Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Бадмаевой А.А., с участием истицы Богидаевой А.В., представителя истца Хомич М.М., представителя ответчика Тогочеева Ж.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богидаевой А. В. к СПАО "Ингострах" о признании отказа по выплате страховой суммы незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Богидаева А.В. обратилась в суд с иском к СПАО «Ингострах» о признании отказа по выплате страховой суммы в размере 1800000 рублей незаконным, просит взыскать с ответчика страховую сумму по кредитному договору № на сумму 1800000 рублей в соответствии со страховым полисом № от ДД.ММ.ГГГГг.
Исковое заявление мотивировано тем, что истица состояла в браке с Богидаевым В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. От брака имеют <данные изъяты> супруг Богидаев В.М. заключил кредитный договор № с ПАО «Сбербанк России» на покупку квартиры по адресу <адрес> по цене 1 800 000 рублей. При составлении кредитного договора ДД.ММ.ГГГГ Богидаевым В.М. было оформлено со страховщиком СПАО «Ингострах» страхование жизни и здоровья от несчастных случаев, болезней на сумму 1 800 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ в отношении мужа Богидаева В.М. наступила насильственная смерть. <данные изъяты> в смерти Богидаева В.М. признан виновным Порсин Н.А. за совершение преступления <данные изъяты> УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ СПАО «Ингострах» по устному заявлению истицы о выплате страховой суммы было отказано.Причиной отказа послужило указание в приговоре <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на противоправный характер действий Богидаева В.М., что смерть Богидаева В.М. является следствием его незаконного проникновения в чужой дом и действий со стороны собственника дома Порсина Н.А. в целях самообороны. Страховая компания полагает, что в соответствии с условиями Договора страхования заявленное событие не может квалифицироваться как страховой случай. Полагают, что отказ страховой компании в выплате страховой суммы Богидаевой А.В. незаконен по следующим основаниям. Приговор в отношении Порсина Н.А. подтверждает факт насильственного характера смерти Богидаева В.М. ДД.ММ.ГГГГ органом предварительного следствия материалы, содержащие признаки преступления, предусмотренные <данные изъяты> УК РФ по факту незаконного проникновения Богидаева В.М. в жилище, были выделены в отдельное производство. ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела было отказано на основании п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Таким образом, наличие противоправных действий, вины со стороны Богидаева В.М., повлекших смерть последнего, не установлено. Полагает, что СПАО «Ингострах» обязано выплатить страховую сумму в размере 1800000 рублей по факту наступления страхового случая, возникшего в пределах страхового периода.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Сбербанк России». Представитель третьего лица в судебное заседании не явился, уведомлен надлежаще.
В судебном заседании истец Богидаева А.В. и ее представитель по доверенности Хомич М.М. исковые требования поддержали в полном объеме. Дали суду аналогичные пояснения. Просили заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Тогочеев Ж.Б. иск не признал. Пояснил суду, что обстоятельства противоправного поведения пострадавшего были установлены на основании приговора суда. В возбуждении уголовного дела по факту незаконного проникновения Богидаева В.М. было отказано ввиду отсутствия заявления потерпевшего Порсина Н.А. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела. Судом определено о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Согласно п.1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В силу п.1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 940 ГК РФ страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст.434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов. Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
Пунктами 1 и 2 ст. 943 ГК РФ предусмотрено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Согласно п.1 ст. 947 ГК РФ сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и Богидаевым В.М., Богидаевой А.В., Ботвенко Л.А. заключен кредитный договор №, согласно которому банк обязался выдать заемщикам кредит на приобретение готового жилья в сумме 1800 000 рублей на срок ДД.ММ.ГГГГ под <данные изъяты> % годовых.
При заключении кредитного договора заемщик Богидаев В.М. выразил письменное согласие быть застрахованным лицом по Договору страхования от несчастных случаев и болезней.
Страховщик выдал страховой полис № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлен срок страхования застрахованного Богидаева В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховая сумма составила 1800 000 рублей, страховыми случаями признаны смерть в результате несчастного случая или болезни, инвалидность в результате несчастного случая или болезни. На основании ст. 6 Правил страхования стороны договорились, о том, что смерть или установление застрахованному лицу 1 или 2 группы инвалидности, произошедшие по истечении срока действия договора страхования и явившиеся следствием несчастного случая или болезни, произошедшего впервые диагностированной в период действия договора страхования, также признаются страховыми случаями, если они наступили в течении одного года со дня наступления нечастного случая диагностированного впервые заболевания. Стороны договорились не применять исключения ст. 20 Правил страхования, а именно по риску смерть в результате несчастного случая и болезни- пункты «г», «х», по рискам смерть в результате несчастного случая или болезни, инвалидность в результате несчастного случая или болезни- пункты «к», «л», «м», «н», «ф», «ц».
Согласно ст. 19 «Правил комплексного и ипотечного страхования» от ДД.ММ.ГГГГ. страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого, заключается Договор страхования. Страховым случаем является свершившееся событие из указанных в статьях 21, 22, 26,27 Правил, предусмотренное Договором страхования, повлекшее обязанность Страховщика произвести страховую выплату.
Согласно пп. «а» п. 11 статьи 20 Правил комплексного и ипотечного страхования не являются страховыми случаями при страховании рисков смерти и утраты трудоспособности в результате несчастного случая или болезни события, возникшие в результате: совершения (попытки совершения) застрахованным лицом преступления, находящегося в прямой причинно-следственной связи с событием, обладающим признаками страхового случая.
Суд приходит к выводу, что по договору страхования от ДД.ММ.ГГГГ обязанность страховщика Страхового публичного акционерного общества «Ингострах» произвести страховую выплату выгодоприобретателю не возникла, поскольку такое событие как наступление смерти Богидаева В.М. не является страховым случаем.
Установлено, что приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Порсин Н.А. признан виновным в совершении преступления предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, ему назначено наказание в виде <данные изъяты>. При этом суд посчитал доказанным факт совершения Порсиным Н.А. преступления с превышением пределов необходимой обороны в целях защиты от преступного посягательства Богидаева В.М.
Как следует из приговора, вопреки доводам потерпевшей и ее представителя, суд счет доказанным факт совершения Порсиным Н.А. преступления в целях защиты от преступного посягательства Богидаева В.М., при этом Порсин Н.А. осознавал, что причинение смерти Богидаеву В.М. в результате оборонительных действий явно не соответствует характеру и степени общественной опасности посягательства Богидаева В.М., проникшего на веранду его дома в ночное время.
Апелляционным постановлением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ приговор суда от ДД.ММ.ГГГГ. оставлен без изменения.
Таким образом, доказанным является факт совершения (попытки совершения) застрахованным лицом Богидаевым В.М. преступления, находящегося в прямой причинно-следственной связи с событием, обладающим признаками страхового случая, а именно с наступлением смерти последнего.
Сам по себе факт отказа органом предварительного следствия в возбуждении уголовного дела по факту незаконного проникновения по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ по основаниям <данные изъяты> УПК РФ, не означает, что со стороны погибшего Богидаева В.М. не имело место совершения (попытки совершения) преступления, находящегося в прямой причинно-следственной связи со смертью последнего, поскольку основанием к отказу послужило отсутствие заявления потерпевшего Порсина Н.А., написавшего заявление о нежелании привлекать Богидаева В.М. к уголовной ответственности.
В связи с изложенными выводами суда истцу следует отказать в удовлетворении его требований, страховщик обоснованно не признал наступление страхового случая и не выплатил страховое возмещение, оснований для признания наступления страхового случая не имеется, права истца ответчиком не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Богидаевой А. В. к СПАО "Ингострах" о признании отказа по выплате страховой суммы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Г.Г. Рабданова