Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-45/2021 ~ М-25/2021 от 01.02.2021

Дело

УИД:

Р е ш е н и е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                            <адрес>

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,

при секретаре Муратовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Амурской области к Кузьмину Александру Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за <данные изъяты> с установленным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: налога в размере 101.709 руб., пени в размере 99 руб. 77 коп., на общую сумму 101.808 руб. 77 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец в лице начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Амурской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что административный ответчик Кузьмин А.А. является налогоплательщиком транспортного налога, однако в установленные НК РФ сроки налоги не оплатил, в связи с чем, на суммы недоимок в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Налоговым органом налогоплательщику Кузьмину А.А. было направлено налоговое уведомление, впоследствии выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Налоговый орган обратился к мировому судье Амурской области по Селемджинскому районному судебному участку с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузьмина А.А. пени. Впоследствии мировым судьёй вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа по транспортному налогу с физических лиц за <данные изъяты> с установленным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: налога в размере 101.709 руб., пени в размере 99 руб. 77 коп., на общую сумму 101.808 руб. 77 коп. На дату подачи административного иска сумма задолженности по пени в размере 101.808 руб. 77 коп. не оплачена. Административный истец просит взыскать с Кузьмина А.А. недоимку по транспортному налогу с физических лиц за <данные изъяты> годы с установленным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: налога в размере 101.709 руб., пени в размере 99 руб. 77 коп., на общую сумму 101.808 руб. 77 коп.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Административный ответчик Кузьмин А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Учитывая надлежащее извещение сторон, их неявку в судебное заседание, а также то, что явка сторон не является обязательной и с учётом обстоятельств административного иска не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Дела о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей (в том числе налогов, сборов, страховых взносов) и санкций с физических лиц отнесены к административным (п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ) и рассматриваются в порядке, предусмотренном разделом III КАС РФ, с учётом особенностей, закрепленных в гл. 32 КАС РФ.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливают обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно п. 3 ст. 396, п.п. 1, 4 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесённого к региональным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В п. 1 ст. 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

На территории Амурской области транспортный налог, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками установлены законом Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области».

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).

В судебном заседании установлено, что Кузьмин А.А. в спорный налоговый период являлся владельцем транспортных средств KIA BONGO, государственный регистрационный знак ; TOYOTA CROWN HYBRID, государственный регистрационный знак ; TOYOTA TUNDRA, государственный регистрационный знак , что подтверждается представленными административным истцом сведениями об имуществе налогоплательщика.

ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику Кузьмину А.А. было выставлено налоговое уведомление , в соответствии с которым он должен был уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог в сумме 104.648 руб., при этом доказательств направления данного налогового уведомления в адрес налогоплательщика административным истцом не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выставлено требование , которым налогоплательщик Кузьмин А.А. поставлен в известность о наличии у него недоимки по транспортному налогу со сроком уплаты - ДД.ММ.ГГГГ и пени. Указанное требование выгружено в личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, законодателем установлена определённая последовательность осуществления налоговым органом контроля по принудительному взысканию недоимок, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

Под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

Из материалов дела усматривается, что обязанность по уплате транспортного налога, согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ должна была быть исполнена Кузьминым А.А. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, днём выявления недоимки следует считать ДД.ММ.ГГГГ, то есть следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

Требование об уплате транспортного налога должно было быть направлено налогоплательщику в трёхмесячный срок со дня выявления недоимки, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, требование об уплате транспортного налога по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ было направлено налоговым органом в адрес Кузьмина А.А. ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трёхмесячного срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ.

Из содержания исковых требований административного истца следует, что налоговым органом налогоплательщику Кузьмину А.А. было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, однако представленными в суд материалами дела, данное обстоятельство не подтверждается.

При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не может изменить порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

Данный вывод следует из разъяснений Конституционного Суда РФ в Определении от 22 апреля 2014 года № 822-0, согласно которым нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.) также разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечёт продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Несоблюдение срока направления требования об уплате, в данном случае транспортного налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в ст.ст. 48, 69, 70 НК РФ.

Так, статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что общая сумма по требованию превышает 3.000 руб., в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по транспортному налогу за <данные изъяты> годы с установленным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, и пени, к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа - ДД.ММ.ГГГГ, истёк ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что судебный приказ был отменён ДД.ММ.ГГГГ, а настоящий административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган, изначально обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку административным истцом не представлено достаточных доказательств обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и пени, суд приходит к выводу о том, что данный административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Амурской области к Кузьмину Александру Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за <данные изъяты> годы с установленным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: налога в размере 101.709 руб., пени в размере 99 руб. 77 коп., на общую сумму 101.808 руб. 77 коп. - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Селемджинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                         Н.Г. Комарова

2а-45/2021 ~ М-25/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 5 по Амурской области
Ответчики
Кузьмин Александр Анатольевич
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Комарова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация административного искового заявления
01.02.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее