Дело № 2а-125/2021
УИД 28RS0№-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2021 года <адрес>
Михайловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Чубукиной О.Е.,
при секретаре Журавлёвой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Поярковского сельсовета <адрес> к отделу судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора (по административному делу №а-92/2020),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Поярковского сельсовета <адрес> обратилась в суд с административным иском к ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование заявленных требований указала, что судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника - администрации Поярковского сельсовета <адрес>, во исполнение решения Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на административного истца возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на котельных: «Квартальная», «Строительная», «Юбилейная», «Школа интернат», «Средняя школа», «Центральная». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации Поярковского сельсовета <адрес> исполнительского сбора в размере 50 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу решение Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-92/2020 о признании бездействия Поярковского сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии своевременных мер по организации на муниципальных котельных водоподготовки. Вместе с тем, администрацией Поярковского сельсовета <адрес> производились и производятся действия по установке систем химводоподготовки. Так, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Поярковского сельсовета <адрес> заключен Договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ на составление проектно-сметной документации, в соответствии с которой составлена проектно-сметная документация для установки оборудования химической водоподготовки на котельные «Квартальная», «Строительная», «Юбилейная», «Школа интернат», «Средняя школа», «Центральная». В октябре 2020 года заключены два договора на поставку и монтаж технологического оборудования химводоподготовки на котельные «Сельхозхимия» и «Школа-интернат». ДД.ММ.ГГГГ работы по данным договорам выполнены. В настоящее время в связи с тем, что во время отопительного периода остановка котельных не представляется возможным, выполнение работ по монтажу и технологического оборудования химводоподготовки на котельных «Квартальная», «Строительная», «Юбилейная», «Средняя школа», «Центральная» не проводятся. В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственником и пользователям помещений в многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальные услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг (допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца: не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в помещениях от +120С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +100С до +120С; не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +80С до +10 0С). Из вышеуказанного следует, что монтаж технологического оборудования химводоподготовки на котельные во время отопительного периода невозможен, поскольку может негативным образом сказаться на теплоснабжении потребителей, причинению вреда жизни и здоровья граждан, возникновению чрезвычайной ситуации, а также нарушению прав потребителей на ежедневное бесперебойное получение коммунальных услуг надлежащего качества.
На основании изложенного, административный истец просил освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представители административного истца - администрации Поярковского сельсовета <адрес>, административного ответчика - ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> не явились, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконным бездействие Поярковского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии своевременных по организации на муниципальных котельных водоподготовки. Возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на котельных: «Квартальная», расположенной по адресу: <адрес>; «Строительная», расположенной по адресу: <адрес>; «Юбилейная», расположенной по адресу: <адрес>; «Сельхозхимия», расположенной по адресу: <адрес>; «Школа интернат», расположенной по адресу: <адрес>; «Средняя школа», расположенной по адресу: <адрес> Амурской; «Центральная», расположенной по адресу: <адрес>.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнение решения Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсрочено до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП. В данном постановлении должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (п.2), также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор (п.3).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> вынесено постановление № о взыскании с администрации Поярковского сельсовета <адрес> исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Положениями частей 6, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве установлено, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Поярковского сельсовета <адрес> заключен Договор подряда № на составление проектно-сметной документации, в соответствии с которой составлена проектно-сметная документация для установки оборудования химической водоподготовки на котельные «Квартальная», «Строительная», «Юбилейная», «Школа интернат», «Средняя школа», «Центральная».
В октябре 2020 года заключены два договора на поставку и монтаж технологического оборудования химводоподготовки на котельные «Сельхозхимия» и «Школа-интернат».
ДД.ММ.ГГГГ работы по данным договорам выполнены.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных статьей 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 75 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает, что в действиях администрации Поярковского сельсовета <адрес> отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При этом суд полагает необходимым учесть и то обстоятельство, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
Таким образом, принимая во внимание, что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, учитывая, что определением Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнение решения Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсрочено до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника, а установленные по делу обстоятельства в совокупности дают основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, что не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Поярковского сельсовета <адрес> к отделу судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Поярковского сельсовета <адрес> от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е. Чубукина
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ