Дело № 2-990/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 08 декабря 2011 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Гаврицкой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Колмаковой О.П.,
с участием: помощника Шарыповского межрайонного прокурора Аббазовой А.В.,
представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Гужева Я.А. (по доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах инвалида Черненко Людмилы Николаевны к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах инвалида Черненко Людмилы Николаевны о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) (далее Фонд) по необеспечению инвалида первой группы Черненко Л.Н. техническими средствами реабилитации памперсами №4 (кратность: ежегодно; объемом 60 штук в месяц), пеленками 60х90 см (кратность: ежегодно; объемом 30 штук в месяц) за период <данные изъяты> и возложении обязанности по обеспечению ими согласно индивидуальной программе реабилитации. В обоснование исковых требований прокурор ссылается то, что Черненко Л.Н. на основании заключения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ признана инвалидом <данные изъяты> группы, ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида. Однако Черненко Л.Н. до настоящего времени обеспечена техническими средствами реабилитации только за первый квартал 2011 года.
В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Аббазова А.В. исковые требования поддержала частично, уменьшив количество памперсов до 220 штук и пеленок до 120 штук, которыми должна быть обеспечена Черненко Л.Н., при этом Аббазова А.В. пояснила, что Черненко Л.Н. частично была обеспечена техническими средствами реабилитации, не выданы 220 подгузников, 120 пеленок.
Черненко Л.Н. и ее представитель Леонова В.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Гужев Я.А. (по доверенности) заявленные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что требование прокурора не основано на законе, поскольку в соответствии с действующим законодательством на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность выдать инвалиду направление на получение (изготовление) технических средств реабилитации в организацию, отобранную в установленном порядке и оплатить представленные поставщиком изделия согласно, заключенного государственного контракта.
На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отделением Фонда социального страхования были заключены государственные контракты с ООО <данные изъяты> и с ООО <данные изъяты> на основании которых поставщики должны осуществлять поставку технических средств реабилитации. Согласно актов сдачи – приемки товара от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, Черненко Л.Н. получила подгузник для взрослых 67803-50(51,52) в количестве 230 штук, гигиенические пеленки СЕНИ Софт BASIK 90*60см/3 в количестве 210 штук, также ей была выплачена денежная компенсация за самостоятельно приобретенные подгузники в количестве 210 штук в сумме <данные изъяты> Остаток недополученных подгузников составляет 220 штук, пеленок 210 штук. Поставку абсорбирующего белья (пеленок и подгузников) должно осуществлять ООО <данные изъяты> и <данные изъяты> в связи с чем, ответчиками по данному делу должно выступать ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> которые до настоящего времени не обеспечили Черненко Л.Н. необходимым количеством технических средств реабилитации. Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) выполнило все предусмотренные законодательством действия по обеспечению Черненко Л.Н. необходимыми техническими средствами реабилитации.
Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, на основании обращения граждан о защите нарушенных социальных прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно справке № Черненко Л.Н. является инвалидом № группы, инвалидность установлена бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ представитель Черненок Л.Н. – Леонова В.А. (по доверенности) обратилась к прокурору с заявлением об обращении в суд с иском в интересах инвалида Черненко Л.Н.. При таких обстоятельствах иск предъявлен надлежащим лицом.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” № 181-ФЗ от 24.11.1995г социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 10 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из содержания ст.11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу ст. 11.1 приведенного Федерального закона специальные средства для ухода относятся к техническим средствам реабилитации инвалидов. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.Согласно п.36 Правил признания лиц инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, определяется утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Так согласно пп.2-5 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями может осуществляться путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), который рассматривает это заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
В соответствии с п.16 Правил финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно п. 22 указанного Перечня к техническим средствам реабилитации относится абсорбирующее белье, подгузники.
В силу п.1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.3 Положения в Фонд социального страхования Российской Федерации входят исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации возлагается на исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, к которым относится ответчик по делу – Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский).
Как установлено в судебном заседании и следует из справки № Черненко Людмила Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом № группы бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Черненко Л.Н. должны предоставляться подгузники по 60 штук в месяц и пеленки по 30 штук в месяц.
Черненко Л.Н. поставлена на учет в ГУ-КРО ФСС РФ филиал № 13 (Шарыповский), что подтверждается уведомлением Фонда № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленных ответчиком актов сдачи-приемки товара от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, инвалидом Черненко Л.Н. получены подгузники для взрослых 67803-50(51,52) в количестве 230 штук, гигиенические пеленки СЕНИ Софт BASIK 90*60см/3 в количестве 210 штук.
Согласно приказов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате компенсации за приобретенные технические средства реабилитации инвалидам», на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Черненко Л.Н. выплачена денежная компенсация за самостоятельно приобретенные подгузники в количестве 210 штук в сумме <данные изъяты>
Таким образом, за период <данные изъяты> включительно ею недополучено 220 памперсов, 120 пеленок.
Доказательства обеспечения инвалида Черненко Л.Н. подгузниками в количестве 220 штук и пеленками в количестве 120 штук за период с <данные изъяты> включительно ответчик в суд не представил
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей перед инвалидом Черненко Л.Н., бездействие ответчика по необеспечению ее необходимыми средствами технической реабилитации в виде подгузников для взрослых 67803-50(51,52) в количестве 220 штук, гигиенические пеленки СЕНИ Софт BASIK 90*60см/3 в количестве 120 штук является незаконным.
Для восстановления нарушенных прав Черненко Л.Н. необходимо возложить на ответчика обязанность по обеспечению инвалида указанными средствами технической реабилитации.
Доводы представителя ответчика о том, что надлежащими ответчиками по делу являются ООО <данные изъяты> ООО <данные изъяты> суд отклоняет по следующим основаниям.
Согласно объяснениям в судебном заседании представителя ответчика Гужева Я.А (по доверенности) причиной необеспечения Черненко Л.Н. указанными видами технических средств реабилитации является ненадлежащее исполнение своих обязательств ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>
Обязательства, возникающие из гражданско-правового договора, не заменяют собой обязательств ответчика, возникших в силу закона, поэтому и после заключения государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не освобождаются от обязанностей перед инвалидами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) в виде необеспечения инвалида Черненко Людмилу Николаевну средствами технической реабилитации незаконным.
Возложить на Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский) обязанность обеспечить инвалида Черненко Людмилу Николаевну техническими средствами реабилитации в виде подгузников в количестве 220 штук и пеленок в количестве 120 штук.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий