Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-326/2019 ~ М-2209/2018 от 28.12.2018

Дело № 3а-326/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Леганова А.В.,

при секретаре Осиповой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ООО «Ромекс-Кубань» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

установил:

ООО «Ромекс-Кубань» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, арендатором которых Общество является, в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов об оценке № 78-17 от 25 декабря 2017 года, № 35-17 от 4 мая 2017 года, № 79-17 от 25 декабря 2017 года, подготовленных <...>.

Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает арендные платежи, рассчитываемый из кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению арендных платежей земельных участков.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

От представителя административного истца – ООО «Ромекс-Кубань», действующего на основании доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также уточнение административного искового заявления, содержащее согласие с выводами повторной судебной оценочной экспертизы.

Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

На основании определения суда от 22 июля 2019 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках, договорами аренды от 25 июля 2017 года № 0000005135, от 21 июля 2014 года № 0000003603, от 30 апреля 2015 года №№ 0000003816, 0000003824, от 25 июля 2017 года № 0000005139, соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 14 апреля 2016 года. Как следует из приложений к указанным договорам аренды, размер арендных платежей за пользование земельными участками рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами <...>, определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 223 424 228 рублей 30 копеек, 1 168 731 939 рублей 45 копеек, 451 838 334 рубля 91 копейка, 231 290 489 рублей 94 копейки, земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 18 мая 2017 года в размере 64 517 655 рублей 48 копеек, соответственно.

Суд, рассматривая вопрос о датах определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. В связи с чем, поскольку Федеральная кадастровая палата до 1 января 2017 года являлась уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает 1 января 2016 года и 18 мая 2017 года верными датами определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов от 12 апреля 2018 года и от 18 октября 2018 года о кадастровой стоимости.

Согласно данным отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков № 78-17 от 25 декабря 2017 года, № 35-17 от 4 мая 2017 года, № 79-17 от 25 декабря 2017 года, представленных административным истцом и подготовленных <...>, рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости составляет 453356 000 рублей, 427196242 рубля, 157298 544 рубля, 72507 864 рубля, 26522000 рублей, соответственно.

Указанные отчеты об оценке 26 июня 2017 года и 29 декабря 2017 года представлялись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия).

Решениями Комиссии от 13 июля 2017 года №№ 21/29, 21/30, 21/32, от 25 января 2018 года № 3/36, вступившими в законную силу, установлено несоответствие указанных отчетов об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также требованиям о содержании и описании в отчетах информации, установленным федеральными стандартами оценки в связи с чем, заявления ООО «Ромекс-Кубань» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости участков в размере их рыночной стоимости отклонено.

Принимая во внимание решения Комиссии, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от 28 января 2019 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.

Согласно заключению от 26 февраля 2019 года № 2602/3а-326 судебной оценочной экспертизы, выполненной <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости на даты определения их кадастровой стоимости составляет 1060958 рублей, 957552 рубля, 351757000 рублей, 162145000 рублей, 46695000 рублей, соответственно.

В ходе судебного разбирательства административным истцом заявлялось ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы, в обоснование которого указано, что судебная оценочная экспертиза проведена с нарушением требований федеральных стандартов оценки. В подтверждение соответствующих доводов представлена рецензия индивидуального предпринимателя Митракова А.Н., в соответствии с которой судебная экспертиза проведена с нарушением методик определения рыночной стоимости земельных участков, повлиявшими на итоговый финансовый результат; подобранные и использованные в заключении объекты-аналоги являются некорректными в виду их несопоставимости с оцениваемыми объектами по местоположению, виду разрешенного использования, а также наличию на участках капитальных строений; итоговый расчет является некорректным.

Данная рецензия подготовлена оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации региональной ассоциации оценщиков, имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд расценил заявленное ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению, в связи с чем назначил по делу повторную судебную оценочную экспертизу.

Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 31 мая 2019 года № 04/19/12, выполненной <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> на даты определения кадастровой стоимости составляет 625432000 рублей, 564474000 рублей, 221782000 рублей, 102232000 рублей, 34483000 рублей, соответственно.

Заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом < Ф.И.О. >2, который является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность, как оценщика застрахована, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд, исследовав заключение повторной судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Применяемые в заключении повторной экспертизы корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.

В повторном заключении эксперта принята поправка на торг, корректировка на площадь с поправкой на различия в масштабе (площади) объектов, корректировка на местоположение относительно территории населенного пункта, также внесена корректировка на вид разрешенного использования, расчет которой произведен по методу парных сравнений продаж.

Суд считает заключение повторной судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объектов недвижимости является достоверным.

Административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как арендатора данных объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец обратился с настоящим иском в суд 28 декабря 2018 года, в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> – 29 декабря 2017 года, земельных участков с кадастровыми номерами <...> – 26 июня 2017 года. В связи с чем, датами подачи заявлений следует считать 29 декабря 2017 года и 26 июня 2017 года.

Поскольку, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23<...> внесена в реестр 24 мая 2017 года, 1 февраля 2017 года, 18 мая 2017 года, соответственно, а обращения административного истца в Комиссию имели место в 2017 года, установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежит применению именно с указанных дат.

Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости с 24 мая 2017 года, 1 февраля 2017 года, 18 мая 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, а также уточнение административного иска, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО «Ромекс-Кубань» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной – удовлетворить.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 625432000 (шестьсот двадцать пять миллионов четыреста тридцать две тысячи) рублей, на период с 24 мая 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 564474000 (пятьсот шестьдесят четыре миллиона четыреста семьдесят четыре тысячи) рублей, на период с 1 февраля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 221782000 (двести двадцать один миллион семьсот восемьдесят две тысячи) рублей, на период с 1 февраля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 102232000 (сто два миллиона двести тридцать две тысячи) рублей, на период с 1 февраля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 18 мая 2017 года в размере 34483000 (тридцать четыре миллиона четыреста восемьдесят три тысячи) рублей, на период с 22 мая 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявлений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> считать 29 декабря 2017 года, земельных участков с кадастровыми номерами <...> – 26 июня 2017 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья:

3а-326/2019 ~ М-2209/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Ромекс-Кубань"
Ответчики
Филиал ФГБУ "Федаральная кадастровая палата Федеральной службы государственнолй регистрации, кадастра и картографии" по КК
Департамент имущественных отношений КК
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК
Другие
АМО г. Краснодар
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Леганов Андрей Викторович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
28.12.2018Регистрация административного искового заявления
09.01.2019Передача материалов судье
09.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.01.2019Предварительное судебное заседание
28.01.2019Предварительное судебное заседание
25.03.2019Производство по делу возобновлено
25.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2019Судебное заседание
08.04.2019Судебное заседание
12.07.2019Производство по делу возобновлено
22.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
23.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее