Решение по делу № 2-189/2015 от 26.05.2015

Дело № 2-189/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Кетовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

22 июня 2015 года гражданское дело по иску Елиной С.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Прилузском районе РК о признании незаконным и отмене решения, обязании произвести перерасчет пенсии за период работы, исходя из размера заработной платы, указанной в комсомольском билете,

установил:

Елина С.А. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском о признании незаконным и отмене решения, обязании произвести перерасчет пенсии за период работы, исходя из размера заработной платы, указанной в комсомольском билете. Требования мотивирует тем, что является получателем трудовой пенсии по старости, размер пенсии составляет <данные изъяты> рублей. 10 марта 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости на основании комсомольского билета за период с октября 1981г. по сентябрь 1986г., поскольку документы о заработной плате за указанный период не сохранились по причине пожара. Решением ГУ УПФР по Прилузскому району от 05.05.2015г. в перерасчете трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием надлежащих документов, подтверждающих размер заработной платы. При изложенных обстоятельствах обратилась в суд с настоящим иском

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает. При этом уточнила, что просит произвести перерасчет с 10.03.2015г., с учетом ее заработка, указанного в комсомольском билете , выданном 06 сентября 1976 года, за период работы с марта 1979 года по февраль 1984 года включительно.

Представитель ответчика в суде с иском не согласна по основаниям, приведенным в письменном отзыве.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело ФИО1, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению.

Материалами дела установлено, что, начиная с 07 апреля 2005 года, истцу была установлена пенсии по инвалидности (ст. 8 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ); с 01 мая 2007 года, истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 28 п. 1.6 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

При этом, начиная с 01 апреля 2015 года, Елиной С.А. установлена пенсия в размере <данные изъяты> в месяц.

Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в т.ч. в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

Пунктом 6 статьи 21 вышеуказанного ФЗ предусмотрено, что Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, п. 6 которого установлено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:

а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"

б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

Исходя из п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, в страховой стаж включаются, в т.ч. периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).

Согласно п. 4 вышеуказанных Правил, при подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", (пункт 48) установлено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии (п. 49 Правил).

10 марта 2015 года Елина С.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по Прилузскому району с письменным заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К данному заявлению истцом были приложены справка о заработной плате с апреля 1978 года по сентябрь 1981 года, выданная Индигским потребительским обществом; справка о заработной плате с сентября 1986 года по октябрь 1993 года, выданная администрацией МО <данные изъяты> и комсомольский билет , в котором указаны суммы взносов и месячный заработок в <данные изъяты> горрыбкоопе.

Решением ГУ УПФР в Прилузском районе от 05.05.2015г. в проведении перерасчета размера страховой пенсии по данным комсомольского билета истцу отказанро со ссылкой на то обстоятельство, что при утере документов, произошедшей вследствие событий, которые находятся вне контроя работодателя, органами пенсионного обеспечения могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. Однако среднемесячный заработок может быть определен на основании косвенных документов только в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности. Следовательно, данные комсомольского билета не могут быть приняты для расчета среднемесячного заработка, т.к. имеются иные документы, подтверждающие размер среднемесячного заработка за иные периоды работы.

При этом, для расчета размера трудовой пенсии по старости ответчиком был принят заработок истца за период ее работы с января 2000 года по декабрь 2001 года с учетом выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.Пунктами 3, 4 ст. 36 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии со ст. 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Между тем, согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания получения заработной платы в определенном размере.

Пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены. Письмом Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 в пенсионные органы направлены рекомендации об организации работы по реализации права граждан на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, а также о возможности использования данных, косвенно подтверждающих индивидуальный фактический заработок работника на конкретном предприятии.

Согласно данного письма, к таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В силу ст. 55 ГПК РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, могут устанавливаться из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст. 67 суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Трудовой книжкой Елиной С.А. установлено, что в период со 02 октября 1981 года по 18 сентября 1986 года последняя работала продавцом универмага – <данные изъяты> горрыбкоопа.

В представленном суду комсомольском билете , выданном 06 сентября 1976 года на имя Елиной С.А.., отражены сведения о ее ежемесячном заработке, в том числе за период с ноября 1981 года по февраль 1984 года, с указанием сумм членских взносов, а также отметками, подтверждающими их уплату. Исправлений, помарок, подчисток в названном документе не имеется.

В то же время, согласно справки архивного отдела Аппарата Администрации <данные изъяты> от 28.05.2015г. , документы окррыболовпотребсоюза и Нарьянмарского горрыбкоопа <данные изъяты> за 1981 – 1986 годы на хранение в окружной государственный архив не поступали.

По сообщению <данные изъяты> городского потребительского общества от 04.06.2015г. , предоставить документы, подтверждающие стаж работы и заработную плату Елиной С.А. за период с 1981 по 1986 годы не имеют возможности, в связи с тем, что в результате пожара, имевшего место 14 декабря 1996 года, было уничтожено здание, где находились все документы по заработной плате и личному составу организации.

Справкой ПЧ Управления государственной противопожарной службы УВД <данные изъяты> от 20.12.1996г. подтверждается, что 14 декабря 1996 года пожаром полностью уничтожено административное здание окррыболовпотребсоюза, в котором располагались: правление горрыбкоопа, объединения общественного питания ОРПС и Управление федерального казначейства по Ненецкому автономному округу. В результате пожара полностью уничтожено здание и имущество, находящееся в нем.

Суду представлен также акт о пожаре от15.12.1996г., согласно которому пожаром полностью уничтожено административное здание окррыболовпотребсоюза, мебель и другое имущество, принадлежащее общепиту, городскому рыбкоопу и Управлению федерального казначейства.

Отсюда, суд приходит к выводу о том, что в связи с произошедшим пожаром и уничтожением первичных бухгалтерских документов Нарьян-Марского горрыбкоопа за 1981-1986 года, Елина С.А. фактически лишена возможности подтверждения размера заработной платы иными доказательствами, кроме как комсомольским билетом.

Между тем, расчет пенсии истца за период с марта 1979 года по февраль 1984 года, в т.ч. исходя из заработной платы, установленной по сведениям, имеющимся в комсомольском билете, является для нее наиболее выгодным, что подтверждается представленными суду документами и не оспаривается представителем ответчика в настоящем судебном заседании.

Таким образом, отсутствие первичных документов о заработке истца за спорный период времени препятствует Елиной реализовать свое право на перерасчет пенсии из наиболее выгодного для нее варианта среднемесячной заработной платы.

При этом доводы ответчика о невозможности подтверждения среднемесячного заработка косвенными доказательствами, подлежат отклонению, поскольку Перечень обстоятельств утраты первичных бухгалтерских документов, когда отсутствует вина работодателя, не является исчерпывающим. Из материалов дела усматривается, что документы по трудовому стажу и заработной плате за указанный период уничтожены в результате пожара.

Несостоятельными суд находит и доводы ответчика о том, что документы, косвенно подтверждающие фактический заработок Елиной С.А. в период работы в должности продавца универмага <данные изъяты> горыбкоопа, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, могут быть приняты только в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности; поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, по убеждению суда, представленный Елиной С.А. комсомольский билет является документом, косвенно подтверждающим фактический заработок истца в указанный период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, по мнению суда, поскольку Елиной С.А. был представлен документ, косвенно подтверждающий фактический заработок работника на данном конкретном предприятии (<данные изъяты> горрыбкоопе), а именно комсомольский билет, из которого можно сделать вывод об индивидуальном характере ее заработка, отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии нельзя признать обоснованным.

Таким образом, заявленные истцом требования о признании незаконным и отмене решения ГУ УПФР в Прилузском районе от 05.05.2015г. подлежат безусловному удовлетворению.

В то же время, требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет с момента за его обращением, т.е. с 10 марта 2015 года, суд находит подлежащими частичному удовлетворению по нижеприведенным основаниям.

В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Таким образом, учитывая, что с заявлением о перерасчете пенсии истец обратилась к ответчику 10.03.2015г., обязанность произвести данный перерасчет наступила у пенсионного органа, начиная с 01 апреля 2015 года.

Следовательно, суд полагает необходимым обязать ГУ УПФР в Прилузском районе, начиная с 01апреля 2015 года, произвести Елиной С.А. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом ее заработка, указанного в комсомольском билете, за период работы с марта 1979 года по февраль 1984 года.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Елиной С.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Прилузском районе РК о признании незаконным и отмене решения, обязании произвести перерасчет пенсии за период работы, исходя из размера заработной платы, указанной в комсомольском билете – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Прилузском районе РК от 05 мая 2015 года об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии Елиной С.А..

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Прилузском районе РК произвести Елиной С.А. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом ее заработка, указанного в комсомольском билете , выданном 06 сентября 1976 года, за период работы с марта 1979 года по февраль 1984 года включительно; перерасчет произвести с 01 апреля 2015 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий Т.Л.Шишелова

2-189/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Елина С.А.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Прилузском районе
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
26.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2015Передача материалов судье
27.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее