Дело № 2-104/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
17 марта 2017 года гражданское дело по иску Рубцовой Л.М. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о признании решения незаконным и его отмене, обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона РК «О социальной поддержки населения в Республике Коми»
установил:
Рубцова Л.М. обратилась в суд к ГБУ «ЦСЗН Прилузского района» с иском о признании решения незаконным и его отмене, обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные для перешедших на пенсию педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности. В обоснование заявленных требований указано, что истец имеет стаж работы воспитателем групп раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет, и, по нормам действующего законодательства, после перехода на пенсию имеет право на льготу в виде бесплатного предоставления квартир с отоплением и освещением. Однако в предоставлении данных МСП, решением ответчика от 24.11.2016г. № было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что на момент выхода на пенсию педагогическим работником истец не являлась (занимаемая должность медсестра – воспитатель). При изложенных обстоятельствах, по мнению ответчика, право на получение МСП, предусмотренных ст. 18 Закона РК от 12.11.2004г. №-РЗ, Рубцова не имеет. Полагая вышеуказанное решение незаконным, истец обратилась в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.
Представитель ответчика в суде не присутствует, просив о разбирательстве дела без их участия. Согласно представленного суду письменного отзыва, иск не признает в полном объеме, по основаниям, в нем изложенным.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Рубцовой Л.В., суд приходит к следующему.
В силу ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пунктам «е», «ж» и «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 года, предусматривалось, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочим поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации 1 расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и 1 порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 8 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе установлены Законом РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Частью 2 ст. 18 Закона РК № 55-РЗ установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
Установленные частью 2 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки (ч. 3 вышеуказанного закона)
Из буквального толкования положений ст. 18 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ следует, что право на меры социальной поддержки распространяется на педагогических работников, при одновременном наличии следующих условий:
- проживающих в сельских населенных пунктах;
- имеющих стаж работы не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных организациях Республики Коми, расположенных в сельских населенных пунктах;
- имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки;
- прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии).
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Материалами дела установлено, что Рубцова Л.М. зарегистрирована и проживает по адресу: Республика Коми, <адрес>
Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно - территориального деления ОК 019-95, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995г. №, объектами классификации в Общероссийском классификаторе объектов административно – территориального деления (ОКАТО) являются, в том числе, сельсоветы и сельские населенные пункты. Так, согласно ОКАТО, к сельсоветам Прилузского района Республики Коми, относится, в т.ч. Объячевский (с. Объячево).
Следовательно, на момент обращения к ответчику истец проживала и в настоящее время проживает в сельском населенном пункте.
Доказано также, что 29 июня 1972 года Рубцова Л.М. окончила Сыктывкарское медицинское училище Минздрава Коми АССР по специальности «медсестра общего профиля», что подтверждается дипломом № от 29.06.72г., копия которого имеется в материалах дела.
В период с 03.05.1982г. по 22.05.1982г. Рубцова Л.М. проходила обучение в Коми республиканском институте усовершенствования учителей по программе повышения квалификации воспитателей групп раннего возраста дошкольных учреждений, что подтверждается справкой ГОУДПО «КРИРО» от 19.01.2017г. №.
Удостоверением №, выданным 17.09.1988г. Коми республиканским институтом усовершенствования учителей, копия которого имеется в материалах дела, установлено, что с 04.09.1988г. по 17.09.1988г. Рубцова Л.М. обучалась на курсах повышения квалификации по специальности «воспитание групп раннего возраста».
Из свидетельства № от 13.12.1996г., выданного Коми республиканским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования следует, что в период с 09.12.1996г. по 13.12.1996г. Рубцова Л.М. обучалась на курсах повышения квалификации по теме «физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях».
Согласно записей трудовой книжки, истец осуществляла трудовую деятельность, в т.ч.:
- с 04.05.1981г. по 13.02.1982г. – в должности медсестры Тыдорского ясли-сада;
- с 15.02.1982г. по 02.01.1985г. – в должности медсестры-воспитателя ясли-сада в д. Тыдор Объячевского сельского совета;
- с 02.01.1985г. по 01.04.1992г. - в должности медсестры ясли-сада в д. Тыдор Объячевского сельского совета;
- с 02.04.1992г. по 31.10.2007г. - в должности старшей медсестры-воспитателя ясли-сада в д. Тыдор Объячевского сельского совета.
При этом, как следует из справки МБДОУ «Детский сад» д. Калининская (ранее ясли-сад д. Тыдор) от 01.11.2016г. №:
- приказом № от 15.02.1982г. Рубцова Л.М. принята в Тыдорский ясли-сад Объячевского сельского совета в качестве воспитателя на 0,75ст. и 0,25ст. старшей медсестры. Уволена в связи с переводом в распоряжение совхоза «Объячевский» по п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР (приказ № от 03.01.1985г.);
- приказом №/к от 02.01.1985г. Рубцова Л.М. принята в Тыдорский ясли-сад в качестве воспитателя на 0,75ст. и 0,25ст. старшей медсестры. Уволена в связи с переводом в распоряжение Объячевского сельского совета по п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР (приказ №-к от 10.04.1992г.);
- приказом № от 02.04.1992г. Рубцова Л.М. принята в Тыдорский ясли-сад Объячевского сельского совета в качестве воспитателя на 0,5ст. и 0,5ст. старшей медсестры. Приказом № от 16.01.1998г. переведена на 0,38ст. старшей медсестры и 0,7ст. воспитателя с 12.01.1998г. Уволена по собственному желанию по п. 3 ст. 77 ТК РФ (приказ № от 31.10.2007г.).
Отсюда, суд приходит к выводу о том, что стаж работы истца в муниципальном образовательном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте превышает 10-летний порог, установленный ст. 18 Закона РК "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
На основании личного заявления, с 23.07.2003г. истцу была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по достижении возраста 50 лет, при наличии стажа работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет).
Доказано также, что на момент назначения пенсии истец осуществляла трудовую деятельность в должности старшей медицинской сестры-воспитателя ясли-сада в д. Тыдор Объячевского сельского совета.
Между тем, как следует из оспариваемого истцом решения и письменных объяснений ответчика, по мнению последнего, права на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона РК от 12.11.2004г. №-РЗ, Рубцова не имеет, поскольку на момент выхода на пенсию педагогическим работником не являлась.
Однако, по убеждению суда, данный довод ответчика основан на неправильном толковании норм материального права.
В частности, в силу п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
То обстоятельство, что в период работы медицинской сестрой – воспитателем истец непосредственно выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей подтверждается показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2 не доверять которым у суда нет оснований, т.к. свидетели предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а какой-либо личной заинтересованности в исходе рассматриваемого дела со стороны данных свидетелей не установлено. В то же время, запрета на подтверждение характера работы свидетельскими показаниями при решении вопроса о праве на меры социальной поддержки федеральное и региональное законодательство Республики Коми не содержат.
Из системного толкования положений п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" и пп. 8 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что указанные правовые акты ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений не содержат и не наделяют органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки.
По характеру выполняемых функций и специфике работы ясли – сады относятся к детским дошкольным образовательным учреждениям, что соответствует требованиям Закона "Об образовании", которым не определено различие в условиях и характере профессиональной деятельности образовательного учреждения.
Законодателем Республики Коми ограничения в предоставлении мер социальной поддержки, вышедшим на пенсию педагогическим работникам по оплате жилого помещения в зависимости от наименования должности и вида образовательного учреждения также не установлены.
Таким образом, как на федеральном, так и на региональном уровне норма, дифференцированно устанавливающая меры социальной поддержки, вышедшим на пенсию педагогам, в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и занимаемой должности, отсутствует.
В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм; по мнению суда, в рамках спорных правоотношений, на день назначения пенсии (23.07.2003г.), право на меры социальной поддержки, установленные п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № "Об образовании" (в настоящее время п. 2 ст. 18 Законом РК от 12.11.2004г. №-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми") у Рубцовой Л.М. имелось; доводы ответчика об обратном несостоятельны.
Из материалов дела следует также, что с должности старшей медицинской сестры-воспитателя ясли-сада в д. Тыдор Объячевского сельского совета истец была уволена 31 октября 2007 года, т.е. уже после назначения ей пенсии.
На основании вышеизложенного, исходя из установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в рамках настоящего спора Рубцова Л.М. является перешедшим на пенсию педагогическим работником, проживающим в сельском населенном пункте, прекратившим педагогическую деятельность после назначения пенсии, имеющим стаж работы в муниципальном образовательном учреждении, расположенном в сельской местности более 10 лет и обладающим на день назначения пенсии правом на получение мер социальной поддержки, установленных для указанной категории педагогических работников.
Следовательно, в данном случае, все условия, предусмотренные ст. 18 Закона РК от 12.11.2004г. №-РЗ, для назначения Рубцовой Л.М. мер социальной поддержки, установленных республиканским законодательством для перешедших на пенсию педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах, соблюдены; оснований для принятия оспариваемого истцом решения от 24.11.2016г. №, у ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» не имелось.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Рубцовой Л.М. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о признании решения незаконным и его отмене, обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона РК «О социальной поддержки населения в Республике Коми» - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» от 24 ноября 2016 года № об отказе в назначении Рубцовой Л.М. мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 18 Закона РК «О социальной поддержки населения в Республике Коми».
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» назначить Рубцовой Л.М. меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона РК «О социальной поддержки населения в Республике Коми», о чем выдать соответствующее удостоверение.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня вынесения настоящего решения.
Председательствующий