ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Костюковой Л.А.,
с участием представителя истца по доверенности Давыденко А.Н., и представителя ответчика по доверенности Сорокиной Д.А.,
в отсутствие истца
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО9 обратился в суд с иском указав, что является гражданином Республики Беларусь и до 7 сентября 2011 года проживал на территории Республики Беларусь. 7 сентября 2011 года он получил вид на жительство в Российской Федерации и с этого времени проживаю на территории Российской Федерации по месту регистрации. В июле 2012 года в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области поступили документы из МВД Республики Беларусь для назначения пенсии в Российской Федерации. 30 июля 2007 года согласно ответа из ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области истцу было отказано в назначении пенсии на территории Российской Федерации, по тем основаниям, что на территории Республики Беларусь пенсия не назначалась, а в соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24.12.1993 г. назначение пенсий сотрудникам органов внутренних дел производится стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу или на территории которой проживал пенсионер.
Считает отказ в назначении пенсии на территории РФ незаконным по тем основаниям, что он противоречит соглашению стран СНГ от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств -участников Содружества Независимых Государств", ратифицированным Российской Федерацией Федеральным законом от 31.05.1999 N 103-ФЗ, Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральному Закону Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральному Закону от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992г.
Просит суд с учетом уточнений признать незаконным отказ Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012 г. в назначении пенсии за выслугу лет. Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить пенсию за выслугу лет с учетом положений статьи 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 07 сентября 2011 года.
В судебном заседании представитель истца доверенности Давыденко А.Н.
поддержал заявленные исковые требования по вышеуказанным основаниям, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокина Д.А. с иском не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении, пояснив, что истец был уволен со службы приказом УВД Брестского облисполкома от 29.11.2010 г., проживал на территории Республики Беларусь до 07.09.2011 г., но за назначением пенсии на территории постоянного места жительства (Республика Беларусь) не обращался. Представила возражения приобщенные к материалам дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
На основании пояснений сторон, приложенных к материалам дела сообщения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012г., справки из отдела внутренних дел Барановичского райисполкома УВД Брестского облисполкома от 06.12.2010г., приказа по личному составу ( выписка из приказа от 06.12.2010г.),справки от 12.09.2012г., вида на жительство в иностранного гражданина на территории РФ, военного билета, судом установлено, что истец является гражданином Республики Беларусь, где проходил службу в органах внутренних дел. Приказом УВД Брестского облисполкома от 29.11.2010г. был уволен со службы. 07 сентября 2011 года истец получил вид на жительство в Российской Федерации и с этого времени проживаю на территории Российской Федерации по месту регистрации: г. Воронеж, ул. Центральная, д. 83.В июле 2012 года в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области поступили документы из МВД Республики Беларусь для назначения пенсии в Российской Федерации. 30 июля 2007 года согласно ответа из ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области истцу было отказано в назначении пенсии на территории Российской Федерации, по тем основаниям, что на территории Республики Беларусь пенсия не назначалась, а в соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24.12.1993 г. назначение пенсий сотрудникам органов внутренних дел производится стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу или на территории которой проживал пенсионер.
Согласно Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", ратифицированного Российской Федерацией на основании Федерального Закона от 31.05.1999 N 103-ФЗ, установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством сторон, на территории которых они постоянно проживают.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту их жительства. В силу ч. 2 ст. 6 Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Федеральным Законом Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ и статьи 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство (абз. 11, п. 1, статьи 2).
Согласно Соглашения от 24 декабря 1993г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств -участников Содружества Независимых Государств" размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Учитывая данные обстоятельства, следует признать, что пенсия за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел может быть назначена как по месту прохождения службы, так и при обращении лица за ее назначением в государстве - участнике Соглашения от 24 декабря 1993 года по новому постоянному месту жительства, если такая пенсия ранее ему не назначалась. Анализ Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 года позволяет сделать вывод о том, что назначение пенсии за выслугу лет не связано с приобретением права на пенсию по законодательству исключительно того государства, в котором лицо проходило службу в органах внутренних дел. Каких-либо норм, ограничивающих права граждан на назначение пенсии за выслугу лет, в том числе прибывших на постоянное место жительства в другое государство - участник СНГ, в Соглашении от 13 марта 1992 года и от 24 декабря 1993 года не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
Поскольку Соглашение от 24 декабря 1993 года является международным договором, который является составной частью правовой системы Российской Федерации, следует признать, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, переехавших из государства места прохождения службы на постоянное жительство в другое государство -участник Соглашения, должно осуществляться в порядке, установленном этим Соглашением - а именно - законодательством государства, на территории которого они стали проживать.
Пенсия в Республике Беларусь истцу назначена не была и в частности в связи с тем, что ФИО2 выехал до обращения за назначением пенсии на постоянное жительство за границу.
С учетом того, что Республика Беларусь является одним из государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, право на назначение пенсии за выслугу лет истца как бывшего сотрудника органов внутренних дел Республики Беларусь, может быть реализовано в Российской Федерации, также являющейся государством - участником Соглашения от 24 декабря 1993 года на условиях, по нормам и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации, на территории которой он в настоящее время постоянно проживает.
В соответствии с положением п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", назначение пенсий гражданам государств -участников Соглашения производится по месту их жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Данное Соглашение подписано и ратифицировано и Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Согласно ч. 1 ст. 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно военному билету Республики Беларусь, ВБ № 030195 с 01.08.1987 г. по 19.03.1992 г. истец проходил службу в Вооружённых силах с 01.08. 1987 года по 28.06.1991 год в должности курсанта - обучение в высшем военно-политическом училище инженерных войск и войск связи; с 29.06.1991 г. по 19.03.1992 г. в должности заместителя командира роты. С 29.05.1995 г. по 06.12.2010 г. находился на службе в органах внутренних дел Республики Беларусь на должностях среднего и старшего начальствующего состава - 15 лет, 6 месяцев и 7 дней. Итого выслуга лет истца составляет более 20 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой из Отдела внутренних дел Барановичского райисполкома от 06.12.2010 года и Выпиской из Приказа Отдела внутренних дел Барановичского райисполкома от 06.12.2010 года приложенные к материалам дела.
В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
- военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств -участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, их службы в других государствах.
Учитывая изложенное, с учетом представленных истцом документов следует признать, что у истца имеются правовые основания для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.
Таким образом, требования истца о признании незаконным отказ Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012 г. в назначении пенсии за выслугу лет являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представленные истцом документы, с учетом вышеуказанных правовых норм подтверждают право истца на назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1. В свою очередь возражения ответчика являются необоснованными и опровергаются установленными в судебном заседании обстоятельствами. При этом следует отметить, что не назначение пенсии в государстве, в котором истец ранее постоянно проживал, в частности по причине не обращения в соответствующие органы на территории республики Беларусь законным основанием для отказа в назначении пенсии в РФ являться не может.
Кром того, следует отметить, что согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке. Иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 года, (Россией ратифицирована 4 августа 1994 года Федеральным законом N 16-ФЗ) документы, которые на территории одной из договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Согласно части 2 статьи 13 Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Исходя из указанных выше договоренностей стран СНГ, надлежащим образом оформленный на территории Белоруссии документ признается в РФ без каких-либо формальностей при наличии перевода Белорусской части документа на русский язык.
В соответствии со ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсия лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона назначается - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
С учетом того, что истец получил вид на жительство в Российской Федерации 07 сентября 2011 года и с этого времени проживает на территории Российской Федерации, на 07.09.2011г. имел правовые основания для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, суд находит необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию за выслугу лет с учетом положений статьи 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 07 сентября 2011 года.
Руководствуясь ст.ст.67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Признать отказ Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012 г. в назначении ФИО2 пенсии за выслугу лет незаконным.
Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить ФИО10 пенсию за выслугу лет с учетом положений статьи 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 07 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течении месяца со дня изготовления решения суда.
Судья:
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Костюковой Л.А.,
с участием представителя истца по доверенности Давыденко А.Н., и представителя ответчика по доверенности Сорокиной Д.А.,
в отсутствие истца
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО9 обратился в суд с иском указав, что является гражданином Республики Беларусь и до 7 сентября 2011 года проживал на территории Республики Беларусь. 7 сентября 2011 года он получил вид на жительство в Российской Федерации и с этого времени проживаю на территории Российской Федерации по месту регистрации. В июле 2012 года в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области поступили документы из МВД Республики Беларусь для назначения пенсии в Российской Федерации. 30 июля 2007 года согласно ответа из ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области истцу было отказано в назначении пенсии на территории Российской Федерации, по тем основаниям, что на территории Республики Беларусь пенсия не назначалась, а в соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24.12.1993 г. назначение пенсий сотрудникам органов внутренних дел производится стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу или на территории которой проживал пенсионер.
Считает отказ в назначении пенсии на территории РФ незаконным по тем основаниям, что он противоречит соглашению стран СНГ от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств -участников Содружества Независимых Государств", ратифицированным Российской Федерацией Федеральным законом от 31.05.1999 N 103-ФЗ, Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральному Закону Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральному Закону от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992г.
Просит суд с учетом уточнений признать незаконным отказ Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012 г. в назначении пенсии за выслугу лет. Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить пенсию за выслугу лет с учетом положений статьи 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 07 сентября 2011 года.
В судебном заседании представитель истца доверенности Давыденко А.Н.
поддержал заявленные исковые требования по вышеуказанным основаниям, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокина Д.А. с иском не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении, пояснив, что истец был уволен со службы приказом УВД Брестского облисполкома от 29.11.2010 г., проживал на территории Республики Беларусь до 07.09.2011 г., но за назначением пенсии на территории постоянного места жительства (Республика Беларусь) не обращался. Представила возражения приобщенные к материалам дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
На основании пояснений сторон, приложенных к материалам дела сообщения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012г., справки из отдела внутренних дел Барановичского райисполкома УВД Брестского облисполкома от 06.12.2010г., приказа по личному составу ( выписка из приказа от 06.12.2010г.),справки от 12.09.2012г., вида на жительство в иностранного гражданина на территории РФ, военного билета, судом установлено, что истец является гражданином Республики Беларусь, где проходил службу в органах внутренних дел. Приказом УВД Брестского облисполкома от 29.11.2010г. был уволен со службы. 07 сентября 2011 года истец получил вид на жительство в Российской Федерации и с этого времени проживаю на территории Российской Федерации по месту регистрации: г. Воронеж, ул. Центральная, д. 83.В июле 2012 года в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области поступили документы из МВД Республики Беларусь для назначения пенсии в Российской Федерации. 30 июля 2007 года согласно ответа из ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области истцу было отказано в назначении пенсии на территории Российской Федерации, по тем основаниям, что на территории Республики Беларусь пенсия не назначалась, а в соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24.12.1993 г. назначение пенсий сотрудникам органов внутренних дел производится стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу или на территории которой проживал пенсионер.
Согласно Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", ратифицированного Российской Федерацией на основании Федерального Закона от 31.05.1999 N 103-ФЗ, установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством сторон, на территории которых они постоянно проживают.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту их жительства. В силу ч. 2 ст. 6 Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Федеральным Законом Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ и статьи 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство (абз. 11, п. 1, статьи 2).
Согласно Соглашения от 24 декабря 1993г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств -участников Содружества Независимых Государств" размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Учитывая данные обстоятельства, следует признать, что пенсия за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел может быть назначена как по месту прохождения службы, так и при обращении лица за ее назначением в государстве - участнике Соглашения от 24 декабря 1993 года по новому постоянному месту жительства, если такая пенсия ранее ему не назначалась. Анализ Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 года позволяет сделать вывод о том, что назначение пенсии за выслугу лет не связано с приобретением права на пенсию по законодательству исключительно того государства, в котором лицо проходило службу в органах внутренних дел. Каких-либо норм, ограничивающих права граждан на назначение пенсии за выслугу лет, в том числе прибывших на постоянное место жительства в другое государство - участник СНГ, в Соглашении от 13 марта 1992 года и от 24 декабря 1993 года не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
Поскольку Соглашение от 24 декабря 1993 года является международным договором, который является составной частью правовой системы Российской Федерации, следует признать, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, переехавших из государства места прохождения службы на постоянное жительство в другое государство -участник Соглашения, должно осуществляться в порядке, установленном этим Соглашением - а именно - законодательством государства, на территории которого они стали проживать.
Пенсия в Республике Беларусь истцу назначена не была и в частности в связи с тем, что ФИО2 выехал до обращения за назначением пенсии на постоянное жительство за границу.
С учетом того, что Республика Беларусь является одним из государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, право на назначение пенсии за выслугу лет истца как бывшего сотрудника органов внутренних дел Республики Беларусь, может быть реализовано в Российской Федерации, также являющейся государством - участником Соглашения от 24 декабря 1993 года на условиях, по нормам и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации, на территории которой он в настоящее время постоянно проживает.
В соответствии с положением п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", назначение пенсий гражданам государств -участников Соглашения производится по месту их жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Данное Соглашение подписано и ратифицировано и Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Согласно ч. 1 ст. 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно военному билету Республики Беларусь, ВБ № 030195 с 01.08.1987 г. по 19.03.1992 г. истец проходил службу в Вооружённых силах с 01.08. 1987 года по 28.06.1991 год в должности курсанта - обучение в высшем военно-политическом училище инженерных войск и войск связи; с 29.06.1991 г. по 19.03.1992 г. в должности заместителя командира роты. С 29.05.1995 г. по 06.12.2010 г. находился на службе в органах внутренних дел Республики Беларусь на должностях среднего и старшего начальствующего состава - 15 лет, 6 месяцев и 7 дней. Итого выслуга лет истца составляет более 20 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой из Отдела внутренних дел Барановичского райисполкома от 06.12.2010 года и Выпиской из Приказа Отдела внутренних дел Барановичского райисполкома от 06.12.2010 года приложенные к материалам дела.
В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
- военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств -участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, их службы в других государствах.
Учитывая изложенное, с учетом представленных истцом документов следует признать, что у истца имеются правовые основания для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.
Таким образом, требования истца о признании незаконным отказ Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012 г. в назначении пенсии за выслугу лет являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представленные истцом документы, с учетом вышеуказанных правовых норм подтверждают право истца на назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1. В свою очередь возражения ответчика являются необоснованными и опровергаются установленными в судебном заседании обстоятельствами. При этом следует отметить, что не назначение пенсии в государстве, в котором истец ранее постоянно проживал, в частности по причине не обращения в соответствующие органы на территории республики Беларусь законным основанием для отказа в назначении пенсии в РФ являться не может.
Кром того, следует отметить, что согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке. Иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 года, (Россией ратифицирована 4 августа 1994 года Федеральным законом N 16-ФЗ) документы, которые на территории одной из договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Согласно части 2 статьи 13 Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Исходя из указанных выше договоренностей стран СНГ, надлежащим образом оформленный на территории Белоруссии документ признается в РФ без каких-либо формальностей при наличии перевода Белорусской части документа на русский язык.
В соответствии со ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсия лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона назначается - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
С учетом того, что истец получил вид на жительство в Российской Федерации 07 сентября 2011 года и с этого времени проживает на территории Российской Федерации, на 07.09.2011г. имел правовые основания для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, суд находит необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию за выслугу лет с учетом положений статьи 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 07 сентября 2011 года.
Руководствуясь ст.ст.67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Признать отказ Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области от 30.07.2012 г. в назначении ФИО2 пенсии за выслугу лет незаконным.
Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить ФИО10 пенсию за выслугу лет с учетом положений статьи 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 07 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течении месяца со дня изготовления решения суда.
Судья: