Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень, 19 июня 2014 года дело № 2-4410/2014
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ховренковой Л.В.,
при секретаре Кузьминых А.В.,
с участием представителя истца Прохоровой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Правительства Тюменской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
установил:
Правительство Тюменской области обратилось в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Свое заявление мотивирует тем, что Правительством Тюменской области приняты меры по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица)) и исполнению требований, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О включении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением помещений к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в государственный специализированный жилищный фонд на территории Тобольского муниципального района включены 5 жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ, до момента возбуждения исполнительного производства, в порядке, установленном постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» с Королевым А.А. заключен договор найма жилого помещения для детей (лиц) №. Таким образом, Правительством Тюменской области приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства. Информация о принимаемых мерах по исполнению Решения направлялась в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления службы судебных приставов по Тюменской области с указанием действий, предпринимаемых для исполнения Решения исх.ДД.ММ.ГГГГ от №. Таким образом, на дату вынесения постановления судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, Правительство Тюменской области исполнило Решение, в связи с чем, постановление является незаконным.
Представители заинтересованных лиц – Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Бессонова И.В., Королев А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца Правительства Тюменской области Прохорова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав пояснения представителя истца Правительства Тюменской области Прохоровой И.В., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Правительства Тюменской области по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействиями), стало известно о нарушении их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от ДД.ММ.ГГГГ № 229-фЗ, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 30 указанного Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 115 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона).
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Тобольского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, на Правительство Тюменской области возложена обязанность обеспечить предоставлении Королеву А.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Тобольского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области возбуждено исполнительное производство № (л.д. 13). Должнику - Правительству Тюменской области установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Также в указанном постановлении имеется предупреждение должника о возможности взыскания с него исполнительского сбора за нарушение срока, представленного для добровольного исполнения требований без уважительных причин. Данное постановление не обжаловалось Правительством Тюменской области, однако требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, исполнены не были.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора, с должника - Правительства Тюменской области взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб., в связи с неисполнением без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тобольского муниципального района и Королевым А.А. заключен договор найма жилого помещения № (л.д. 15-16).
ДД.ММ.ГГГГ исх. № Департаментом социального развития Тюменской области судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области И.В. Бессоновой направлено сообщение об исполнении решения суда и заключении с Королевым А.А. договора найма жилого помещения № (л.д. 14).
Таким образом, с учетом материалов дела, суд считает, что в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве" совершены действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Доводы заявителя о том, что Правительством Тюменской области принимались меры по исполнению решения суда, которое было исполнено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не было оснований для вынесения оспариваемого постановления, суд не принимает во внимание, и учитывает то, что постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с должника - Правительства Тюменской области взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. вынесено ДД.ММ.ГГГГ, в то время как Правительством Тюменской области в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления службы судебных приставов по Тюменской области информация о принимаемых мерах по исполнению Решения суда в отношении Королева А.А. была направлена ДД.ММ.ГГГГ, однако отметки о получении указанного письма в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, заявителем пропущен установленный законом 10-дневный срок для обжалования постановления и действий судебного пристава-исполнителя, уважительные причины пропуска срока на обращение в суд отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Такое же положение закреплено в ст. 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Правительство Тюменской области обратилось в суд с заявление о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов о Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным ДД.ММ.ГГГГ. В то время как последний день для признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным является ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное постановление получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, а потому считает, что оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», ст.ст. 11, 12, 56, 67, 194-198, 441 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Правительства Тюменской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья Л.В. Ховренкова