Дело № 12-74/2020
РЕШЕНИЕ
27 июля 2020 года г. Сарапул УР
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Косарев А.С., при секретаре Елесиной А.Е., с участием защитника адвоката Шакирзянова И.И., рассмотрев жалобу ООО «Ижбетон» на постановление начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Сарапульский» майора полиции ФИО3 от 29.01.2020 года № 18810018170001437647,
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Сарапульский» майора полиции ФИО3 от 29.01.2020 года № 18810018170001437647 ООО «Ижбетон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Ижбетон» обратилось в суд с жалобой, которую мотивировало тем, что транспортное средство и полуприцеп были переданы в аренду непосредственно ФИО5, который в соответствии с договором обязан получать необходимые разрешения и согласования для эксплуатации и использования переданного в аренду транспортного средства в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, договор аренды определяет, что арендатор обязан нести ответственность за нарушение правил дорожного движения, правил эксплуатации и перевозки, а также иных правил и требований, установленных законодательством РФ. Так как в момент совершения административного правонарушения транспортное средство и полуприцеп находились в фактическом владении и пользовании ФИО5, считает, что к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ должен быть привлечён именно он, а не ООО «Ижбетон». Кроме того, ООО «Ижбетон» не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении, в связи с чем было лишено возможности представить письменные доказательства и дать пояснения относительно сложившейся ситуации.
Просит постановление № 18810018170001437647 от 29.01.2020 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ООО «Ижбетон», извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник адвокат Шакирзянов И.И. доводы жалобы поддержал. Также пояснил, что извещение о месте и времени составления протокола и постановления ООО «Ижбетон» извещалось ОГИБДД МО МВД России «Сарапульский» надлежащим образом. Ни ООО «Ижбетон», ни ФИО5 соответствующих разрешений на перевозку опасного груза не получали. Далее защитник поддержал представленное письменное ходатайство и снижении размера штрафа, назначенного обжалуемым постановлением, до размера не менее половины минимального размера, то есть до 200 000 рублей, которое мотивировано тем, что в результате совершённого административного правонарушения какие-либо вредные последствия не наступили, ранее ООО «Ижбетон» к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, обстоятельства, отягчающие административное наказание, отсутствуют. ООО «Ижбетон» находится в тяжёлом финансовом положении, вызванном общей экономической ситуаций в стране, в результате приостановления деятельности в связи с распространением по территории РФ коронавирусной инфекции, несёт кредитные обязательства, а также социальные гарантии перед работающими в организации сотрудниками. Выплата штрафа в размере 400 000 рублей сделает невозможным для ООО «Ижбетон» выплату существующих кредитных обязательств, лизинговых платежей, выплату заработной платы работникам и, как следствие, будет вынуждено объявить себя банкротом. Считает, что имеются основания для назначения наказания с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом он не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
21 января 2020 года гос.инспектором ОГИБДД МО МВД России «Сарапульский» ст.лейтенантом полиции ФИО11 в отношении ООО «Ижбетон» составлен протокол 18 АВ №1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, по факту того, что 30.11.2019 года в 9 часов 25 минут по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Азина, д. 167, ООО «Ижбетон», осуществляя перевозку опасного груза – окислителя ООН 1942 (аммония нитрата), допустило к перевозке данного груза транспортное средство КАМАЗ, госномер № с полуприцепом НЕФАЗ госномер № без свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов (ДОПОГ), аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а также на транспортном средстве отсутствуют элементы системы информации об опасности, под управлением водителя ФИО5, чем нарушило правила перевозки опасных грузов.
Постановлением начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Сарапульский» майора полиции ФИО3 от 29.01.2020 года № 18810018170001437647 ООО «Ижбетон» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Фактические обстоятельства совершённого ООО «Ижбетон» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 21.01.2020 года 18 АВ № 0002601;
- рапортом инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Сарапульский» ст.лейтенанта полиции ФИО7, зарегистрированным в КУСП 02.12.2019 года за № 22606;
- копией протокола об административном правонарушении от 30.11.2019 года 18 АН № 0834998 по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ в отношении ФИО5;
- объяснениями ФИО5 от 30.11.2019 года, отобранными инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Сарапульский» лейтенантом полиции ФИО9;
- фототаблицей, содержащей сведения о транспортном средстве и путевых документах на транспортное средство КАМаз, полуприцеп НЕФАЗ, управляемых ФИО5, водительском удостоверении ФИО5;
- выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «Ижбетон».
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ, далее также - Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) и данными Правилами.
Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи, за исключением:
1) самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества;
2) транспортных средств, осуществляющих перевозки указанных в абзаце первом настоящей части грузов, отнесенных к специальным грузам.
Согласно пункту 8.1.2.2 Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов на транспортной единице должны находиться документы, в том числе, свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или ее элемент.
Приказом Минтранса России от 4 июля 2011 года № 179 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Указанный порядок устанавливает правила подачи, приема и рассмотрения заявления о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (далее - специальное разрешение), а также оформления, выдачи и получения специального разрешения. Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 18 названного Порядка передача специального разрешения третьим лицам запрещается.
Таким образом, организация перевозки опасного груза ООО «Ижбетон» без допуска водителя к перевозке таких грузов подтверждает выполнение именно ООО «Ижбетон» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Кроме того, по существу факт допуска водителя к перевозке опасного груза без свидетельства о допуске водителя к такой перевозке ООО «Ижбетон» не оспаривается.
Действия ООО «Ижбетон» квалифицированы должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Сарапульский» в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доказательств невозможности выполнения юридическим лицом требований законодательства относительно перевозки опасных грузов, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, не установлено и заявителем жалобы не представлено.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Исходя из изложенного, прихожу к выводу о виновном несоблюдении ООО «Ижбетон» требований положений ДОПОГ, статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, и о законности постановления о привлечении ООО «Ижбетон» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, с учётом характера совершённого правонарушения, степени вины правонарушителя, его финансового положения (подтверждённого представленными претензиями, требованиями об оплате долга), отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также учитывая, что сведений о привлечении ООО «Ижбетон» к административной ответственности по правонарушениям, предусмотренным главой 12 КоАП РФ, материалы ела не содержат, прихожу к выводу, что назначенное ООО «Ижбетон» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей, не соответствует требованиям справедливости и соразмерности, и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, а именно до 200 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При приведённых обстоятельствах жалоба ООО «Ижбетон» подлежит оставлению без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении – изменению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу ООО «Ижбетон» оставить без удовлетворения.
Постановление начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Сарапульский» майора полиции ФИО3 от 29.01.2020 года № 18810018170001437647 в отношении ООО «Ижбетон» по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ в части назначенного наказания изменить.
Снизить размер назначенного ООО «Ижбетон» административного наказания в виде административного штрафа с 400 000 рублей до 200 000 рублей в соответствии с положениями ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В остальной части постановление начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Сарапульский» майора полиции ФИО3 от 29.01.2020 года № 18810018170001437647 в отношении ООО «Ижбетон» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Косарев А.С.