Дело №10RS0011-01-2021-013019-59 (2а-5444/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2021 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фомина Максима Андреевича об оспаривании решения должностного лица ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия об отказе в передаче телевизионного приемника,
установил:
Административный иск заявлен в связи с тем, что решением врио. начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК от 06.07.2021 № ОГ-11/ТО/35-1-131 Фомину М.А. отказано в передаче телевизионного приемника от его близкого родственника, с чем административный истец не согласен, просит оспариваемое решение отменить.
Определением суда от 13.07.2020 к участию в деле привлечены в качестве: административного соответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске доводам, дополнительно пояснил, что телевизионный приемник он хотел получить от своей сестры для личного пользования только в своей камере.
Представители административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК Ренк О.А., Рыжиков Д.Р. и заинтересованного лица УФСИН России по РК Никифоров В.В. в судебном заседании полагали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
В силу ст. 1 уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Как следует из материалов дела, Фомин М.А. 06.05.1988 г.р, 26.12.2014 осужден Олонецким районным судом по Республике Карелия, по ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 228 УК РФ, применено наказание в виде лишение свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 3 года, со штрафом в размере 120 000 рублей. Постановлением Кондопожского городского суда Республики Карел от 07.04.2017 испытательный срок продлен на 1 месяц, начало срока: 03.07.2017, конец срока: 02.07.2021.
Приговором Петрозаводского городского суда от 29.05.2020 Фомин М.А осужден поч. 3 ст.30п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 сроком на12 лет лишения свободы, со штрафом вразмере 120 000 рублей, по ст.70 УК РФ частично присоединена не отбытая часть наказания по приговору Олонецкого районного суда от 26.12.2014, всего к отбытию наказания в виде лишения свободы 12 лет 6 месяцевсо штрафом 120 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, начало срока: 11.11.2020 года, конец срока: 28.11.2032 года.
24.06.2021 истец обратился в адрес врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК с письменным заявлением, зарегистрированным за № ОГ-140 от 28.06.2021 с просьбой разрешить ему получить от его близкого родственника телевизионный приемник.
06.07.2021 на данное обращение административному истцу был дан письменный ответ (исх. № 11/ТО/35-1-131), в котором ему разъяснен порядок использования телевизионного приемника, дополнительно сообщено, что в камере № 9 в которой он содержится, имеется и используется для коллективного просмотра лицами, содержащимися в вышеуказанном помещении, телевизионный приемник, что подтверждает справка начальника ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия А.С. Хаанпея от 30.06.2021.
В настоящий момент Фомин М.А находится в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия на основании ст. 77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу.
Согласно части 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В силу частей 3 и 4 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц. Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 16 декабря 2016 N 295, они устанавливают правила внутреннего распорядка, в том числе, в следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении осужденных, оставленных в следственном либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.
Согласно примечанию 4 к Перечню, являющемуся приложением N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, телевизионные приемники и радиоприемники используются только для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией исправительного учреждения.
Такой порядок продиктован особенностями размещения осужденных в исправительных учреждениях, что предполагает соблюдение определенных правил совместного проживания, проведения свободного времени.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (далее Правила N 189) камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке), вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).
Таким образом, камера, где содержится Фомин М.А., оборудуется телевизором при наличии такой возможности.
На основании приложения N 2 утвержденного Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету предметы, входящие в перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания утвержденный данным Приказом. Телевизоры, телевизионные приемники в данном Перечне предметов отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на Фомина М.А. не распространяются положения статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений в части пользования личным телевизором.
На основании утвержденного начальником ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия от 25.01.2021 графика выдачи телевизионных приемников в камеры ПФРСИ, выдача телевизионных приемников производится в порядке очередности, из расчета одна неделя через одну неделю. Также при наличии телевизионный приемник может быть оставлен в камере на дополнительную неделю.
При содержании в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, даже в условиях просмотра телевизионного телеприемника в порядке очередности, истец просматривал телевизионные передачи в большем количестве часов, нежели установлено действующим законодательством, распространяющееся на осужденных, чей приговор суда вступил в законную силу. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, указанными самим административным истцом в своем административном иске, а также объяснениями осужденных Яковчук А.Л. и Клочек В.И., содержащихся с Фоминым М.А. в одной камере.
Таким образом, административный истец не был ущемлен в своих правах, имел возможность пользоваться телевизионным приемником в неограниченном количестве времени, в соответствии с распорядком дня установленном в учреждении.
Давая правовую оценку действиям административного ответчика, суд исходит из того, что они соответствуют требованиям Федерального закона от 2 мая 2016 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Действий, повлекших нарушение прав заявителя при разрешении его обращения, административным ответчиком не совершено, бездействия не допущено, в установленный законом срок был дан ответ на обращение административного истца.
В силу указаний пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований Фомина М.А. не установлена, правовых основания для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
решил:
В удовлетворении требований Фомина Максима Андреевича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2021