Дело № 2- 445/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года г.Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего судьи Чернышова В.В.
при секретаре Пилюнькиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова В.Н. к СМУП «Вычислительный центр ЖКХ», СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть», ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск», ОАО «Смоленскэнергосбыт» о предоставлении мер социальной поддержки и производстве перерасчета оплаченных жилищно-коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
Куликов В.Н. обратился в суд с иском к СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» о перерасчете оплаченных жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления льготы в размере 50% всем членам его семьи с 01.04.2006г. по 31.12.2008г., засчитав излишне внесенные платежи в счет будущей оплаты, в обоснование заявленных требований сослался на то, что является инвалидом Великой Отечественной войны, с 01.04.2006г. льгота предоставлялась ему и его жене, как «Ветерану Труда». В настоящее время ему стало известно о том, что отмена льготы членам семьи инвалида ВОВ по оплате коммунальных услуг решениями Конституционного и Верховного судов РФ 2006г. признана незаконной. Просит суд обязать СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» предоставлять членам семьи инвалида ВОВ указанную льготу и произвести перерасчет по коммунальным платежам с 01.04.2006 г. по 31.12.2008г. в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседанииистец Куликов В.Н. поддержал заявленные требования по вышеизложенным доводам, пояснив суду, что ранее ему и членам его семьи, которые проживают совместно с ним, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты 50% коммунальных услуг, в том числе за отопление, горячее и холодное водоснабжение, вывозу бытовых отходов, пользование газом и электроэнергией. Однако с 01.04.2006 года по 31.12.2008 года льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг членам его семьи не предоставляется, что является незаконным.
Представитель ответчика СМУП «ВЦ ЖКХ» ФИО 1 в судебное заседание не явилась, в адресованном суду ходатайстве просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве иск не признала, указав, что с 01.04.2006г. по 31.12.2008г. в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах» мера социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг распространялась только на инвалида войны, а не на членов его семьи. При этом указала, что СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» не осуществляет начислений по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» Федосеенков Д.Н. в судебном заседании иск не признал, указав, что с мая 2006г. льгота на членов семьи истца не предоставлялась, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Конституционный суд своим Определением установил, что члены семей инвалидов ВОВ пользуются льготами на оплату коммунальных услуг в соответствии с постановлением СМ СССР «Об утверждении положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих». Вместе с тем, действующим бюджетным законодательством не предусмотрено выделение бюджетных средств на финансирование льгот. Таким образом, имеется пробел в правовом регулировании. Отказ учитывать при расчете стоимости газа права членов семей инвалидов ВОВ на льготы обусловлен отсутствием нормативно-правовых актов, регулирующих механизм реализации гражданами своего права на льготы. Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. № 713 устанавливается, что с 01.01.2009г. формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является денежный эквивалент в размере 50-процентной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика ОАО «Смоленскэнергосбыт» Косарев А.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что до 01.01.2009г. мера социальной поддержки инвалидам ВОВ и приравненным к ним лицам за потребленную электроэнергию путем оплаты 50% членам семей инвалидов на основании Определений Конституционного суда РФ предоставлялись в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 01.04.2005г. №92. В связи с этим между ОАО «Смоленскэнергосбыт» и Департаментом Смоленской области по социальному развитию были заключены договора, по которым Департамент обязался оплатить расходы, понесенные ОАО «Смоленскэнергосбыт» в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки. С 01.01.2009г. в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. № 713, на Департамент возложена обязанность предоставления меры социальной поддержки путем выплаты денежного эквивалента 50% скидки. В связи с изменением формы предоставления мер социальной поддержки, ОАО «Смоленскэнергосбыт» с 01.01.2009г. не имеет правовых оснований предоставлять меры социальной поддержки инвалидам ВОВ за потребленную электроэнергию путем оплаты 50%, а также членам семей инвалидов. При этом посчитал, что истцом пропущен срок исковой давности и просил применить срок исковой давности.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика СМУП «Горводоканал» ФИО2 в судебное заседание не явилась, в адресованном суду ходатайстве просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях иск не признала, указав, что с 01.04.2006г. по 31.12.2008г. в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах» мера социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) распространялась только на инвалида ВОВ, а не на членов его семьи, т.е. только на Куликова В.Н. Конституционный суд своим Определением установил, что члены семей инвалидов ВОВ пользуются льготами на оплату коммунальных услуг в соответствии с постановлением СМ СССР «Об утверждении положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих». Вместе с тем, действующим бюджетным законодательством не предусмотрено выделение бюджетных средств на финансирование льгот. Жилой дом <адрес> находится в управлении ОАО. Между СМУП «Горводоканал» и ОАО заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Таким образом, ответственность за качество предоставляемых коммунальных услуг несет управляющая организация, а также осуществляет расчет платы. С 01.01.2009г. на территории Смоленской области определен порядок и форма предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. № 713. Обязанным по предоставлению таких мер субъектом определен Департамент Смоленской области по соцразвитию, на котором лежит обязанность по перечислению соответствующих сумм их получателям.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика МУП «Смоленсктеплосеть», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что обязанность по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги возложена на СМУП «ВЦ ЖКХ». Кроме того, просил применить срок исковой давности.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента Смоленской области по социальному развитию Коростелев Д.И. в судебном заседании пояснил, что на основании Постановления Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. №713 с 01.01.2009г. меры соцподдержки предоставляются в денежной форме в виде денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг: технической обслуживание, наем, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение горячей воды, электроэнергия, газ. В настоящее время в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрировано 6 человек (до 1.12.2009г. - 5 человек). Денежный эквивалент 50-процентной скидки по оплате за жилое помещение (техническое обслуживание и наем) в период 01.01.2009г. по 31.12.2010г. начислялся и выплачивался В.Н. Куликову на совместно проживающих с ним членов семьи (кроме ФИО3 по оплате коммунальных услуг только на него. С 01.01.2011г. начисление и выплата денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится на всех членов семьи, кроме ФИО3 на основании ФЗ от 02.07.2010г. № 149-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 ФЗ «О ветеранах». ФИО3 в период с 01.01.2009г. по настоящее время пользуется мерами соцподдержки, установленными областным законом от 14.12.2004г. №95-з для ветеранов труда, до 01.01.2010г. в виде 50-процентной скидки в оплате жилищно-коммунальных услуг, с 01.01.2010г. ей предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленная областным законом в редакции областного закона от 18.12.2009г. № 143-з.
На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчика.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
Подпунктом 9 п.1 ст. 14 ФЗ РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 22.07.2008г.) предусмотрено предоставление инвалидам войны, к которым, согласно ст.4 этого Закона, относятся и инвалиды Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (в т.ч. за газ) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона «О ветеранах» законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Куликов В.Н. является инвалидом второй группы Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает <адрес> совместно с ним зарегистрированы и проживают его жена - ФИО3 (с 15.11.1974 г.), сын - ФИО4 (с 15.11.1974 г.), дочь - ФИО5 (с 30.09.1995 г.), внук - ФИО6 (с 30.05.1995 г.), внучка - ФИО7 (с 20.09.1997 г.).
До 01.04.2006г. Куликову В.Н., а также членам его семьи предоставлялась 50% скидка по оплате коммунальных услуг, а с 01.04.2006г. указанная льгота предоставляется только истцу.
Указанные обстоятельства подтверждаются как объяснениями лиц, участвующих в деле, так и письменными материалами дела: копией удостоверения (л.д.3), копией справки МСЭ № (л.д.4), справкой филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №2» (л.д.7), копией ответа СМУП «ВЦ ЖКХ » (л.д.8), копией ответа ОАО «Жилищник» филиал ЖЭУ№2 (л.д.13), квитанциями (л.д. 5-6, 14-69, 96-119).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что меры социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги должны предоставляться ему, как инвалиду ВОВ, в соответствии Положением о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением СМ СССР от 23.02.1981г. №209., при этом данная льгота распространяется также и на членов его семьи.
Ответчики с названными доводами не согласны, поскольку считают, что в соответствии с пп.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» названная мера социальной поддержки распространяется только на инвалида войны, а не на членов его семьи.
Данный довод ответчиков суд находит необоснованным в силу следующего
Действительно, пп.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» как в действующей редакции, так и в предыдущих редакциях, не содержит прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семьи инвалида войны.
Вместе с тем, Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. № 209 было утверждено «Положение для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (в редакции от 01.07.1991г.), пунктом 17 которого предусмотрено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Пункты 3,4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г. (до внесения в него изменений ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устанавливали, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 04.12.2003г. №423-О, пришел к выводу, что положения Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с п.17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих от 23.02.1981г., сохранившего свое действие согласно п.3 ст.11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005г. № 502-О по жалобе гр. Зимницкого С.В., и определении от 07.12.2006г. № 524-О по жалобе гр. Анохиной Н.М., признание п. 6 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ утратившими силу пп.3 и 4 ст.11 ФЗ «О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями ст. 153 ФЗ от 22.08. 2004г. № 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан пользовались в рамках действовавшей до 01.01.2005г. системы социальной защиты.
Таким образом, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации льгот для инвалидов войны и членов их семей, у которых право пользования такой льготой возникло и было реализовано ими до 01.01.2005г.
Правовой анализ вышеприведенных актов Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что действия СМУП «ВЦ ЖКХ» по прекращению с 01.04.2006г. предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членами семей инвалида войны противоречат положениям ст.ст.1,2,7, 18, 55 Конституции РФ, а также преамбуле Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, из которой следует, что действие закона направлено на выплату денежной компенсации взамен льгот и социальных гарантий, установленных действующим законодательством.
Учитывая то обстоятельство, что с 2003 года начисления по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом мер социальной поддержки, производит СМУП «ВЦ ЖКХ», суд приходит к убеждению, что отказ СМУП «ВЦ ЖКХ» в предоставлении льготы в виде 50% по оплате за коммунальные услуги членам семьи Куликова В.Н. свидетельствует о том, что условия предоставления меры социальной поддержки инвалида войны ухудшены, что противоречит положениям ст.153 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. и нарушает право истца на получение льготы в полном объеме.
Также суд не может согласиться с доводами ответчиков об отсутствии законодательно установленного механизма реализации спорной льготы, поскольку Постановлением администрации Смоленской области от 01.04.2005г. №92 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», действовавшим до 01.01.2009г., было установлено, что формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные в т.ч. ФЗ «О ветеранах», является их оплата жилищно-эксплуатационным и коммунальным предприятиям в размере 50 процентов.
Отсутствие в названном постановлении ссылки на «Положение о льготах для инвалидов…», утв. постановлением Совмина СССР от 23.02.1981г. №209, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки, поскольку указанное Положение действует во взаимосвязи с Федеральным законом «О ветеранах», что подтверждено правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации.
При этом, с 01.01.2009г. Постановлением Администрации Смоленской области №713 от 19.12.2008г. «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах»», установлено, что формой предоставления вышеперечисленных мер социальной поддержки является денежный эквивалент. Решение о выплате денежного эквивалента, ежемесячный расчет суммы денежного эквивалента, подлежащего выплате, непосредственное осуществление его выплаты отнесено к компетенции Департамента Смоленской области по социальному развитию.
Таким образом, СМУП «ВЦ ЖКХ» с 01.01.2009г. лишено полномочий по начислению оплаты за жилищно-коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и не имеет возможности предоставлять льготы с указанной даты.
Разрешая заявление представителя ответчика МУП «Смоленсктеплосеть» о применении срока исковой давности, суд учитывает нижеследующее.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.195 ГК РФ). В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Трехлетний срок исковой давности подлежит исчислению со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Судом установлено, что Куликов В.Н. обратился в суд с иском 08.12.2010г.(л.д.2). При этом, истец не представил каких-либо доказательств уважительности пропуска срока исковой давности. Следовательно, в данном случае суд признает его пропущенным.
Таким образом, суд находит требование Куликова В.Н. в части произведения перерасчета платы за предоставленную жилищно-коммунальную услугу по отоплению с учетом 50% скидки на членов его семьи обоснованным и подлежащим удовлетворению за период с 08.12.2007г. по 31.12.2008г., засчитав излишне внесенные денежные средства в счет будущих платежей.
Вместе с тем, отсутствуют основания для возложения обязанности на ОАО «Смоленскэнергосбыт» произвести перерасчет по оплате потребленной электрической энергии, поскольку данным ответчиком льгота в виде 50% скидки по оплате в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, на членов семьи истца предоставлялась, что следует из представленной справки-расчета (л.д. 95).
При таких обстоятельствах заявленные требования Куликова В.Н. являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Куликова В.Н. удовлетворить частично.
Обязать СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» произвести перерасчет по оплате жилищно-коммунальных услуг Куликову В.Н. на членов его семьи исходя из меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, с 01.04.2006 года по 31.12.2008 года, за исключением услуги по отоплению, перерасчет которой произвести за период с 08.12.2007 года по 31.12.2008 года, засчитав излишне внесенные денежные средства в счет будущих платежей.
Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» произвести перерасчет по оплате потребленного газа Куликову В.Н. на членов его семьи исходя из меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, за период с 01.04.2006 года по 31.12.2008 года, засчитав излишне внесенные денежные средства в счет будущих платежей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Куликову В.Н. - отказать.
Взыскать со СМУП «Вычислительный центр ЖКХ», МУП «Смоленсктеплосеть», СМУП «Горводоканал», ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» в доход государства государственную пошлину по 25 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.В. Чернышов
Решение изготовлено в окончательной форме 18.05.2011 г.