Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1413/2014 ~ М-166/2014 от 13.01.2014

Дело № 2-1413/14

Строка № 54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«3» апреля 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Ермковой О.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Науменковой Т.П.,

представителя истца Фокина А.В. по доверенности Сухининой Л.Е.,

представителя ответчика Управления ФСКН России по Воронежской области по доверенности Бажановой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокина <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области о возмещении расходов на прохождение судебно-медицинского исследования, расходов на оплату услуг представителя,

УСТАНОВИЛ:

Фокин А.В. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в должности старшего <данные изъяты> и был уволен приказом начальника Управления ФСКН России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по пп. 9 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ №613 от 05.06.2003г. (ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля); ДД.ММ.ГГГГ. истец исключен из списков сотрудников. ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> установила истцу <данные изъяты> в связи с военной травмой. Для назначения сумм в возмещение вреда здоровью истцу необходимо определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ. истец прошел освидетельствование в БУЗ ВО «<данные изъяты>» и ему была установлена степень утраты трудоспособности в размере 50% за весь период установления <данные изъяты> с очередным переосвидетельствованием <данные изъяты> после ДД.ММ.ГГГГ. За проведение медико-социальной экспертизы истцом произведена оплата в размере <данные изъяты> рублей, которые истец просит взыскать с ответчика.

Истец Фокин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление, в заявлениив суд просил исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Фокина А.В. по доверенности Сухинина Л.Е. считала исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Управления ФСКН России по Воронежской области по доверенности Бажанова О.Г. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения.

Выслушав присутствующих лиц, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец проходил службу в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. при исполнении служебных обязанностей истец получил сочетанную травму: <данные изъяты> (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ. истец был освидетельствован нештатной <данные изъяты> УФСКН России по <адрес>. Согласно свидетельству о болезни истцу установлена категория годности к военной службе – «В» (ограниченно годным к военной службе, не годным к службе в должности <данные изъяты>

Приказом начальника Управления ФСКН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на основании рапорта истец уволен по пп. 9 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков сотрудников.

ДД.ММ.ГГГГ. истец освидетельствован <данные изъяты>, которой признан инвалидом третьей группы по военной травме. ДД.ММ.ГГГГ. истец прошел освидетельствование в БУЗ ВО «<данные изъяты>» и ему была установлена степень утраты трудоспособности в размере 50% за весь период установления 3 группы инвалидности с очередным переосвидетельствованием <данные изъяты> после ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7-13).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 11.04.2011г. № 295н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Административный регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги. Учреждениями, осуществляющими предоставление государственной услуги, являются Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п.7).

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, к документам, указанным в пункте 24 Административного регламента, дополнительно представляются, в том числе, акт о несчастном случае на производстве, форма которого утверждена Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 г. № 73 (п.25). Основанием для начала предоставления государственной услуги, когда результатом ее предоставления является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, служит заявление работодателя (страхователя), страховщика, получателя государственной услуги (его представителя) либо поступление определения суда (судьи) о проведении медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности с приложением необходимых документов (п.72).

Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 26.12.2002г. № 17-П по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»), служба в органах внутренних дел, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008г. № 247, от 30.12.2009г. № 1121, от 06.02.2012г. № 89, от 16.04.2012г. № 318, от 04.09.2012г. № 882) «О порядке и условиях признания граждан инвалидами» гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (п.15).

В силу ч. 5 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» № 283-ФЗ от 30.12.2012г., в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Согласно пп. «е» п. 16 Правил выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденные Приказом ФСКН России №218 от 22.05.2013г., для принятия решения о выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделениям органа наркоконтроля в комиссию представляются выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах или копия справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выданной федеральным государственным учреждением медикосоциальной экспертизы.

Суд считает отказ ответчика в выплате истцу понесенных последним расходов на прохождение судебно-медицинского исследования не обоснованным, по следующим основаниям.

Как пояснялось представителем истца и не отрицалось представителем ответчика, истцу направление на прохождение <данные изъяты> не выдавалось, порядок прохождения освидетельствования не разъяснялся, так как ранее истец проходил освидетельствование в БУЗ ВО «<данные изъяты>». Кроме того, как пояснялось представителем ответчика, истец не прикреплен к ведомственной поликлинике из-за отсутствия у него выслуги лет.

Представитель истца в судебном заседании пояснила, что истцу было устно отказано в <данные изъяты> прохождение освидетельствования, поскольку Фокин А.В. в настоящее время не является сотрудником ФСКН, в связи с чем истец был вынужден обратиться за установлением степени утраты трудоспособности в БУЗ ВО «<данные изъяты>». Согласно представленного в материалы дела ответа Управления ФСКН, ответчиком принято решение о выплате ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера пенсии по инвалидности по справкам судебно-медицинской экспертизы, устанавливающих процент степени утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом МВД РФ № 590 от 18.06.2012г. утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, и признан утратившим силу приказ МВД РФ № 805 от 15.10.1999г., утвердивший Инструкцию о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органа внутренних дел или его близких.

Инструкцией установлено, что выплата ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, производится после прекращения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации представляется заключение ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

Согласно п. 1 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку до увечья или иного повреждения здоровья, либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности.

Заключением комплексного судебно-медицинского исследования № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 50%. За проведение экспертизы истцом уплачено <данные изъяты>, что подтверждается квитанциями и чек-ордером.

Порядок установления стойкой утраты трудоспособности в процентах сотруднику, уволенному из органов внутренних дел не был определен до вступления в силу ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства РФ «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ г., утвердившего Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ №70 от 31.01.2013г. «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», направление сотрудника в учреждения медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности осуществляется медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание (далее - медицинская организация).

Согласно п. 3 указанных Правил, медицинская организация представляет в учреждение МСЭ заявление сотрудника о направлении его на МСЭ для определения стойкой утраты трудоспособности, а также следующие документы: а) направление на МСЭ; б) свидетельство о болезни с заключением ВВК о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел РФ с указанием формулировки «Д» - не годен к службе в органах внутренних дел» и причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, с определяемой с указанием формулировки «военная травма»; в) копии приказа (выписки из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел РФ в связи с болезнью.

Подпункт «б» п. 3 Правил Решением Верховного Суда РФ от 26.06.2013г. №АКПИ13-467) признан недействующим в части, ограничивающей возможность представления медицинской организацией в учреждение МСЭ для установления стойкой утраты трудоспособности сотрудника заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел РФ с указанием формулировки «В» - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел (военной службе) и причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, определяемой с указанием формулировки «военная травма».

Согласно п. 7 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, утвержденном Постановлением Правительства РФ №789 от 16.10.2000г., освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

Указанное заключение представляется работодателем (страхователем) (либо страховщиком - в случае ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) при его обращении в учреждение медико-социальной экспертизы о проведении освидетельствования пострадавшего либо запрашивается этим учреждением, если освидетельствование проводится по обращению иных лиц или по определению судьи (суда) (п.8).

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан за счет собственных средств организовать проведение медицинских обследований (осмотров).

Таким образом, суд считает, что расходы, связанные с проведением медико-социальных экспертиз по определению процента утраты профессиональной трудоспособности, должны быть возложены на работодателя истца – управление ФСКН России по Воронежской области.

Учитывая изложенное, а также то, что ответчик, который осуществляет выплату ежемесячной денежной компенсации, не направил истца на медико-социальную экспертизу, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что ответчиком был принят акт судебно-медицинской экспертизы об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, что суммы в возмещение вреда выплачиваются истцу независимо от вины ответчика в причинении вреда, поэтому и расходы на проведение освидетельствования для установления степени утраты трудоспособности, что необходимо для определения сумм в возмещение вреда, обязан нести ответчик.

Доказательств возмещения ответчиком истцу указанных расходов за проведение судебно-медицинского исследования суду не представлено.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании расходов за проведение экспертизы в размере <данные изъяты> рублей.

Суд считает также, что без определения степени утраты трудоспособности невозможно определение сумм в возмещение вреда, а самостоятельно определять степень утраты трудоспособности ответчик не имеет возможности. При этом суд учитывает, что в связи с отсутствием порядка направления сотрудников и пенсионеров органов наркоконтроля в учреждения <данные изъяты> для установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы, в компетенцию <данные изъяты> не входит обязанность по определению степени утраты трудоспособности), поэтому определение степени утраты трудоспособности возможно и <данные изъяты>, однако закон не обязывает органы <данные изъяты> проводить освидетельствование в этом случае бесплатно, следовательно, расходы по определению степени утраты трудоспособности, без которого невозможно определение сумм в возмещение вреда, должен нести ответчик.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, истцом за юридические услуги было оплачено <данные изъяты> рублей на основании договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ., деньги в указанной сумме оплачены истцом, что подтверждается распиской (л.д. 18).

Учитывая изложенное, суд считает данные расходы подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Всего в пользу истца с ответчика подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты>).

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области в пользу Фокина <данные изъяты> расходы за проведение экспертизы в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оказание юридической помощи в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Воронежский областной суд чрез Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                  Михина Н.А.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Дело № 2-1413/14

Строка № 54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«3» апреля 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Ермковой О.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Науменковой Т.П.,

представителя истца Фокина А.В. по доверенности Сухининой Л.Е.,

представителя ответчика Управления ФСКН России по Воронежской области по доверенности Бажановой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокина <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области о возмещении расходов на прохождение судебно-медицинского исследования, расходов на оплату услуг представителя,

УСТАНОВИЛ:

Фокин А.В. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в должности старшего <данные изъяты> и был уволен приказом начальника Управления ФСКН России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по пп. 9 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ №613 от 05.06.2003г. (ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля); ДД.ММ.ГГГГ. истец исключен из списков сотрудников. ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> установила истцу <данные изъяты> в связи с военной травмой. Для назначения сумм в возмещение вреда здоровью истцу необходимо определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ. истец прошел освидетельствование в БУЗ ВО «<данные изъяты>» и ему была установлена степень утраты трудоспособности в размере 50% за весь период установления <данные изъяты> с очередным переосвидетельствованием <данные изъяты> после ДД.ММ.ГГГГ. За проведение медико-социальной экспертизы истцом произведена оплата в размере <данные изъяты> рублей, которые истец просит взыскать с ответчика.

Истец Фокин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление, в заявлениив суд просил исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Фокина А.В. по доверенности Сухинина Л.Е. считала исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Управления ФСКН России по Воронежской области по доверенности Бажанова О.Г. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения.

Выслушав присутствующих лиц, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец проходил службу в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. при исполнении служебных обязанностей истец получил сочетанную травму: <данные изъяты> (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ. истец был освидетельствован нештатной <данные изъяты> УФСКН России по <адрес>. Согласно свидетельству о болезни истцу установлена категория годности к военной службе – «В» (ограниченно годным к военной службе, не годным к службе в должности <данные изъяты>

Приказом начальника Управления ФСКН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на основании рапорта истец уволен по пп. 9 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков сотрудников.

ДД.ММ.ГГГГ. истец освидетельствован <данные изъяты>, которой признан инвалидом третьей группы по военной травме. ДД.ММ.ГГГГ. истец прошел освидетельствование в БУЗ ВО «<данные изъяты>» и ему была установлена степень утраты трудоспособности в размере 50% за весь период установления 3 группы инвалидности с очередным переосвидетельствованием <данные изъяты> после ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7-13).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 11.04.2011г. № 295н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Административный регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги. Учреждениями, осуществляющими предоставление государственной услуги, являются Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п.7).

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, к документам, указанным в пункте 24 Административного регламента, дополнительно представляются, в том числе, акт о несчастном случае на производстве, форма которого утверждена Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 г. № 73 (п.25). Основанием для начала предоставления государственной услуги, когда результатом ее предоставления является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, служит заявление работодателя (страхователя), страховщика, получателя государственной услуги (его представителя) либо поступление определения суда (судьи) о проведении медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности с приложением необходимых документов (п.72).

Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 26.12.2002г. № 17-П по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»), служба в органах внутренних дел, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008г. № 247, от 30.12.2009г. № 1121, от 06.02.2012г. № 89, от 16.04.2012г. № 318, от 04.09.2012г. № 882) «О порядке и условиях признания граждан инвалидами» гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (п.15).

В силу ч. 5 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» № 283-ФЗ от 30.12.2012г., в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Согласно пп. «е» п. 16 Правил выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденные Приказом ФСКН России №218 от 22.05.2013г., для принятия решения о выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделениям органа наркоконтроля в комиссию представляются выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах или копия справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выданной федеральным государственным учреждением медикосоциальной экспертизы.

Суд считает отказ ответчика в выплате истцу понесенных последним расходов на прохождение судебно-медицинского исследования не обоснованным, по следующим основаниям.

Как пояснялось представителем истца и не отрицалось представителем ответчика, истцу направление на прохождение <данные изъяты> не выдавалось, порядок прохождения освидетельствования не разъяснялся, так как ранее истец проходил освидетельствование в БУЗ ВО «<данные изъяты>». Кроме того, как пояснялось представителем ответчика, истец не прикреплен к ведомственной поликлинике из-за отсутствия у него выслуги лет.

Представитель истца в судебном заседании пояснила, что истцу было устно отказано в <данные изъяты> прохождение освидетельствования, поскольку Фокин А.В. в настоящее время не является сотрудником ФСКН, в связи с чем истец был вынужден обратиться за установлением степени утраты трудоспособности в БУЗ ВО «<данные изъяты>». Согласно представленного в материалы дела ответа Управления ФСКН, ответчиком принято решение о выплате ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера пенсии по инвалидности по справкам судебно-медицинской экспертизы, устанавливающих процент степени утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом МВД РФ № 590 от 18.06.2012г. утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, и признан утратившим силу приказ МВД РФ № 805 от 15.10.1999г., утвердивший Инструкцию о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органа внутренних дел или его близких.

Инструкцией установлено, что выплата ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, производится после прекращения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации представляется заключение ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

Согласно п. 1 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку до увечья или иного повреждения здоровья, либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности.

Заключением комплексного судебно-медицинского исследования № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 50%. За проведение экспертизы истцом уплачено <данные изъяты>, что подтверждается квитанциями и чек-ордером.

Порядок установления стойкой утраты трудоспособности в процентах сотруднику, уволенному из органов внутренних дел не был определен до вступления в силу ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства РФ «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ г., утвердившего Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ №70 от 31.01.2013г. «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», направление сотрудника в учреждения медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности осуществляется медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание (далее - медицинская организация).

Согласно п. 3 указанных Правил, медицинская организация представляет в учреждение МСЭ заявление сотрудника о направлении его на МСЭ для определения стойкой утраты трудоспособности, а также следующие документы: а) направление на МСЭ; б) свидетельство о болезни с заключением ВВК о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел РФ с указанием формулировки «Д» - не годен к службе в органах внутренних дел» и причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, с определяемой с указанием формулировки «военная травма»; в) копии приказа (выписки из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел РФ в связи с болезнью.

Подпункт «б» п. 3 Правил Решением Верховного Суда РФ от 26.06.2013г. №АКПИ13-467) признан недействующим в части, ограничивающей возможность представления медицинской организацией в учреждение МСЭ для установления стойкой утраты трудоспособности сотрудника заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел РФ с указанием формулировки «В» - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел (военной службе) и причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, определяемой с указанием формулировки «военная травма».

Согласно п. 7 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, утвержденном Постановлением Правительства РФ №789 от 16.10.2000г., освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

Указанное заключение представляется работодателем (страхователем) (либо страховщиком - в случае ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) при его обращении в учреждение медико-социальной экспертизы о проведении освидетельствования пострадавшего либо запрашивается этим учреждением, если освидетельствование проводится по обращению иных лиц или по определению судьи (суда) (п.8).

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан за счет собственных средств организовать проведение медицинских обследований (осмотров).

Таким образом, суд считает, что расходы, связанные с проведением медико-социальных экспертиз по определению процента утраты профессиональной трудоспособности, должны быть возложены на работодателя истца – управление ФСКН России по Воронежской области.

Учитывая изложенное, а также то, что ответчик, который осуществляет выплату ежемесячной денежной компенсации, не направил истца на медико-социальную экспертизу, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что ответчиком был принят акт судебно-медицинской экспертизы об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, что суммы в возмещение вреда выплачиваются истцу независимо от вины ответчика в причинении вреда, поэтому и расходы на проведение освидетельствования для установления степени утраты трудоспособности, что необходимо для определения сумм в возмещение вреда, обязан нести ответчик.

Доказательств возмещения ответчиком истцу указанных расходов за проведение судебно-медицинского исследования суду не представлено.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании расходов за проведение экспертизы в размере <данные изъяты> рублей.

Суд считает также, что без определения степени утраты трудоспособности невозможно определение сумм в возмещение вреда, а самостоятельно определять степень утраты трудоспособности ответчик не имеет возможности. При этом суд учитывает, что в связи с отсутствием порядка направления сотрудников и пенсионеров органов наркоконтроля в учреждения <данные изъяты> для установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы, в компетенцию <данные изъяты> не входит обязанность по определению степени утраты трудоспособности), поэтому определение степени утраты трудоспособности возможно и <данные изъяты>, однако закон не обязывает органы <данные изъяты> проводить освидетельствование в этом случае бесплатно, следовательно, расходы по определению степени утраты трудоспособности, без которого невозможно определение сумм в возмещение вреда, должен нести ответчик.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, истцом за юридические услуги было оплачено <данные изъяты> рублей на основании договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ., деньги в указанной сумме оплачены истцом, что подтверждается распиской (л.д. 18).

Учитывая изложенное, суд считает данные расходы подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Всего в пользу истца с ответчика подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты>).

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области в пользу Фокина <данные изъяты> расходы за проведение экспертизы в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оказание юридической помощи в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Воронежский областной суд чрез Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                  Михина Н.А.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печати

2-1413/2014 ~ М-166/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Центрального района г.Воронежа
Фокин Андрей Владимирович
Ответчики
УФСНК по Воронежской обл.
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Михина Наталья Александровна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
13.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2014Передача материалов судье
14.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.02.2014Предварительное судебное заседание
04.03.2014Предварительное судебное заседание
04.03.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.04.2014Предварительное судебное заседание
03.04.2014Судебное заседание
11.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2014Дело оформлено
06.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее