Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2223/2023 ~ М-1193/2023 от 03.03.2023

УИД 63RS0031-01-2023-001534-54

номер производства 2а-2223/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 30 июня 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

с участием: представителя административного истца Савватеевой Ю.Ю.,

представителя административного ответчика Якуниной А.А.,

представителя заинтересованного лица Аладина В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2223/2023 по административному исковому заявлению Фоменко Лидии Егоровны к администрации городского округа Тольятти, заместителю руководителя департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Востриковой Е.П. о признании незаконным отказа во внесении изменений в договор аренды земельного участка,

установил:

    

Фоменко Л.Е. обратилась в суд административным иском, в котором просила признать незаконным отказ администрации г.о. Тольятти внести изменения в договор аренды № 4073 от 24.08.2020 земельного участка с кадастровым номером в части уменьшения площади арендуемого земельного участка с 3093 кв.м. до 2388 кв.м., с возложением обязанности на администрацию г.о. Тольятти в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Фоменко Л.Е. дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды в части указания площади земельного участка, взыскать с администрации г.о. Тольятти в пользу Фоменко Л.Е. судебные расходы в размере 25000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Фоменко Л.Е. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу г. Тольятти, <адрес>: нежилое здание с КН , площадью 23,5 кв.м. и сооружение (резервуарный парк) КН , объемом 1026 куб.м. данные объекты расположены на публичном земельном участке площадью 3093 кв.м. с КН , предоставленном истцу на основании договора аренды № 4073 от 24.08.2020 сроком на 49 лет. Ранее на данном земельном участке также располагались два нежилых здания КН и КН , принадлежащие на праве собственности ООО <данные изъяты> которое было ликвидировано в связи с банкротством 26.02.2013. 26.01.2022 Фоменко Л.Е. обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о разделе земельного участка в связи с необходимостью формирования отдельных земельных участков под зданиями, принадлежащими разным правообладателям и заключении дополнительного соглашения к договору аренды № 4073 от 24.08.2020 в связи с уменьшением площади земельного участка под принадлежащими заявителю зданиями. Распоряжением от 18.02.2022 № 111-р/5 произведен раздел земельного участка КН с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, образован земельный участок с КН , площадью 705 кв.м., который был поставлен на кадастровый учет 31.05.2022, однако сведения об изменении площади исходного земельного участка с КН в ЕГРН внесены не были. Согласно ответу администрации г.о. Тольятти от 19.01.2023 № Гр-395/5.1-2, соглашение об изменении площади земельного участка с КН к договору аренды № 4073 от 24.08.2020 может быть подготовлено одновременно с оформлением прав на вновь образованный земельный участок КН и заключением договора аренды собственником объектов недвижимости, расположенных в границах указанного земельного участка, поскольку только после проведения государственной регистрации указанного договора будет изменена площадь исходного земельного участка в сведениях ЕГРН. Указанный отказ считает незаконным и нарушающим права административного истца на уплату обоснованного размера арендной платы за пользование земельным участком. Считает, что в результате раздела земельного участка с КН арендные обязательства по договору аренды № 4073 от 24.08.2020 сохранились и в отношении вновь образованного земельного участка с КН для собственника расположенных на нем объектов недвижимости.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель руководителя департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Вострикова Е.П., в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр).

Представитель административного истца Савватеева Ю.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме, дополнив их требованием о возложении на администрацию г.о. Тольятти обязанности в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером (в измененных границах) и на земельный участок с кадастровым номером .

Представитель административного ответчика - администрации г.о.Тольятти Якунина А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, с поддержанием доводов, отраженных в возражениях на иск, согласно которым распоряжением от 18.02.2022 № 1111-р/5 на основании заявления Фоменко Л.Е. от 24.01.2022 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем раздела земельного участка с КН с сохранением исходного земельного участка в измененных границах: с условным номером , площадью 705 кв.м. по адресу: г.Тольятти, <адрес>, участок 173/12 и с кадастровым номером , площадью 2389 кв.м. по адресу: г. Тольятти, <адрес>, участок 173/14. Фоменко Л.Е. необходимо было обратиться с заявлением в Росреестр для осуществления государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков, однако указанные сведения в ЕГРН внесены не были. Поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке площадью 2389 кв.м., администрация г.о. Тольятти не может заключить новый договор аренды либо внести изменения в части площади земельного участка в действующий договор № 4073 от 24.08.2020, так как площадь земельного участка является основной характеристикой объекта недвижимости. Фоменко Л.Е. просит внести изменения в договор аренды вне предусмотренной земельным законодательством процедуры, кроме того, дополнительные требования стороны истца являются необоснованными.

Административный ответчик заместитель руководителя департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Вострикова Е.П. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрении дела извещена заблаговременно, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с предоставлением отзыва на иск, согласно которому просила отказать в удовлетворении требований Фоменко Л.Е.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области Аладин В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что требования Фоменко Л.Е. о признании незаконным отказа администрации г.о. Тольятти о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 4073 от 24.08.2020 в части уменьшения площади земельного участка необоснованны, поскольку в силу положений п. 4 ст. 41 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет измененного земельного участка с кадастровым номером с новой площадью в измененных границах возможен только одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельный участок с кадастровым номером , образованного из земельного участка с кадастровым номером , но заявление о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером в Управление Росреестра не поступало. Кроме того, в силу п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ законом предусмотрено заключение новых договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, а не заключение дополнительных соглашений к договору аренды разделяемого земельного участка, дополнительные требования стороны истца также посчитал необоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников судебного заседания, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    

    Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 24 августа 2020 между администрацией городского округа Тольятти (арендодатель) и Фоменко Л.Е. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № 4073.

Согласно данному договору, Фоменко Л.Е. на срок 49 лет в аренду передан земельный участок кадастровый номер , площадью 3093 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: г. Тольятти, <адрес>

На участке расположены объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 23,5 кв.м., нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 46,1 кв.м., нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 72,7 кв.м., сооружение с кадастровым номером .

Земельный участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от 24.08.2020.

Из материалов дела явствует, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами и принадлежат на праве собственности Фоменко Л.Е., объекты недвижимости с кадастровыми номерами и зарегистрированы на праве собственности за ООО <данные изъяты>».

Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц 26 февраля 2013 деятельность ООО «<данные изъяты> прекращена в связи с ликвидацией на основании определения Арбитражного суда Самарской области о завершении конкурсного производства.

    Согласно статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Как следует из содержания пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

    Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).

    Согласно пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, при его разделе могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.

    В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение двадцати дней со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа (п.7 ст.11.4 ЗК РФ).

24 января 2022 Фоменко Л.Е. обратилась в администрацию г.о.Тольятти с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности.

Распоряжением от 18.02.2022 № 1111-р/5 (в редакции распоряжения от 31.02.2022 № 2246-р/5) утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

В результате раздела образованы земельные участки: 1.1. с условным номером , площадью 705 кв.м., формируемого в границах территориальной зоны ПК-2, с разрешенным использованием: склады (6.9), с присвоением адреса: г. Тольятти, <адрес>, земельный участок № 173/12; 1.2. площадью 2389 кв.м. земельного участка ЧС с кадастровым номером , формируемого в границах территориальной зоны ПК-2, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, с присвоением адреса: г. Тольятти, <адрес>, земельный участок № 173/14.

Данным распоряжением Фоменко Л.Е. предложено обеспечить выполнение кадастровых работ и предоставлены полномочия обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Самарской области об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков.

31.05.2022 вновь образованный земельный участок площадью 705 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, <адрес>, земельный участок № 173/12, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , в пределах данного земельного участка, образованного путем раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером , расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами ,

Сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2389 кв.м., с местоположением: г. Тольятти, ул. <адрес>, земельный участок № 173/14 в материалы дела не представлены.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области факт регистрации земельного участка площадью 2389 кв.м., с местоположением: г.Тольятти, <адрес>, земельный участок № 173/14, также не подтвердил.

26.12.2022 Фоменко Л.Е. обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 4074 от 24.08.2020 в части изменения площади земельного участка на 2388 кв.м. либо заключения нового договора аренды с измененной площадью, с целью дальнейшего выкупа и оформления права собственности.

Суд полагает, что у администрации г.о. Тольятти отсутствовали основания для заключения с Фоменко Л.Е. нового договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2388 кв.м., поскольку государственная регистрация земельного участка с данными характеристиками не производилась.

В ответе администрации г.о. Тольятти от 19.01.2023 № Гр-395/5/1-2, Фоменко Л.Е. было сообщено, что соглашение об изменении площади земельного участка с кадастровым номером к договору аренды № 4073 от 24.08.202 может быть подготовлено одновременно с оформлением прав на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером и заключением договора аренды с собственником объектов недвижимости, расположенных в границах указанного земельного участка, поскольку только после проведения государственной регистрации указанного договора будет изменена площадь исходного земельного участка в сведениях ЕГРН.

    На основании пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте.

    В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ).

    В границах вновь образованного земельного участка с кадастровым номером , площадью 705 кв.м., расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , которые согласно Выписки из ЕГРН зарегистрированы на праве собственности за ООО «<данные изъяты>», на указанные объекты зарегистрировано ограничение (обременение) в виде ипотеки. Общество прекратило свою деятельность 26.02.2013, однако право собственности Общества на указанные объекты не прекращено.

    Таким образом, у администрации г.о. Тольятти отсутствуют основания для внесения изменений в договор аренды № 4073 от 24.08.2020, заключенный с Фоменко Л.Е., в части уменьшения площади земельного участка, без одновременного оформления прав на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером с собственниками объектов недвижимости, расположенных на нем.

Требования о возложении на администрацию г. Тольятти обязанности регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером (в измененных границах) и на земельный участок с кадастровым номером удовлетворению не подлежат, поскольку указанные требования администрации г.о. Тольятти со стороны Фоменко Л.Е. изначально не предъявлялись и органом местного самоуправления не рассматривались, какое – либо решение в отношении указанных требований стороной ответчика не принималось.    

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14.07.2023

Председательствующий Ю.С.Ахтемирова

2а-2223/2023 ~ М-1193/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фоменко Л.Е.
Ответчики
заместитель руководителя департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Вострикова Елена Петровна
Администрация г.о. Тольятти
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
03.03.2023Регистрация административного искового заявления
03.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
01.06.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.06.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее