Решение по делу № 02а-0023/2024 от 09.01.2024

 

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 

Дело N 2а-23/24

УИД 77RS0025-02-2023-0011441-30

 

09 февраля 2024 г.  г. Москва

 

Солнцевский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Соломатиной О.А.,

при помощнике Комарове В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению   Турченко к призывной комиссии района Ново-Переделкино г. Москвы,  Объединённому военному комиссариату Солнцевского района  г. Москвы о признании  незаконным и отмене решения,

 

установил:

 

Истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить  решение призывной комиссии г. Москвы о призыве его на военную службу,  обязать призывную ОВК Солнцевского района ЗАО города Москвы направить административного истца на обследование в стационарных условиях по профилю «кардиология» и «неврология» для подтверждения у него заболевания.

Требования мотивированы тем, что  ххххх. Призывная комиссия ОВК Солнцевского района ЗАО г. Москвы приняла решение о присвоении административному истцу категории годности «Б-4»  с вручением повестки на 07 ноября 2023г. для отправки к месту прохождения военной службы Призывной комиссией ОВК Солнцевского района ЗАО г. Москвы неверно оценено состояние здоровья административного истца. В 2017 году административному истцу был поставлен диагноз МКБ 10  Вегетососудистая дистония, артериальная гипертензия, Церебро-астенический синдром, что подтверждается медицинским заключением хххх от хххх., выданным ДГП  135 ДЗМ Филиал 144 по направлению ОВК Солнцевского района ЗАО г. Москвы. В хххгоду административному истцу поставлен диагноз МКБ 11.9  Гипертензивная (гипертоническая) болезнь с преимущественным поражением сердца без нарушения функции, гипертоническая болезнь 2 стадии с артериальной гипертензией 1 степени 2 степени риска, что подтверждается заключением кардиолога от ххххх. Вышеуказанные заболевания подпадают под п. «В» ст. 43 Расписания болезней, в связи с чем административному истцу по результатам медицинского освидетельствования должна была быть установлена категория годности «В», в соответствии с которой административный истец подлежит признанию ограниченно годным к военной службе и  освобождению от призыва на военную службу на основании пп. «а» п.1 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В ходе прохождения медицинского освидетельствования жалобы на состояние здоровья и документы, имеющиеся в личном деле административного истца, были проигнорированы. Медицинское освидетельствование проводилось призывной комиссией ОВК Солнцевского района ЗАО г. Москвы без результатов диагностических исследований.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности Турченко Н. Г.

Представитель административного истца по доверенности Турченко Н.Г. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков по доверенности Крохмаль  А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований; пояснил, что  призывная комиссия правильно  определила категорию  годности  Турченко Н. Г. к военной службе.  Пояснил также, что административный истец имел право обратиться в независимую врачебную комиссию, но этого не сделал.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации).

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) ".

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от   18  до   30  лет (от 18 до 27 лет в редакции закона, действующей до 01.01.2024),  состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу, что следует из ст. ст. 22 - 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на призывную комиссию возлагается обязанность по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Согласно п. 1 ст. 5, ст. 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу. При этом граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565.

В соответствии с абз. 4 п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.

Приложением к Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Согласно п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 (расписание болезней).

Согласно п. 1 Приложения N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу освидетельствуются по I графе.

Согласно п. 2 Приложения N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, в расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.

Судом установлено, что   Турченко  С.В., ххххх был поставлен на первоначальный воинский учет в военный комиссариат города Москвы.

хххх г. призывной комиссией отношении Турченко  С.В. было вынесено решение о призыве на военную службу с вручением повестки на отправку к месту прохождения военной службы.

Из личного дела призывника следует, что Турченко  С.В. прошел обязательные диагностические исследования, результаты которых указаны в листе освидетельствования.  Освидетельствование   Турченко С.В. при призыве на военную службу проводили врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-психиатр, врач-окулист, врач-отоларинголог, врач-стоматолог, врач-невропатолог, каждый из которых пришел к выводу, что у административного истца по состоянию здоровья не имеется оснований для освобождения от прохождения военной службы по призыву.

хххххх призывная комиссия  пришла к решению о призыве  Турченко С.В. на военную службу. Установлен диагноз по расписанию болезней: 47-б ( графа 1), категория годности Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Доводы административного истца о том, что в ходе прохождения медицинского освидетельствования жалобы на состояние здоровья и документы, имеющиеся в личном деле административного истца, были проигнорированы; медицинское освидетельствование проводилось призывной комиссией ОВК Солнцевского района ЗАО г. Москвы без результатов диагностических исследований, не состоятельны, поскольку не нашли своего подтверждения в материалах дела.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что медицинское освидетельствование административного истца призывной комиссией произведено в соответствии с требования Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при этом   Турченко С.В. не представил доказательств, которые бы свидетельствовали об ошибочности установленного диагноза. Административные ответчики действовали в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; для определения категории годности призывника к военной службе провел медицинское освидетельствование; оснований полагать, что права административного истца нарушены, иным образом созданы препятствия к их осуществлению, у суда не имеется.

Исходя из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 574.

Своим правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался.

Учитывая, что в материалах дела не имеется доказательств наличия у   Турченко  С.В. каких-либо заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, учитывая, что из результатов медицинского освидетельствования следует, что   Турченко С.В. не имеет оснований для освобождения от призыва на военную службу, в материалах личного дела призывника, медицинских документах и материалах настоящего административного дела иных документов, опровергающих установленную категорию годности к военной службе, не имеется, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания решений призывной комиссии  в отношении  Турченко  С.В. не имеется.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемых решений,  действия (бездействия) органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемых решений, действия (бездействия) требованиям закона и нарушение оспариваемым решением,  действием (бездействием)  прав и свобод административного истца. По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы административного истца не нарушены. По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления  Турченко  С.В. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177 - 180 КАС РФ, суд

 

решил:

 

В удовлетворении административного искового заявления Турченко к призывной комиссии района Ново-Переделкино г. Москвы, Объединённому военному комиссариату Солнцевского района  г. Москвы, о признании  незаконным и отмене решения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А.Соломатина

 

Решение в окончательной форме принято 09 февраля 2024 года. 

 

02а-0023/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 09.02.2024
Истцы
Турченко С.В.
Ответчики
Призывная комиссия объединенного военного комиссариата Солнцевского района ЗАО г. Москвы
Призывная комиссия района Ново-Переделкино ЗАО г.Москвы
Суд
Солнцевский районный суд
Судья
Соломатина О.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
09.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее