Дело № 3а-202/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» мая 2018 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Булата А.В.,
при секретаре Ткаченко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семизидис А.Т. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Семизидис А.Т. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 454 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером <...>, общей площадью 1117,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей.
Заявление мотивировано тем, что, будучи арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> Семизидис А.Т. уплачивает арендную плату в сумме, зависящей от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Кроме того, Семизидис А.Т. является собственником объекта капитального строительства – нежилого здания с кадастровым номером <...>. Завышенная кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рубля; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, являются неверными и нарушают его права.
В судебном заседании представитель Семизидис А.Т. – Пугачева М.С., действующая на основании доверенности, уточнила ранее заявленные административные исковые требования. Просит суд установить в отношении спорных объектов недвижимости кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости установленной на основании судебной экспертизы, выполненной ООО «<...>».
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, согласно договору аренды земельного участка <...> от 11 ноября 2010 года, соглашению о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 17 декабря 2010 года административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 454 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Размер годовой арендной платы установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Срок действия договора аренды – до 28 октября 2020 года.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации.
Административному истцу на праве собственности также принадлежит объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером <...>, общей площадью 1117,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <...> от 15 марта 2016 года.
В соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 статьи 402 НК РФ.
Согласно данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 03 ноября 2017 года.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2017 года.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости: с кадастровым номером <...> является 01 января 2016 год; с кадастровыми номерами <...> – 29 февраля 2016 год, что подтверждается сведениями, предоставленными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле. Иных данных о дате определения оспариваемой кадастровой стоимости суду не представлено, в связи с чем, суд считает указанные сведения достоверными.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению имущественного налога и арендных платежей.
В суд заявителем представлен отчет <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, выполненный 11 ноября 2017 года оценщиком ООО «<...>». Оценщиком рыночная стоимость указанного земельного участка установлена по состоянию на 01 января 2016 года в размере <...> рублей.
Согласно данным отчета <...> об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненного 11 ноября 2017 года оценщиком ООО «<...>» рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> по состоянию на 29 февраля 2016 года составляет <...> рубля.
В ходе рассмотрения административного иска судом установлено, что представленные отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости вызывают сомнения в достоверности и корректности приведенных данных и методов расчетов. В связи с чем, учитывая наличие недостатков в отчетах об установлении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением суда от 12 января 2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «<...>» <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым номером <...> на дату определения кадастровой стоимости (01 января 2016 года) составляет <...> рублей;
- с кадастровым номером <...> на дату определения кадастровой стоимости (29 февраля 2016 года) составляет <...> рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что могло бы поставить под сомнение достоверность выводов судебного эксперта о размере рыночной стоимости спорного объекта оценки на дату определения кадастровой стоимости, лицами участвующими в деле, возражавшими против удовлетворения заявленных требований, не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы на предмет определения данного показателя не заявлялось.
Оснований не доверять представленному заключению судебной экспертизы у суда не имеется.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд считает, что по рассматриваемому делу кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть определена на основании заключения судебной оценочной экспертизы, подготовленной ООО «<...>», поскольку указанная экспертиза соответствует принципам проверяемости, существенности и однозначности. Изложенные экспертом суждения основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, существо проведенных исследований является понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как собственника и арендатора объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования, суд считает возможным удовлетворить административный иск Семизидис А.Т. и установить в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной в соответствии с заключением вышеуказанной судебной экспертизы.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения Комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, которая является предметом оспаривания, внесена в реестр 01 февраля 2017 года, именно с указанной даты подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> следует установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости равной <...> рублей на период с 01 февраля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> - кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости равной <...> рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Административный истец обратился с настоящим административным иском в суд 06 декабря 2017 года, сведений об обращении Семизидис А.Т. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 06 декабря 2017 года.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Семизидис А.Т. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 454 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2016 года, в размере <...> рублей, на период с 01 февраля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <...>, общей площадью 1117,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 29 февраля 2016 года, в размере <...> рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>.
Датой подачи заявления Семизидис А.Т. о пересмотре кадастровой стоимости считать 06 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 мая 2018 года.
Судья А.В. Булат
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>