.
На основании изложенного, суд считает требования Темуршоева М.Х. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 14,175-178 КАС РФ
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении административного иска Темуршоева М.Х. к Призывной комиссии Комсомольского и Центрального г. Тольятти, Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти о признании незаконным решения призывной комиссии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2020 года.
Судья Е.М. Дурманова