УИД61RS0008-01-2021-001128-84
Дело № 2-1311/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2021 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Цмакаловой Н.В.,
при секретаре Чекиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление образования г. Ростов-на-Дону», МБОУ г. Ростов-на-Дону «Лицей № 103», третьи лица: МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону», Советское ОНДиПР, Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд г.Ростова-на-Дону с иском к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление образования г. Ростов-на-Дону», МБОУ г. Ростов-на-Дону «Школа № 92», третьи лица: МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону», Советское ОНДиПР об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицея № 103.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья окружающих, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Между тем, в здании МБОУ Лицея № 103, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Еременко, 56/4 длительное время не устраняются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- На объекте защиты, системами (составными частями) пожарной автоматики и оповещения людей о пожаре достигнуто предельное состояние (срок службы), в том числе после ремонта, регламентируемое проектными решениями и технической документацией завода-изготовителя (ст.51 ч.1, ч.3,ч4, ст.54 4.1,ч.2,ст 83 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности» п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390);
- На объекте защиты, в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не везде предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
Соответствующая исполнительная документация не представлена;
- На объекте защиты класса функциональной пожарной опасности Ф4.1, в нарушение п.7.1, п.8.1, п.8.9 СП 4.13130.2013, подъезд пожарных автомобилей не обеспечен со всех сторон по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. Также полноценному проезду пожарных автомобилей; мешают различные установленные металлические преграды и рядовая посадка деревьев, в том числе из-за веток расположенных на высоте от земли менее 4,5 м. (ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На объекте защиты, в нарушении п.8.6 СП 4.13130.2013, ширина имеющихся проездов для пожарной техники местами сужается и составляет менее 3,5 метров, (ст.51ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- На объекте защиты, в нарушение п.8.9 СП 4.13130.2013, подъезд пожарных автомобилей через юго-восточные ворота (напротив гаражей) не обеспечен по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей (ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На объекте защиты, руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение и категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федеральный закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Соответствующая исполнительная документация (расчеты) подтверждающая категорию и класс зоны вышеуказанных помещений не представлена.
- На объекте защиты, в нарушение п.5.6.4.п. 4.13130.2013, не все помещения производственного, складского назначения, технические помещения за исключением помещений категории В4 и Д, выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа. При этом ряд противопожарных перегородок (противопожарных дверей) имеют неисправности в виде отсутствия механического замка соответствующего класса, специальных уплотнений в притворах.
Под производственными, складскими, техническими помещениями принято понимать — лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые и т.д. Соответствующая исполнительная документация (расчеты) подтверждающая категорию и класс зоны вышеуказанных помещений не представлена.
- На объекте защиты, не все установленные противопожарные двери оборудованы устройствами для самозакрывания, в том числе вторая половинка двухстворчатых дверей, (ст.88 ч.8 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)
На объекте защиты, в нарушение п.4.2.7 СП 1.13130.2009, ряд установленных дверей на лестничных Клетках не имеют приспособления для самозакрывания, в том числе вторая половинка двухстворчатых дверей, и уплотнений в притворах. Установленные на двери ранее приспособления для самозакрывания и уплотнений в притворах или поломаны, или сняты;
- На объекте защиты, ряд предусмотренных проектной документаций дверей на 1 этаже препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации сняты со штатных мест;
- На объекте защиты, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, а именно: в нарушении п.4.1 «ГОСТ Р 12.2.143-2009: национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», фотолюминесцентная эвакуационная система не установлена по всему зданию;
- На объекте защиты, в нарушение п.4.2.п. 4.6 СПЗ.13130.2009, информация, передаваемая СОУЭ, не соответствует информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей. В ходе проверки установлено, что информация, передаваемая СОУЭ, не содержит полную (требуемую) информацию о необходимых действиях и способах безопасной эвакуации из здания в соответствии с поэтажными планами эвакуации людей. При разработке речевого оповещения также не учтен возраст лиц, посещаемых объект защиты;
- На объекте защиты, в нарушение п.4.3.1 СП 1.13130.2009, на путях эвакуации не предусмотрено в требуемом количестве и в полном объеме аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 или актуализированной редакции указанного документа. При этом в ходе проверки установлено, что ряд установленных светильников аварийного освещения на путях эвакуации не работоспособны или полностью, или ресурс работы автономного источника питания не обеспечивает аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону. Также в ходе проверки соответствующая исполнительная документация на системы аварийного освещения разработанная с учетом расчета времени эвакуации людей в безопасную зону не представлена. Установлено, что аварийное освещение смонтировано ранее самого расчета времени эвакуации людей в безопасную зону;
- На объекте защиты, в нарушение п.4.2.5 СП 1.13130.2009, высота эвакуационного выхода в свету из хореографического класса менее 1,9 м. (ст.51 ч. 4 ст.151 ч. 1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Достаточные меры по устранению значительного числа из указанных нарушений не принимаются на протяжении длительного времени, о чем свидетельствует выдача надзорным органом повторных предписаний руководителю МБОУ «Лицей № 103» с установлением новых сроков для их исполнения, неоднократное привлечение руководителя учреждения к административной ответственности за неисполнение предписаний.
Указанные нарушения выявлены прокуратурой района в ходе проведения проверки в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в феврале 2020 года. В связи с чем, прокуратурой в МБОУ Лицей № 103 внесено соответствующее представления. По результатам рассмотрения которого, нарушения не устранены, в связи с отсутствием финансирования.
Несоблюдение закона в сфере безопасности нахождения детей и сотрудников в МБОУ Лицей № 103 не может быть оправдано вопросами финансирования в пределах бюджетных ассигнований и формирования местного бюджета.
Проведенной проверкой установлено, что МБОУ Лицей № 2103 осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серия 61Л01 № 0003021 от 06.08.2015, регистрационный № 5372.
В соответствии с Уставом МБОУ Лицей № 103 является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Город Ростов-на-Дону» (п. 1.3, п. 1.4,1.9,1.10, раздел 1 Устава МБОУ Лицей № 103).
Предметом деятельности МБОУ Лицей № 103 является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества, и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; создание условий для отдыха, культурной, спортивной, и иной деятельности обучающихся (п. 2.1. Устава МБОУ Лицей № 103).
Согласно ц. 4.4 Устава МБОУ Лицей № 103 к компетенции Управления образования относится, в том числе, финансовое обеспечение МБОУ.
В компетенцию Администрации г. Ростова-на-Дону, как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, входит решение вопросов местного значения (ст. 21 Устава муниципального образования «Город Ростов-на-Дону»), вследствие чего, при реализации своих полномочий в области образования указанный ответчик обязан обеспечить содержание зданий, сооружений и территорий муниципальных образовательных организаций в соответствии с требованиями законодательства.
Управление образования города Ростова-на-Дону от имени муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» осуществляет функции и полномочия учредителя МОБУ Лицей № 103 осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, финансирование их коммунальных расходов, обустройство прилагающих к ним территорий, материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса (пп.2.5.24 Положения «Об Управлении образования г. Ростова-на-Дону», являющегося приложением №11 к Решению городской Думы г. Ростова-на-Дону от 11.06.2011 №128 в ред. от 23.06.2020).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, в том числе городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ).
Имеющиеся в МБОУ Лицей № 103 нарушения являются общеопасными по своим свойствам, так как могут повлечь за собой нарушение прав учащихся и сотрудников образовательной организации на безопасность образовательного процесса; непринятие ответчиками незамедлительных организационно-распорядительных мер к устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и сотрудников учреждения, может повлечь массовую гибель людей.
На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление образования г. Ростова-на-Дону», МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей № 103» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выполнив Предписание Советское отделение НДиПР ОНДиПР по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области от 24.04.2019 №8-57/1/1, а именно:
1.1. Заменить системы (составные части) пожарной автоматики и оповещения людей, регламентируемые проектными решениями и технической документацией завода-изготовителя (ст.51 ч.1,ч.3,ч.4, ст.54 4.1,ч.2,ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г.№390);
1.2. Предусмотреть кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций на объекте защиты, в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости;
1.3. Устранить нарушение п.7.1, п.8.1, п.8.9 СП 4.13130.2013, а именно обеспечить подъезд пожарных автомобилей со всех сторон по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. Также полноценному проезду пожарных автомобилей мешают различные установленные металлические преграды и рядовая посадка деревьев, в том числе из-за веток расположенных на высоте от земли менее 4,5 м. (ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
1.4. Устранить нарушение п.8.6 СП 4.13130.2013, ширина имеющихся проездов для пожарной техники местами сужается и составляет менее 3,5 метров, (ст.51ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
1.5. Устранить нарушение п.8.9 СП" 4.111 tO.IBUL а именно обеспечить подъезд пожарных автомобилей через юго-восточные ворота («против гаражей) по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. ( ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
1.6 Обеспечить руководителю организации наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федеральный закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
1.7. Устранить нарушения п.5.6.4 СП 4.13130.2013, выделить противопожарными перегородками не ниже 1-го типа помещения складского, производственного назначения, технические помещения;
1.8. Оборудовать противопожарные двери устройствами для самозакрывания;
1.9. Устранить нарушение п.4.2.7 СП 1.13130.2009, а именно ряд установленных дверей на лестничных клетках не имеют приспособления для самозакрывания, в том числе вторая половинка двухстворчатых дверей, и уплотнений в притворах;
1.10. Установить ряд предусмотренных проектной документаций дверей на 1 этаже препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
1.11. Обеспечить соблюдение требований нормативных документов содержащих требования пожарной безопасности, а именно: в нарушении п.4.1 «ГОСТ Р 12.2.143-2009 национальный стандарт Российской Федерации, Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов, установить фотолюминесцентную эвакуационную систему по всему зданию;
1.12. Устранить нарушение п.4.2.п. 4.6 СПЗ.13130.2009, а именно информация, передаваемая СОУЭ, не соответствует информаций, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей. Учитывать при разработке речевого оповещения также возраст лиц, посещаемых объект защиты;
1.13. Предусмотреть в требуемом количестве и в полном объеме аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 или актуализированной редакции указанного документа. Обеспечить аварийное освещение в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону, произвести расчет времени эвакуации людей в безопасную зону;
1.14. Устранить нарушение п.4.2.5 СП 1.13130.2009, высота эвакуационного выхода в свету из хореографического класса менее 1,9 м. (ст.51 ч.4, ст.151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования и просил суд в окончательной форме обязать администрацию г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление образования г. Ростова-на-Дону», МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей № 103» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выполнив Предписание Советское отделение НДиПР ОНДиПР по г. Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по Ростовской области от 24.04.2019 №8-57/1/1, а именно:
1.1. Заменить системы (составные части) пожарной автоматики и оповещения людей, регламентируемые проектными решениями и технической документацией завода-изготовителя (ст.51 ч.1,ч.3,ч.4, ст.54 4.1,ч.2,ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г.№390);
1.2. Предусмотреть кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций на объекте защиты, в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости;
1.3. Устранить нарушение п.7.1, п.8.1, п.8.9 СП 4.13130.2013, а именно обеспечить подъезд пожарных автомобилей со всех сторон по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. Также полноценному проезду пожарных автомобилей мешают различные установленные металлические преграды и рядовая посадка деревьев, в том числе из-за веток расположенных на высоте от земли менее 4,5 м. (ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
1.4. Устранить нарушение п.8.6 СП 4.13130.2013, ширина имеющихся проездов для пожарной техники местами сужается и составляет менее 3,5 метров, (ст.51ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
1.5. Устранить нарушение п.8.9 СП" 4.111 tO.IBUL а именно обеспечить подъезд пожарных автомобилей через юго-восточные ворота («против гаражей) по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. ( ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
1.7. Устранить нарушения п.5.6.4 СП 4.13130.2013, выделить противопожарными перегородками не ниже 1-го типа помещения складского, производственного назначения, технические помещения;
1.10. Установить ряд предусмотренных проектной документаций дверей на 1 этаже препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
1.11. Обеспечить соблюдение требований нормативных документов содержащих требования пожарной безопасности, а именно: в нарушении п.4.1 «ГОСТ Р 12.2.143-2009 национальный стандарт Российской Федерации, Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов, установить фотолюминесцентную эвакуационную систему по всему зданию;
1.12. Устранить нарушение п.4.2.п. 4.6 СПЗ.13130.2009, а именно информация, передаваемая СОУЭ, не соответствует информаций, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей. Учитывать при разработке речевого оповещения также возраст лиц, посещаемых объект защиты;
1.13. Предусмотреть в требуемом количестве и в полном объеме аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 или актуализированной редакции указанного документа. Обеспечить аварийное освещение в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону, произвести расчет времени эвакуации людей в безопасную зону;
1.14. Устранить нарушение п.4.2.5 СП 1.13130.2009, высота эвакуационного выхода в свету из хореографического класса менее 1,9 м. (ст.51 ч.4, ст.151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Протокольным определением суда от 13 апреля 2021 года к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону.
Помощник прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Митилинео А.А., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения, аналогичные по содержанию доводам, приведенным в обоснование иска.
Представитель ответчика администрации г. Ростова-на-Дону Галкина А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, дала пояснения аналогичные по содержанию доводам, приведенным в обоснование отзыве на исковое заявление, указала, что обязанность по выполнению мероприятий по устранению выявленных нарушений в области пожарной безопасности законодателем возложена на МБОУ «Лицей № 103», финансирование указанных мероприятий в силу законодательства лежит на МКУ Управления образования города Ростова-на-Дону. На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении заявленных требований к Администрации города Ростова-на-Дону.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования г. Ростова-на-Дону Тамазова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании дала пояснения аналогичные по содержанию доводам, приведенным в обоснование отзыве на исковое заявление, указала, что указанные Прокурором мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности частично устранены, оставшиеся нарушения требуют дополнительного финансирования в размере 2 180 000 рублей.
Представитель ответчика МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей №103» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону было выдано предписание об устранении пожарных нарушений, из которых большая часть выполнены, оставшиеся невыполненные пункты предписания не приведены в соответствии, в связи с отсутствием финансирования. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Дело в отсутствие представителя МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей № 103» рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону Соболева И.С., действующая на основании доверенности, дала пояснения аналогичные по содержанию доводам, приведенным в обоснование отзыве на исковое заявление, указал, что удовлетворения требований прокуратуры к органу местного самоуправления – Администрации города, будет обуславливать нарушения ведомственной структуры бюджета города, сроки исполнения требований Прокурора по устранению нарушений возможны не ранее ноября 2021 года.
Представители третьих лиц МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону», Советское ОНДиПР в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело в отсутствие представителей третьих лиц рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 4-П от 14 февраля 2002 г., прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон "Технический регламент о пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожарная безопасность обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Статьей 9 Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность учащихся несет образовательное учреждение.
В силу подпунктов 15, 40 статьи 2, пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, т.е. комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, МБОУ Лицей № 2103 осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серия 61Л01 № 0003021 от 06.08.2015, регистрационный № 5372.
В соответствии с Уставом МБОУ Лицей № 103 является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Город Ростов-на-Дону» (п. 1.3, п. 1.4,1.9,1.10, раздел 1 Устава МБОУ Лицей № 103).
Предметом деятельности МБОУ Лицей № 103 является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества, и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; создание условий для отдыха, культурной, спортивной, и иной деятельности обучающихся (п. 2.1. Устава МБОУ Лицей № 103).
Согласно ц. 4.4 Устава МБОУ Лицей № 103 к компетенции Управления образования относится, в том числе, финансовое обеспечение МБОУ.
В компетенцию Администрации г. Ростова-на-Дону, как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, входит решение вопросов местного значения (ст. 21 Устава муниципального образования «Город Ростов-на-Дону»), вследствие чего, при реализации своих полномочий в области образования указанный ответчик обязан обеспечить содержание зданий, сооружений и территорий муниципальных образовательных организаций в соответствии с требованиями законодательства.
Управление образования города Ростова-на-Дону от имени муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» осуществляет функции и полномочия учредителя МОБУ Лицей № 103 осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, финансирование их коммунальных расходов, обустройство прилагающих к ним территорий, материально техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса (пп.2.5.24 Положения «Об Управлении образования г. Ростова-на-Дону», являющегося приложением №11 к Решению городской Думы г. Ростова-на-Дону от 11.06.2011 №128 в ред. от 23.06.2020).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, в том числе городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ).
Судом также установлено, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицей №103.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья окружающих, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Между тем, в здании МБОУ Лицея № 103, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Еременко, 56/4 длительное время не устраняются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- На объекте защиты, системами (составными частями) пожарной автоматики и оповещения людей о пожаре достигнуто предельное состояние (срок службы), в том числе после ремонта, регламентируемое проектными решениями и технической документацией завода-изготовителя (ст.51 ч.1, ч.3,ч4, ст.54 4.1,ч.2,ст 83 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности» п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390);
- На объекте защиты, в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не везде предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
Соответствующая исполнительная документация не представлена;
- На объекте защиты класса функциональной пожарной опасности Ф4.1, в нарушение п.7.1, п.8.1, п.8.9 СП 4.13130.2013, подъезд пожарных автомобилей не обеспечен со всех сторон по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. Также полноценному проезду пожарных автомобилей; мешают различные установленные металлические преграды и рядовая посадка деревьев, в том числе из-за веток расположенных на высоте от земли менее 4,5 м. (ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На объекте защиты, в нарушении п.8.6 СП 4.13130.2013, ширина имеющихся проездов для пожарной техники местами сужается и составляет менее 3,5 метров, (ст.51ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- На объекте защиты, в нарушение п.8.9 СП 4.13130.2013, подъезд пожарных автомобилей через юго-восточные ворота (напротив гаражей) не обеспечен по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей (ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На объекте защиты, руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение и категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федеральный закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Соответствующая исполнительная документация (расчеты) подтверждающая категорию и класс зоны вышеуказанных помещений не представлена.
- На объекте защиты, в нарушение п.5.6.4.п. 4.13130.2013, не все помещения производственного, складского назначения, технические помещения за исключением помещений категории В4 и Д, выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа. При этом ряд противопожарных перегородок (противопожарных дверей) имеют неисправности в виде отсутствия механического замка соответствующего класса, специальных уплотнений в притворах.
Под производственными, складскими, техническими помещениями принято понимать — лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые и т.д. Соответствующая исполнительная документация (расчеты) подтверждающая категорию и класс зоны вышеуказанных помещений не представлена.
- На объекте защиты, не все установленные противопожарные двери оборудованы устройствами для самозакрывания, в том числе вторая половинка двухстворчатых дверей, (ст.88 ч.8 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)
На объекте защиты, в нарушение п.4.2.7 СП 1.13130.2009, ряд установленных дверей на лестничных Клетках не имеют приспособления для самозакрывания, в том числе вторая половинка двухстворчатых дверей, и уплотнений в притворах. Установленные на двери ранее приспособления для самозакрывания и уплотнений в притворах или поломаны, или сняты;
- На объекте защиты, ряд предусмотренных проектной документаций дверей на 1 этаже препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации сняты со штатных мест;
- На объекте защиты, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, а именно: в нарушении п.4.1 «ГОСТ Р 12.2.143-2009: национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», фотолюминесцентная эвакуационная система не установлена по всему зданию;
- На объекте защиты, в нарушение п.4.2.п. 4.6 СПЗ.13130.2009, информация, передаваемая СОУЭ, не соответствует информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей. В ходе проверки установлено, что информация, передаваемая СОУЭ, не содержит полную (требуемую) информацию о необходимых действиях и способах безопасной эвакуации из здания в соответствии с поэтажными планами эвакуации людей. При разработке речевого оповещения также не учтен возраст лиц, посещаемых объект защиты;
- На объекте защиты, в нарушение п.4.3.1 СП 1.13130.2009, на путях эвакуации не предусмотрено в требуемом количестве и в полном объеме аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 или актуализированной редакции указанного документа. При этом в ходе проверки установлено, что ряд установленных светильников аварийного освещения на путях эвакуации не работоспособны или полностью, или ресурс работы автономного источника питания не обеспечивает аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону. Также в ходе проверки соответствующая исполнительная документация на системы аварийного освещения разработанная с учетом расчета времени эвакуации людей в безопасную зону не представлена. Установлено, что аварийное освещение смонтировано ранее самого расчета времени эвакуации людей в безопасную зону;
- На объекте защиты, в нарушение п.4.2.5 СП 1.13130.2009, высота эвакуационного выхода в свету из хореографического класса менее 1,9 м. (ст.51 ч. 4 ст.151 ч. 1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Достаточные меры по устранению значительного числа из указанных нарушений не принимаются на протяжении длительного времени, о чем свидетельствует выдача надзорным органом повторных предписаний руководителю МБОУ «Лицей № 103» с установлением новых сроков для их исполнения, неоднократное привлечение руководителя учреждения к административной ответственности за неисполнение предписаний.
Указанные нарушения выявлены прокуратурой района в ходе проведения проверки в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в феврале 2020 года. В связи с чем, прокуратурой в МБОУ Лицей № 103 внесено соответствующее представления. По результатам рассмотрения которого, нарушения не устранены, в связи с отсутствием финансирования.
Вместе с тем, несоблюдение закона в сфере безопасности нахождения детей и сотрудников в МБОУ Лицей № 103 не может быть оправдано вопросами финансирования в пределах бюджетных ассигнований и формирования местного бюджета.
Проведенной проверкой Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону установлено, что имеющиеся в МБОУ Лицей № 103 нарушения являются общеопасными по своим свойствам, так как могут повлечь за собой нарушение прав учащихся и сотрудников образовательной организации на безопасность образовательного процесса; непринятие ответчиками незамедлительных организационно-распорядительных мер к устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и сотрудников учреждения, может повлечь массовую гибель людей.
Судом установлено, что в ходе слушания дела частично требования нарушений пожарной безопасности, устранены в добровольном порядке. Указанный факт не оспаривался сторонами в ходе слушания дела.
Разрешая требования истца об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реализация всех вопросов местного значения, установленных статьей 16 названного федерального закона осуществляется посредством создания органов местной Администрации. Возможность создания целой отраслевой, функциональный структуры Администрации, состоящей из отдельных юридических лиц предусмотрена п.3 статья 41 №131-ФЗ.
В реализации указанных норм Федерального закона, статьей 44 Устава города Ростова-на-Дону определена структура Администрации города, в которую входят: Управления - отраслевые органы Администрации города, осуществляющие руководство, как правило, одной отраслью; Комитеты - межотраслевые органы Администрации, возглавляющие определенную сферу управления и осуществляющие свои функции на основе межотраслевой координации и регулирования; Департаменты - органы Администрации, сочетающие отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера; Администрации районов города территориальные органы Администрации города, осуществляющие отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, возглавляемые главами районных администраций; Отделы - структурные подразделения Администрации города, ее органов или районных в городе администраций.
Администрация города обладает только управленческим функциями и не имеет отраслевых полномочий, которыми в соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы 21.06.2011 года № 138 утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» наделены отраслевые Управления, Департаменты.
Указанным решением утверждено Положение об Управлении образования города Ростова-на-Дону (Приложение 11). В соответствии с основными задачами Управление осуществляет в том числе функции по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, финансирование их коммунальных расходов, обустройство прилегающих к этим учреждениям территорий, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса (п.2.5.24 Приложения 11), а также функции по организации выполнения и ; осуществления первичных мер пожарной безопасности в образовательных организациях.(п.2.5.29 Приложения 11).
Финансовое обеспечение реализации указанных полномочий регламентировано Бюджетным кодексом РФ: исключительным правом и обязанностью по обоснованию необходимого объема бюджетных ассигнований на осуществление тех или иных мероприятий согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ обладает только главный распорядитель бюджетных средств (далее - ГРБС). В силу п.2 ст.21 Бюджетного кодекса РФ ведомственная структура расходов устанавливается решением Ростовской-на-Дону городской Думы о бюджете, содержит все отраслевые (функциональные) органы Администрации, являющиеся ГРБС. Непосредственный перечень ГРБС утвержден постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 16.03.2018г. №285 «Об утверждении Перечня получателей бюджетных средств, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств города Ростова-на-Дону, и Перечня муниципальных учреждений, включенных в территориальные сметы районов города Ростова-на-Дону», в числе которых Управление образования города Ростова-на-Дону указано в качестве главного распорядителя бюджетных средств.
Исходя из установленных в ходе слушания дела обстоятельств, учитывая вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по устранению выявленных нарушений в области пожарной безопасности законодателем возложена на МБОУ «Лицей № 103», финансирование указанных мероприятий в силе законодательства лежит на МКУ «Управление образования г. Ростова-на-Дону».
Поскольку факт наличия в МБОУ «Лицей № 103» нарушений требований пожарной безопасности нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, доказательств устранения ответчиками не представлено, МБОУ «Школа № 92» является учреждением с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних детей и людей, находящихся в помещениях в силу трудовых обязанностей, соответственно, имеется угроза нарушения прав лиц, посещающих здание МБОУ «Лицей № 103».
В данной связи осуществление деятельности ответчика МБОУ «Лицей № 103» с выявленными нарушениями является недопустимым, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Советского района г. Ростова-на-Дону действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, требований, обязав ответчиков МБОУ «Лицей № 103», МКУ «Управление образования Советского района г. Ростова-на-Дону» устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду достаточных доказательств, в опровержение установленных судом обстоятельств. Обратного суду не представлено.
Кроме того, суд отмечает, что отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление образования г. Ростов-на-Дону», МБОУ г. Ростов-на-Дону «Лицей №103», третьи лица: МКУ «Отдел образования Советского района г. Ростова-на-Дону», Советское ОНДиПР, Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить частично.
Обязать МКУ «Управление образования г. Ростов-на-Дону», МБОУ г. Ростов-на-Дону «Лицей № 103» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
1.1. Заменить системы (составные части) пожарной автоматики и оповещения людей, регламентируемые проектными решениями и технической документацией завода-изготовителя (ст.51 ч.1,ч.3,ч.4, ст.54 4.1,ч.2,ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г.№390);
1.2. Предусмотреть кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций на объекте защиты, в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости;
1.3. Устранить нарушение п.7.1, п.8.1, п.8.9 СП 4.13130.2013, а именно обеспечить подъезд пожарных автомобилей со всех сторон по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. Также полноценному проезду пожарных автомобилей мешают различные установленные металлические преграды и рядовая посадка деревьев, в том числе из-за веток расположенных на высоте от земли менее 4,5 м. (ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
1.4. Устранить нарушение п.8.6 СП 4.13130.2013, ширина имеющихся проездов для пожарной техники местами сужается и составляет менее 3,5 метров, (ст.51ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
1.5. Устранить нарушение п.8.9 СП" 4.111 tO.IBUL а именно обеспечить подъезд пожарных автомобилей через юго-восточные ворота («против гаражей) по дороге, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. ( ст.51 ч.4, ст. 151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
1.7. Устранить нарушения п.5.6.4 СП 4.13130.2013, выделить противопожарными перегородками не ниже 1-го типа помещения складского, производственного назначения, технические помещения;
1.10. Установить ряд предусмотренных проектной документаций дверей на 1 этаже препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
1.11. Обеспечить соблюдение требований нормативных документов содержащих требования пожарной безопасности, а именно: в нарушении п.4.1 «ГОСТ Р 12.2.143-2009 национальный стандарт Российской Федерации, Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов, установить фотолюминесцентную эвакуационную систему по всему зданию;
1.12. Устранить нарушение п.4.2.п. 4.6 СПЗ.13130.2009, а именно информация, передаваемая СОУЭ, не соответствует информаций, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей. Учитывать при разработке речевого оповещения также возраст лиц, посещаемых объект защиты;
1.13. Предусмотреть в требуемом количестве и в полном объеме аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 или актуализированной редакции указанного документа. Обеспечить аварийное освещение в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону, произвести расчет времени эвакуации людей в безопасную зону;
1.14. Устранить нарушение п.4.2.5 СП 1.13130.2009, высота эвакуационного выхода в свету из хореографического класса менее 1,9 м. (ст.51 ч.4, ст.151 ч.1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В удовлетворении исковых требований к Администрации г. Ростова-на-Дону – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда составлено 08.07.2021 года.