Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-445/2011 (2-4630/2010;) ~ М-4331/2010 от 08.12.2010

Дело № 2- 445/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года г.Смоленск

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего судьи        Чернышова В.В.

при секретаре                                      Пилюнькиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова В.Н. к СМУП «Вычислительный центр ЖКХ», СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть», ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск», ОАО «Смоленскэнергосбыт» о предоставлении мер социальной поддержки и производстве перерасчета оплаченных жилищно-коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л :

Куликов В.Н. обратился в суд с иском к СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» о перерасчете оплаченных жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления льготы в размере 50% всем членам его семьи с 01.04.2006г. по 31.12.2008г., засчитав излишне внесенные платежи в счет будущей оплаты, в обоснование заявленных требований сослался на то, что является инвалидом Великой Отечественной войны, с 01.04.2006г. льгота предоставлялась ему и его жене, как «Ветерану Труда». В настоящее время ему стало известно о том, что отмена льготы членам семьи инвалида ВОВ по оплате коммунальных услуг решениями Конституционного и Верховного судов РФ 2006г. признана незаконной. Просит суд обязать СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» предоставлять членам семьи инвалида ВОВ указанную льготу и произвести перерасчет по коммунальным платежам с 01.04.2006 г. по 31.12.2008г. в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседанииистец Куликов В.Н. поддержал заявленные требования по вышеизложенным доводам, пояснив суду, что ранее ему и членам его семьи, которые проживают совместно с ним, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты 50% коммунальных услуг, в том числе за отопление, горячее и холодное водоснабжение, вывозу бытовых отходов, пользование газом и электроэнергией. Однако с 01.04.2006 года по 31.12.2008 года льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг членам его семьи не предоставляется, что является незаконным.

Представитель ответчика СМУП «ВЦ ЖКХ» ФИО 1 в судебное заседание не явилась, в адресованном суду ходатайстве просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве иск не признала, указав, что с 01.04.2006г. по 31.12.2008г. в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах» мера социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг распространялась только на инвалида войны, а не на членов его семьи. При этом указала, что СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» не осуществляет начислений по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» Федосеенков Д.Н. в судебном заседании иск не признал, указав, что с мая 2006г. льгота на членов семьи истца не предоставлялась, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Конституционный суд своим Определением установил, что члены семей инвалидов ВОВ пользуются льготами на оплату коммунальных услуг в соответствии с постановлением СМ СССР «Об утверждении положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих». Вместе с тем, действующим бюджетным законодательством не предусмотрено выделение бюджетных средств на финансирование льгот. Таким образом, имеется пробел в правовом регулировании. Отказ учитывать при расчете стоимости газа права членов семей инвалидов ВОВ на льготы обусловлен отсутствием нормативно-правовых актов, регулирующих механизм реализации гражданами своего права на льготы. Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. № 713 устанавливается, что с 01.01.2009г. формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является денежный эквивалент в размере 50-процентной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика ОАО «Смоленскэнергосбыт» Косарев А.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что до 01.01.2009г. мера социальной поддержки инвалидам ВОВ и приравненным к ним лицам за потребленную электроэнергию путем оплаты 50% членам семей инвалидов на основании Определений Конституционного суда РФ предоставлялись в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 01.04.2005г. №92. В связи с этим между ОАО «Смоленскэнергосбыт» и Департаментом Смоленской области по социальному развитию были заключены договора, по которым Департамент обязался оплатить расходы, понесенные ОАО «Смоленскэнергосбыт» в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки. С 01.01.2009г. в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. № 713, на Департамент возложена обязанность предоставления меры социальной поддержки путем выплаты денежного эквивалента 50% скидки. В связи с изменением формы предоставления мер социальной поддержки, ОАО «Смоленскэнергосбыт» с 01.01.2009г. не имеет правовых оснований предоставлять меры социальной поддержки инвалидам ВОВ за потребленную электроэнергию путем оплаты 50%, а также членам семей инвалидов. При этом посчитал, что истцом пропущен срок исковой давности и просил применить срок исковой давности.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика СМУП «Горводоканал» ФИО2 в судебное заседание не явилась, в адресованном суду ходатайстве просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях иск не признала, указав, что с 01.04.2006г. по 31.12.2008г. в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах» мера социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) распространялась только на инвалида ВОВ, а не на членов его семьи, т.е. только на Куликова В.Н. Конституционный суд своим Определением установил, что члены семей инвалидов ВОВ пользуются льготами на оплату коммунальных услуг в соответствии с постановлением СМ СССР «Об утверждении положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих». Вместе с тем, действующим бюджетным законодательством не предусмотрено выделение бюджетных средств на финансирование льгот. Жилой дом <адрес> находится в управлении ОАО. Между СМУП «Горводоканал» и ОАО заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Таким образом, ответственность за качество предоставляемых коммунальных услуг несет управляющая организация, а также осуществляет расчет платы. С 01.01.2009г. на территории Смоленской области определен порядок и форма предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. № 713. Обязанным по предоставлению таких мер субъектом определен Департамент Смоленской области по соцразвитию, на котором лежит обязанность по перечислению соответствующих сумм их получателям.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика МУП «Смоленсктеплосеть», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что обязанность по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги возложена на СМУП «ВЦ ЖКХ». Кроме того, просил применить срок исковой давности.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента Смоленской области по социальному развитию Коростелев Д.И. в судебном заседании пояснил, что на основании Постановления Администрации Смоленской области от 19.12.2008г. №713 с 01.01.2009г. меры соцподдержки предоставляются в денежной форме в виде денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг: технической обслуживание, наем, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение горячей воды, электроэнергия, газ. В настоящее время в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрировано 6 человек (до 1.12.2009г. - 5 человек). Денежный эквивалент 50-процентной скидки по оплате за жилое помещение (техническое обслуживание и наем) в период 01.01.2009г. по 31.12.2010г. начислялся и выплачивался В.Н. Куликову на совместно проживающих с ним членов семьи (кроме ФИО3 по оплате коммунальных услуг только на него. С 01.01.2011г. начисление и выплата денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится на всех членов семьи, кроме ФИО3 на основании ФЗ от 02.07.2010г. № 149-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 ФЗ «О ветеранах». ФИО3 в период с 01.01.2009г. по настоящее время пользуется мерами соцподдержки, установленными областным законом от 14.12.2004г. №95-з для ветеранов труда, до 01.01.2010г. в виде 50-процентной скидки в оплате жилищно-коммунальных услуг, с 01.01.2010г. ей предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленная областным законом в редакции областного закона от 18.12.2009г. № 143-з.

На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчика.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

Подпунктом 9 п.1 ст. 14 ФЗ РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 22.07.2008г.) предусмотрено предоставление инвалидам войны, к которым, согласно ст.4 этого Закона, относятся и инвалиды Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (в т.ч. за газ) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона «О ветеранах» законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Куликов В.Н. является инвалидом второй группы Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает <адрес> совместно с ним зарегистрированы и проживают его жена - ФИО3 (с 15.11.1974 г.), сын - ФИО4 (с 15.11.1974 г.), дочь - ФИО5 (с 30.09.1995 г.), внук - ФИО6 (с 30.05.1995 г.), внучка - ФИО7 (с 20.09.1997 г.).

До 01.04.2006г. Куликову В.Н., а также членам его семьи предоставлялась 50% скидка по оплате коммунальных услуг, а с 01.04.2006г. указанная льгота предоставляется только истцу.

Указанные обстоятельства подтверждаются как объяснениями лиц, участвующих в деле, так и письменными материалами дела: копией удостоверения (л.д.3), копией справки МСЭ (л.д.4), справкой филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №2» (л.д.7), копией ответа СМУП «ВЦ ЖКХ » (л.д.8), копией ответа ОАО «Жилищник» филиал ЖЭУ№2 (л.д.13), квитанциями (л.д. 5-6, 14-69, 96-119).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что меры социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги должны предоставляться ему, как инвалиду ВОВ, в соответствии Положением о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением СМ СССР от 23.02.1981г. №209., при этом данная льгота распространяется также и на членов его семьи.

Ответчики с названными доводами не согласны, поскольку считают, что в соответствии с пп.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» названная мера социальной поддержки распространяется только на инвалида войны, а не на членов его семьи.

Данный довод ответчиков суд находит необоснованным в силу следующего

Действительно, пп.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» как в действующей редакции, так и в предыдущих редакциях, не содержит прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семьи инвалида войны.

Вместе с тем, Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. № 209 было утверждено «Положение для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (в редакции от 01.07.1991г.), пунктом 17 которого предусмотрено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Пункты 3,4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г. (до внесения в него изменений ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устанавливали, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 04.12.2003г. №423-О, пришел к выводу, что положения Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с п.17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих от 23.02.1981г., сохранившего свое действие согласно п.3 ст.11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005г. № 502-О по жалобе гр. Зимницкого С.В., и определении от 07.12.2006г. № 524-О по жалобе гр. Анохиной Н.М., признание п. 6 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ утратившими силу пп.3 и 4 ст.11 ФЗ «О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями ст. 153 ФЗ от 22.08. 2004г. № 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан пользовались в рамках действовавшей до 01.01.2005г. системы социальной защиты.

Таким образом, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации льгот для инвалидов войны и членов их семей, у которых право пользования такой льготой возникло и было реализовано ими до 01.01.2005г.

Правовой анализ вышеприведенных актов Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что действия СМУП «ВЦ ЖКХ» по прекращению с 01.04.2006г. предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членами семей инвалида войны противоречат положениям ст.ст.1,2,7, 18, 55 Конституции РФ, а также преамбуле Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, из которой следует, что действие закона направлено на выплату денежной компенсации взамен льгот и социальных гарантий, установленных действующим законодательством.

Учитывая то обстоятельство, что с 2003 года начисления по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом мер социальной поддержки, производит СМУП «ВЦ ЖКХ», суд приходит к убеждению, что отказ СМУП «ВЦ ЖКХ» в предоставлении льготы в виде 50% по оплате за коммунальные услуги членам семьи Куликова В.Н. свидетельствует о том, что условия предоставления меры социальной поддержки инвалида войны ухудшены, что противоречит положениям ст.153 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. и нарушает право истца на получение льготы в полном объеме.

Также суд не может согласиться с доводами ответчиков об отсутствии законодательно установленного механизма реализации спорной льготы, поскольку Постановлением администрации Смоленской области от 01.04.2005г. №92 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», действовавшим до 01.01.2009г., было установлено, что формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные в т.ч. ФЗ «О ветеранах», является их оплата жилищно-эксплуатационным и коммунальным предприятиям в размере 50 процентов.

Отсутствие в названном постановлении ссылки на «Положение о льготах для инвалидов…», утв. постановлением Совмина СССР от 23.02.1981г. №209, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки, поскольку указанное Положение действует во взаимосвязи с Федеральным законом «О ветеранах», что подтверждено правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации.

При этом, с 01.01.2009г. Постановлением Администрации Смоленской области №713 от 19.12.2008г. «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах»», установлено, что формой предоставления вышеперечисленных мер социальной поддержки является денежный эквивалент. Решение о выплате денежного эквивалента, ежемесячный расчет суммы денежного эквивалента, подлежащего выплате, непосредственное осуществление его выплаты отнесено к компетенции Департамента Смоленской области по социальному развитию.

Таким образом, СМУП «ВЦ ЖКХ» с 01.01.2009г. лишено полномочий по начислению оплаты за жилищно-коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и не имеет возможности предоставлять льготы с указанной даты.

Разрешая заявление представителя ответчика МУП «Смоленсктеплосеть» о применении срока исковой давности, суд учитывает нижеследующее.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.195 ГК РФ). В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Трехлетний срок исковой давности подлежит исчислению со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Судом установлено, что Куликов В.Н. обратился в суд с иском 08.12.2010г.(л.д.2). При этом, истец не представил каких-либо доказательств уважительности пропуска срока исковой давности. Следовательно, в данном случае суд признает его пропущенным.

Таким образом, суд находит требование Куликова В.Н. в части произведения перерасчета платы за предоставленную жилищно-коммунальную услугу по отоплению с учетом 50% скидки на членов его семьи обоснованным и подлежащим удовлетворению за период с 08.12.2007г. по 31.12.2008г., засчитав излишне внесенные денежные средства в счет будущих платежей.

Вместе с тем, отсутствуют основания для возложения обязанности на ОАО «Смоленскэнергосбыт» произвести перерасчет по оплате потребленной электрической энергии, поскольку данным ответчиком льгота в виде 50% скидки по оплате в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, на членов семьи истца предоставлялась, что следует из представленной справки-расчета (л.д. 95).

При таких обстоятельствах заявленные требования Куликова В.Н. являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Куликова В.Н. удовлетворить частично.

Обязать СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» произвести перерасчет по оплате жилищно-коммунальных услуг Куликову В.Н. на членов его семьи исходя из меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, с 01.04.2006 года по 31.12.2008 года, за исключением услуги по отоплению, перерасчет которой произвести за период с 08.12.2007 года по 31.12.2008 года, засчитав излишне внесенные денежные средства в счет будущих платежей.

Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» произвести перерасчет по оплате потребленного газа Куликову В.Н. на членов его семьи исходя из меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, за период с 01.04.2006 года по 31.12.2008 года, засчитав излишне внесенные денежные средства в счет будущих платежей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Куликову В.Н. - отказать.

Взыскать со СМУП «Вычислительный центр ЖКХ», МУП «Смоленсктеплосеть», СМУП «Горводоканал», ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» в доход государства государственную пошлину по 25 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                          В.В. Чернышов

Решение изготовлено в окончательной форме 18.05.2011 г.

2-445/2011 (2-4630/2010;) ~ М-4331/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куликов Виктор Нилович
Ответчики
МУП "Горводоканал"
МУП "Смоленсктеплосеть"
СМУП "ВЦ ЖКХ"
ООО "Смоленскрегионгаз"
ОАО "Смоленскэнергосбыт"
Другие
Департамент Смоленской области по социальному развитию
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Чернышов Вадим Владимирович
Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
08.12.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2010Передача материалов судье
13.12.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2010Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.01.2011Предварительное судебное заседание
28.02.2011Судебное заседание
18.03.2011Судебное заседание
18.04.2011Судебное заседание
11.05.2011Судебное заседание
13.05.2011Судебное заседание
06.06.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее