Дело № 2-2937/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10.07.2014 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Колосковой О.Р.,
с участием прокурора Кулинич Н.Ю.,
при секретаре Хома И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах С.Л.Ф., С.А.Н., С.Н.Н. к Администрации г. Шахты, Министерству Энергетики России об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально прокурор г. Шахты обратился в Шахтинский городской суд в интересах С.Л.Ф., С.А.Н., С.Н.Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ Администрации г. Шахты, Министерству Энергетики России об обязании совершить действия, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Шахты по обращению С.Л.Ф. Л.Ф. проведена проверка по вопросу нарушения жилищных прав.
Проверкой установлено, что <адрес>, лит. <данные изъяты> по <адрес> в списках домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ горных работ на ликвидируемых угольных шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации не значится.
В 2013 году собственниками получен ответ ВНИМИ о степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома, в соответствии с которым работы ликвидированных шахт негативно повлияли на техническое состояние строения, а также экспертное заключение «Юг-Стандарт», в соответствии с которым дом признан аварийным.
Постановлением администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ. №, часный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты> признан непригодным для проживания.
Решение о ликвидации шахты «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» принято в 2004г. С.Л.Ф. проживает в указанном доме с 1985 года, С.А.Н. - с 1991г., С.Н.Н. с 1992г.
При этом С.Л.Ф. С.А.Н. С.Н.Н. являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, литер <данные изъяты> в равных долях на основании решения Шахтинского городского суда, что подтверждается свидетельствами о праве собственности. Иного жилья не имеют, в указанном домовладении проживают фактически и зарегистрированы в нем.
Семья С.Л.Ф. и С.Н.Н. неоднократно обращались в Администрацию г. Шахты по вопросу предоставления им жилого помещения пригодного для проживания, на, что, администрацией г. Шахты сообщалось о невозможности включения в списки граждан, подлежащих переселению.
Просит обязать администрацию г. Шахты включить <адрес> литер <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> в список жилых домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
Обязать администрацию г. Шахты включить С.Л.Ф., С.А.Н. и С.Н.Н. в списки граждан, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Обязать администрацию г. Шахты заключить в 2014 году с С.Л.Ф. С.А.Н. С.Н.Н. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь».
Истцы С.А.Н., С.Н.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайств об отложении дела в суд не представил.
Дело в отсутствии не явившихся участников процесса рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Старший помощник прокурора г. Шахты К.Н.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования уточнила, в части обязании администрации г. Шахты заключить в 2014 году с С.Л.Ф., С.А.Н., С.Н.Н. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» не поддержала. В остальной части заявленные требования поддержала, просила просит обязать администрацию г. Шахты включить <адрес> литер <данные изъяты> по <адрес> в г. Шахты в список жилых домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности и включить С.Л.Ф., С.А.Н. и С.Н.Н. в списки граждан, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Истец С.Л.Ф. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, на основании доверенности, З.Е.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, поддержала.
Выслушав представителя истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищные отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и иными актами жилищного законодательства, которые определяют компетенцию как органов государственной власти и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в этой сфере.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого, утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахт непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п. 2 Правил -предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п.п. 5,8 указанных Правил - межбюджетные трансферты
направляются на финансирование реализации мероприятия по содействию
переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве)
жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 11 Правил - Социальные выплаты предоставляются при условии, что: гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств, предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В соответствии с ч.1 ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 (ред. от 27.01.2009) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001г. № 308 переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Согласно ч.6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе и контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, иным требованиям законодательства.
Судом установлено, что С.Л.Ф. С.А.Н. и С.Н.Н. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> лит. <данные изъяты> в равных долях на основании решения Шахтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. - №). С.Л.Ф. зарегистрирована в указанном домовладении с 11.05.1985г., С.А.Н. с 22.01.1991г., С.Н.Н. с 03.03.1992г., что подтверждается адресными справками.
Жилой дом <адрес> в <адрес> в списках домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, согласованных Министерством энергетики российской Федерации, не значится, что подтверждается письмом исполняющего обязанности начальника управления реализации бюджетных программ в сфере жилищного строительства Е.Е.Н. (л.д. - №).
Согласно заключению СКП ОАО «ВНИМИ» жилой <адрес> в <адрес> вследствие негативного влияния является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» (л.д. - №).
Решением межведомственной комиссии по признанию жилых домов непригодными для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ. на основании акта межведомственной комиссии, отчета СКП ОАО «ВНИМИ» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> лит. <данные изъяты> признан непригодным для проживания (л.д. - №).
Кроме того, экспертным заключением эксперта Б.Д.В. основные конструктивные элементы жилого дома, по адресу: <адрес> литер <данные изъяты>, находятся в неудовлетворительном состоянии и признаны аварийными, ввиду длительной эксплуатации здания без проведения капитальных ремонтов. Капитальный ремонт жилого дома, с экономической точки зрения нецелесообразен, ввиду аварийного состояния его основных несущих конструкций. Физический износ жилого дома - 70 %. Проживание людей в <адрес> литер <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> невозможно.
Из письменного ответа Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение С.Л.Ф. следует, что с учетом положений ФЗ от 02.12.2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» включение в списки ветхого жилья дополнительно <адрес>, имеющего заключение СКП ОАО «ВНИМИ» о степени негативного влияния горных работ на техническое состояние строений, в настоящее время не представляется возможным.
Проанализировав изложенное, суд считает, что истцы, как собственники постоянно проживающие в доме и не имеющие другого жилья, имеют полное право на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахт для проживания по критериям безопасности в соответствии с нормами права, на которые суд сослался выше.
В обоснование своих возражений ответчик сослался на то, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов, а <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности С.А.Н., С.Н.Н., С.Л.Ф. по 1/3 доли за каждым. Указанный жилой дом в списках домов, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ОАО «Ростовуголь» не значится, то есть в проекте ликвидации предприятий угольной промышленности ОАО «Ростовуголь» на момент передачи списков от шахты Администрации г. Шахты данный дом отсутствовал. Однако, закон не содержит ограничений, связанных со временем постоянного проживания в ветхом жилье, основным критерием для включения в список, является постоянное проживание в ветхом жилье, принадлежащем на праве собственности. При этом формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления. Став собственниками спорного жилого помещения, постоянно проживая в нем, истцы приобрели право на включение их в список граждан по программе содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. По этим основаниям довод ответчика является не обоснованным.
Выводы суда подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела: копиями свидетельства о государственной регистрации права на квартиру, выписками из ЕГРП, адресными справками заключением СКП ОАО «ВНИМИ», решением МВК администрации г. Шахты, отказом Администрации г. Шахты о включении в списки.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. 59, 60 ГПК РФ, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Поскольку в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 содействие гражданам в приобретении строительстве жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан. Получателем средств федерального бюджета по данному направлению является орган местного самоуправления, на него же возложена обязанность по формированию, уточнению списков, то исковые требования к Администрации г. Шахты подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Шахты в интересах С.Л.Ф., С.А.Н., С.Н.Н. к Администрации г. Шахты, Министерству Энергетики России об обязании совершить действия- удовлетворить.
Обязать администрацию г. Шахты включить <адрес> литер <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> в список жилых домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
Обязать администрацию г. Шахты включить С.Л.Ф., С.А.Н. и С.Н.Н. в списки граждан, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение десяти дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.Р. Колоскова