№2-7350/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туманова В. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истец полагает данный отказ незаконным, с учетом уточнения требований просит обязать ответчика включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы в должности заведующего приемным отделением Кондопожской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения на курсах повышения квалификации, военных сборах, специализации, командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы как один год и три месяца) периоды работы врачом-терапевтом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец не участвовал, его представитель Бровина М.Г., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что должность заведующего приемным отделением истец совмещал с должностью врача-терапевта. Больница небольшая, кроме истца в приемном отделении никто не лечил.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующий на основании доверенности, поддержала доводы решения ответчика.
Третье лицо ГБУЗ «Городская поликлиника №4» своего представителя в судебное заседание не направило, в представленном отзыве поддержала доводы истца.
Третье лицо ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» своего представителя в судебное заседание не направило.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении досрочной пенсии в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа. Согласно решению ответчика стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 26 лет 10 месяцев 29 дней, что меньше требуемого стажа – 30 лет.
В специальный стаж работы истцу не были учтены спорные периоды работы в должности заведующего приемным отделением Кондопожской ЦРБ, поскольку являясь врачом-руководителем, не подтверждено осуществление лечебной деятельности; периоды нахождения на курсах повышения квалификации, военных сборах, специализации, командировках, поскольку такой учет не предусмотрен Правилами №516 и сведениями персонифицированного учета; периоды работы в сельской местности в льготном исчислении.
Как установлено, досрочная страховая пенсия назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).
В соответствии с пп.«н» п.1 и п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список №464);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список №1066);
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления таких периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (далее – Список №781).
Как установлено в судебном заседании истец имеет квалификацию врача (диплом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в <данные изъяты>, в спорные периоды, после окончания одногодичной интернатуры занимая должность заведующего приемным отделением.
Согласно Перечню №1397, действующему в спорный период работы истца, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме прочего, засчитывается работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.
Согласно должностной инструкции заведующего приемным отделением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на должность заведующего назначается квалифицированный врач, имеющий сертификат специалиста. В его обязанности, кроме прочих, входит обеспечение своевременного оказания пациентам экстренной медицинской помощи, проведение начальных реанимационных мероприятий; проведение осмотра пациентов, поступающих по экстренным показаниям; проведение медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Таким образом, спорные периоды работы истца в должности заведующего приемным отделением в силу действующего в спорные периоды законодательства подлежат учету в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Сторона ответчика указывает на то, что врачам-руководителям необходимо осуществлять лечебную деятельность. Между тем, такое требование появилось в Списках №464 и №781 (в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списками), действие которых началось с января 1992 года. Между тем, как установлено в судебном заседании, следует из уточняющей справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, лицевых счетов за ДД.ММ.ГГГГ, истец, исполняя обязанности заведующего, также по совмещению на 0,5 ставки исполнял обязанности врача-терапевта. Согласно Журналам регистрации амбулаторных больных за спорные периоды истец производил осмотр и медицинские манипуляции с поступающими в приемное отделение пациентами.
Как следует из п.2 примечания Приложения №3 к Приказу Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» наименование врачебной должности формируется с учетом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения. Например: «врач-терапевт», «заведующий отделением - врач-хирург».
В силу изложенного то обстоятельство, что работодателем наименование должности истца «заведующий» не было в штатном расписании дополнено наименованием «врач-терапевт» при фактическом исполнении таких обязанностей не может негативно отразиться на пенсионных правах истца.
С учетом изложенного требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению требования истца в отношении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, военных сборах, специализации, командировках в период работы в <данные изъяты> и <данные изъяты>, поскольку на обозначенные мероприятия истец направлялся работодателем с сохранением заработной платы.
При этом, судом также принимаются во внимание положения пп.«ж» п.1 Положения №1397, ст.112 КЗоТ РФ, ст.187 ТК РФ, ст.ст.69, 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.167 ТК РФ, ст.72 Закона СССР от 12.10.1967 №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», п.32 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 №605, п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В связи с изложенным, поскольку спорные периоды приравниваются к работе, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Соответственно, они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Между тем, оснований для удовлетворения требований истца об учете в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы как один год и три месяца) периоды работы врачом-терапевтом <данные изъяты> и <данные изъяты> не имеется в силу следующего.
Согласно Положению №1397 если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.
Согласно Списку №464 исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Между тем, согласно трудовой книжке истца и лицевым счетам учреждения, а также выписке из лицевого счета застрахованного лица в спорные периоды истец являлся работником <данные изъяты>, в указанных учреждениях (амбулаториях) находился по направлению работодателя, в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ работа в <данные изъяты> указана как командировка. Доказательств того, что истец был принят в обозначенные амбулатории на основании приказов, с установлением соответствующих начислений суду не представлено.
В силу изложенного, требования истца в отношении периодов его работы подлежат частичному удовлетворению.
Принимая во внимание ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и достаточность, с учетом включения оспариваемых периодов, у истца стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, следует обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения к ответчику - 12.10.2016.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия учесть Туманову В. В. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
нахождения на курсах повышения квалификации, военных сборах, специализации, командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. ЧернобайМотивированное решение изготовлено 18.12.2017.