Дело № 2-4928/2021
УИД 54RS0007-01-2021-004709-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года |
г. Новосибирск |
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи |
Демичевой Н.Ю. |
при секретаре |
Матченя А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Автушкина Игоря Викторовича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказания о возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Автушкин И.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Новосибирской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 4500000 рублей.
В обоснование требований истец указал, что в феврале 2005 года ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ. 25.12.2006г. Ленинским районным судом г. Новосибирска в отношении него повторно вынесен оправдательный приговор. Избранная ему мера пресечения в виде заключения под стражу отменена и за ним признано право на реабилитацию. За все время незаконного привлечения его к уголовной ответственности в качестве подозреваемого, а затем обвиняемого он испытывал унижающее чувство неполноценности, бессилия, несправедливости и беззащитности. Кроме того, условия содержания в СИЗО были ненадлежащими: его содержали в тесных и переполненных камерах, спать приходилось поочередно, в туалет ходить на глазах сокамерников, табачный дым и сырость в камерах не выветривались, дневной свет в камеру попадал плохо, а тусклый электрический свет никогда не выключался, что способствовало постоянному эмоциональному напряжению и вызывало усталость. Телевизора и радио в камере не было. Таким образом, бездействием должностных лиц, связанным с неисполнением обязанностей по созданию бытовых условий и обеспечению нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 кв.м., нарушены его конституционные права. Вследствие незаконного привлечения его к уголовной ответственности и заключения под стражу им утрачены отношения с гражданской женой и родственниками, разрушены планы на личную жизнь. По данному делу им незаконно в СИЗО проведено боле 18 месяцев.
В судебное заседание истец Автушкин И.В. не явился, извещен, отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области (г. Куйбышев Новосибирская область), ходатайств об участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи не заявил (л.д. 55,71,109, 129,137).
Представитель ответчика Минфин РФ Гринь М.Л. в судебном заседании просил снизить размер компенсации морального вреда в части незаконного привлечения к уголовной ответственности, а в части компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО №1, полагал, что Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку им должен выступать главный распорядитель бюджетных средств; поддержал доводы письменных возражений (л.д.74-76).
Представитель привлеченного к делу соответчика ФСИН России Красицкая Я.В., она же представитель третьих лиц ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Новосибирской области и ГУФСИН России по Новосибирской области в судебном заседании исковые требования не признала, просила в них отказать как недоказанных, поскольку истец обратился в суд за защитой, спустя 14 лет после убытия из СИЗО №1, что сделало невозможным предоставить документы, подтверждающие или опровергающие его доводы, т.к. данные документы уничтожены в связи с истечением сроков хранения. Сам истец не предоставил суду каких-либо доказательств своих доводов. Поддержала письменный отзыв, приобщенный к материалам дела (л.д.86-88).
Представитель третьего лица прокуратуры Новосибирского области Цыплакова В.И. не оспаривала право истца на получение компенсации морального вреда ввиду реабилитации, однако просила снизить ее размер с учетом принципа разумности и справедливости.
Выслушав пояснения представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, обозрев оригиналы дел с актами об уничтожении документов, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу положений ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
Признание права на реабилитацию - обязанность государства, реализуемая уполномоченными должностными лицами, которая осуществляется в процессуальном документе, завершающем предварительное расследование или судебное производство в отношении данного подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, - в постановлении, определении, приговоре (ст. 134 УПК РФ).
Реабилитированным является лицо, имеющее в соответствии с УПК РФ право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием (п. 35 ст. 5 УПК РФ).
Согласно п.1 ч.2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
В соответствии с п. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации морального вреда в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Компенсация морального вреда по смыслу положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) является одним из способов защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, представляет собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ч.1).
Согласно части 2 статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ч.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует из материалов дела, приговором Ленинского районного суда г. Новосибирска от 23 августа 2005 года Автушкин Игорь Викторович оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ, за отсутствием в его действиях состава преступления. Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении него отменена, он освобожден из-под стражи в зале суда. За Автушкиным И.В. признано право на реабилитацию и обращение в Ленинский районный суд г. Новосибирска с требованием о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда в связи с уголовным преследованием (л.д.21-26).
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 26.09.2005 года оправдательный приговор федерального суда общей юрисдикции Ленинского района города Новосибирска от 23.08.2005 года в отношении Автушкина Игоря Викторовича отменен, удовлетворено кассационное представление государственного обвинителя и кассационная жалоба потерпевшего. Уголовное дело направлено на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства в тот же суд, в ином составе (л.д.35-37).
Впоследствии приговором Ленинского районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2006 года Автушкин Игорь Викторович вновь оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ, за отсутствием в его действиях состава преступления. Избранная в отношении Автушкина И.В. по настоящему делу мера пресечения в виде заключения под стражу отменена. За Автушкиным И.В. признано право на реабилитацию и обращение в судебные органы в соответствии со ст. 135, 136 УПК РФ с требованием о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда в связи с уголовным преследованием (л.д.27-34).
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 28.02.2007 года оправдательный приговор федерального суда общей юрисдикции Ленинского района города Новосибирска от 23.08.2005 года в отношении Автушкина Игоря Викторовича оставлен без изменения, а кассационное представление государственного обвинителя Сигаева Д.Б. – без удовлетворения (л.д.38-41).
Вышеуказанными доказательствами полностью доказано незаконное уголовное преследование Автушкина И.В. по части 1 статьи 105 УК РФ. Данное преступление относится к особо тяжким преступлениям.
Одновременно с этим суд отмечает, что под стражей в ФКУ СИЗО №1 Автушкин И.В. находился в период с 17.12.2005 года по 01.02.2007 года. При этом с 19.04.2006 года по приговору Ленинского районного суда г. Новосибирска по ч.2 ст. 159 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ ему присоединено наказание по приговору того же суда от 26.02.2004г. и назначен общий срок 3 года 6 месяцев лишения свободы (л.д.106-107).
Соответственно, в связи с уголовным преследованием по ч.1 ст. 105 УК РФ истец Автушкин И.В. находился под стражей в ФКУ СИЗО №1 всего 4 месяца 2 дня, а не как указывает истец в своем заявлении более 18 месяцев.
Суду очевидно, что истец испытывал чувство несправедливости за обвинение в совершении особо тяжкого преступления, а потому суд находит исковые требования о компенсации морального вреда законными и обоснованными. При этом суд также учитывает, что право на реабилитацию, включающее в себя, в том числе, возмещение морального вреда, не зависит от характеристики поведения реабилитированного лица и должно быть им реализовано согласно п.1 ч.2 ст. 133 УПК РФ.
Пунктом 2 статьи 2 ГК РФ установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим:
Статьей 1100 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания или исправительных работ.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем истец, заявляя о том, что вследствие незаконного привлечения его к уголовной ответственности им утрачены отношения с гражданской женой и родственниками, не предоставил суду каких-либо этому доказательств.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, срок уголовного преследования, характер и все совершенные уголовно-процессуальные действия, личность и возраст истца, характер и тяжесть вменяемого ему преступления, в совершении которого он был оправдан, степень и характер нравственных и физических страданий истца и их период, в пределах разумного и доказанного, руководствуясь правилами ст. ст. 1099 - 1101, п.1 ст. 1070 ГК РФ, и правом истца на реабилитацию от незаконного уголовного преследования, - суд определяет к взысканию с ответчика Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В части требований истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО №1 суд приходит к следующему:
Надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям Автушкина И.В. является ФСИН России, поскольку на ФСИН России действующим законодательством возложены функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Из анализа статей 1069, 151, 1100 ГК РФ следует, что в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежат возмещению причиненные этим убытки. Моральный вред подлежит возмещению в случае совершения государственным органом (должностным лицом этого органа) виновных незаконных действий (бездействий). Таким образом, для взыскания компенсации морального вреда, исходя из заявленных требований, необходимо установить незаконность действий должностного лица, совершение этого действия виновно, наличие вреда и причинно-следственной связи между вредом и такими действиями. Вред подлежит возмещению только при наличии всех элементов.
Согласно ст.3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Вместе с тем, истец, заявляя спустя более 14 лет о ненадлежащих условиях его содержания в ФКУ СИЗО №1, не предоставил каких-либо тому относимых, допустимых и достоверных доказательств.
При этом представитель третьего лица по делу ФКУ СИЗО №1 указал в справке от 31.08.2021г. о том, что камерах, в которых в период с 17.12.2005 по 01.02.2007г., содержался Автушкин М.В. (№№318, 17, 32, 16, 30, 43), в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005г. №189, - были оборудованы умывальником, столом и скамейкой, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, зеркалом, вмонтированным в стену; бочком для питьевой воды и подставкой под него, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, санитарным узлом. Камеры были побелены известью, стены окрашены масляной краской на высоту 1,7 метра, сантехническое оборудование в камерах находилось и находится в исправном состоянии, при наличии неисправностей, выявленных при техническом осмотре и по заявлениям спецконтингента, принимаются меры по ремонту оборудования. В камерах имеется вентиляция через форточку оконного проема, также имеется вентиляционная отдушина над дверью в камеру, входящая в коридор. Водоснабжение осуществлялось от городских сетей. Качество воды отвечает требованиям СанПин 2.1.4.107401. Горячее водоснабжение в камерах не было предусмотрено проектированием. ФКУ СИЗО №1 подключено к городским сетям водопровода и канализации. Теплоснабжение учреждения осуществлялось от собственной котельной, работавшей на твердом топливе. Отопительная система находилась и находится в технически исправном состоянии. В связи с истечением сроков хранения документов за 2005-2007 годы, образующихся в деятельности учреждения, предоставить иную информацию об условиях содержания не представляется возможным (л.д.44).
Согласно с п. 40 Приказа Минюста России от 14.10.2005 №189 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Исследовать наличие или отсутствие обращений Автушкина И.В. в ГУФСИН России по Новосибирской области по вопросу ненадлежащего содержания в ФКУ СИЗО-1, суду не представилось возможным в связи с тем, что срок хранения дел «Переписка по жалобам и заявлениям граждан (осужденных)» с годами формирования 2005-2007 годы -истек (10 лет) и данные дела уничтожены соответственно за 2005г. – в 2016г., за 2006 год – в 2017 году и за 2007г. – в 2018 году (л.д. 89).
Аналогичные данные содержит справка ФКУ СИЗО-1 об уничтожении в связи с истечением 10-летнего срока хранения журналов учета жалоб и заявлений от подозреваемых, обвиняемых и осужденных за 2005-2007 годы (л.д.90).
Доводы истца о переполненности камер, в которых он содержался в ФКУ СИЗО-1 также не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств этому истец не предоставил, а «Журналы количественного учета заключенных» за 2005, 2006 и 2007 годы уничтожены в связи с истечением сроков их хранения (10 лет) (л.д.91). Акты об их уничтожении обозрены судом в ходе судебного разбирательства.
Судом также принято во внимание то, что, согласно представленному ответу Прокуратуры Новосибирской области Автушкин И.В. по вопросам нарушения прав на надлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области не обращался (л.д.103).
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований Автушкина И.В. в части возмещения морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░░ ░.░.