РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2013 года пос. Чернь
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Духовской Е.Р.,
при секретаре Шадыкиной Н.А.,
с участием истца Иноземцева И.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» Лилейкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-297/13 по иску Иноземцева И.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, о признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Иноземцев И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Чернского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, о признании права на получение мер социальной поддержки, мотивируя исковые требования тем, что истец с 4 января 1988 года
проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время проходит службу в <данные изъяты>
На основании Закона РФ от 12.02.93 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15.12.01г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на пенсию по линии МВД за выслугу лет с октября 2006 годаи согласно ст. 7 ФЗ РФ от 12.01.1995 № 5
«О ветеранах» обладает правами и льготами категории ветеранов - «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 22 Закона Тульской области № 493 от
28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено право ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячную денежную выплату и получение справки на льготный проездной билет.
Просил суд обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» назначить и выплачивать Иноземцеву И.В., как ветерану труда, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 № 493-3TO, начиная с 07.12.2010 года в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» назначить и выплачивать Иноземцеву И.В. ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области № 493 от28.12.2004 года, начиная с 07.12.2010 года. Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» выдать Иноземцеву И.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
В судебном заседании истец Иноземцев И.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил суд обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» назначить и выплачивать Иноземцеву И.В., как ветерану труда, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 № 493-3TO, начиная с 07.12.2010 года в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение). Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» назначить и выплачивать Иноземцеву И.В. ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области № 493 от28.12.2004 года, начиная с 07.12.2010 года. Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» выдать Иноземцеву И.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» по доверенности Лилейкина И.А. пояснила, что, по мнению ответчика, требования Иноземцева И.В. являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств: Истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие факт достижения ею возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными Законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Следовательно, для предоставления гражданину мер социальной поддержки на основании ст. 3 и ст. 7 Закона № 493-ЗТО необходима совокупность двух юридически значимых фактов: 1) наличие статуса «Ветеран труда»; 2) достижение возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Считает, что право на меры социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО у истца в настоящее время отсутствует, поскольку он не является получателем пенсии и не достигла возраста 60 лет. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда, ветераны военной службы.
Пунктом 1 части 1 статьи 7 вышеназванного Закона определены лица, являющиеся ветеранами труда. Это – лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах»).
Законодательством в статьях 10, 13, 22 Закона «О ветеранах» было установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
До внесения 22 августа 2004 года изменений в Федеральный закон «О ветеранах», статья 22 указанного закона предусматривала в качестве мер социальной защиты ветеранов труда, в том числе, оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг.
При этом предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Однако в силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), меры социальной поддержки ветеранов труда стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому, во исполнение вышеуказанного, 28 декабря 2004 года был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», действие которого стало распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Пунктом 2 статьи 1 данного закона (в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 05.12.2007 N 921-ЗТО, от 18.02.2008 N 972-ЗТО, от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, от 21.12.2009 N 1376-ЗТО ) установлено, что право на меры социальной поддержки имеют ветераны труда, а так же граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
В силу ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 N 1352-ЗТО);
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 N 1352-ЗТО).
Согласно п.2 ч. 1 ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;
Изложенное свидетельствует о том, что положения статьи 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не подлежит применению без учета положений статей 3 и 7 данного закона, и что только для предоставления льгот, установленных статей 3 и 7 Закона, предусмотрено обязательное условие - достижение возраста, отсутствие которого исключает предоставление данных мер социальной поддержки.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд, установил, что истец Иноземцев И.В. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда и, тем самым, имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. 22 Федерального закона РФ «О ветеранах».
Данный факт подтвержден удостоверением «Ветеран труда» серии №, выданным на имя Иноземцева И.В. ГУ ТО УСЗН Чернского района 06 декабря 2010 года, которое является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, а так же дающими право Иноземцеву И.В. на льготы, предъявляемые на условиях и в порядке установленных ст.ст. 22, 23 ФЗ «О ветеранах».
Оснований полагать, что истцу Иноземцеву И.В. звание ветерана труда было присвоено не в соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», у суда не имеется.
Из ответов ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» № 1223 от 24 июня 2013 года усматривается, что истцу в предоставлении мер социальной поддержки было отказано, ввиду не достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Анализируя данное сообщение, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в отказе ответчика в предоставлении Иноземцеву И.В. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, являются необоснованными по следующим основаниям.
В настоящее время законодательством Российской Федерации условия и нормы пенсионного обеспечения установлены Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), и от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).
Так, согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. К видам пенсии, назначаемым по государственному обеспечению, относится и пенсия за выслугу лет (п.п. 1, ч 1, ст. 5 вышеназванного Закона), назначаемая в порядке, предусмотренном Федеральным Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей».
При этом, в силу ст. 2 Федерального Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», пенсия за выслугу лет, как один из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.
Оценивая установленные факты в их совокупности, суд приходит к убеждению о том, что истцу положена пенсия за выслугу лет с октября 2006 года, из чего следует, что истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, тем более, что и ФЗ № 166-ФЗ РФ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают назначение пенсии ранее достижения установленного пенсионного возраста – 60 лет (для мужчин), в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан. Поэтому возраст, дающий право на назначение пенсии, может быть различным.
Истец, является ветераном труда и достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, что ответчиком не оспаривается и из чего следует, что он относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», обладающих правом на получением мер социальной поддержки.
Как усматривается из копии заявления от 20 июня 2013 года о предоставлении мер социальной поддержки Иноземцев И.В. обратился в орган социальной защиты населения по месту своего жительства. Данное заявление подано истцом и принято ГУ Тульской области УСЗН Чернского района 20 июня 2013 года, о чем имеется отметка в заявлении.
Поскольку заявление ГУ Тульской области «Управлением социальной защиты населения Чернского района» было принято к рассмотрению, следовательно, к нему были приложены установленные Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате ежемесячной денежной выплаты, жилого помещения и коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации тульской области от 15.01.2010 года № 30 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», действовавшим на момент обращения Иноземцева И.В., документы.
Согласно вышеназванному Положению, право на ежемесячную денежную выплату имели ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года (п.п. 1 п.1 Положения).
В силу п. 19 Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8 - 9 настоящего Положения.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ от 24 июня 2013 года ГУ Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» в предоставлении Иноземцеву И.В. вышеуказанных мер социальной поддержки, являются незаконным.
Учитывая тот факт, что истец обратился с заявлением о предоставлении льгот по оплате ежемесячной денежной выплаты и 50% за коммунальные услуги в орган социальной защиты населения 20 июня 2013 года, то в силу п. 19 Положения суд приходит к выводу о том, что требования истца Иноземцева И.В. о назначении ему ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, являются обоснованными в части обязания ответчика назначить истцу ежемесячную денежную выплату и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги с 07 декабря 2010 года. Однако, назначение оплаты данных выплат производится с момента обращения истца в ГУ Тульской области «Управления социальной защиты населения Чернского района» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, т.е. с 20 июня 2013 года.
Исковые требования Иноземцева И.В. в части получения справки на льготный проездной билет суд признал неправомерным и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что Законом Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не установлено предоставление ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, льгот предусматривающих выдачу льготного проездного билета.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Иноземцева И.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Чернского района» назначить Иноземцеву И.В., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива, с 20 июня 2013 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Е.Р. Духовская