№ 12-93/2021
25RS0026-01-2021-001466-83
РЕШЕНИЕ
пгт. Лучегорск «29» декабря 2021 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Шевцов А.С., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Борщева М.Ю., Лозгуновой А.С. рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Головкова П.В. № 09-138/2021 от 05 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 09-138/2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05 октября 2021 года Головкова П.В., юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель общества обратился в суд с жалобой, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обосновании указывает, что правонарушение выразившееся в несвоевременном предоставлении статистических данных по отчету 2-ТП «Воздух» за 2019 год было выявлено Административным органом за пределами сроков, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ. Отчет мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды был направлен в территориальный орган Росприроднадзора 12.01.2021 и получен 20.01.2021. Обращает внимание, что по факту не ведения в журналах отчета отходов 5 класса опасности «Отходы добычи и обогащения вольфрамовых руд» указанное нарушение было устранено во время проведения проверки.
Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, Борщев М.Ю. и Лозгунова А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просила жалобу удовлетворить по изложенным основаниям.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 67 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «О защите окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 02 июня 2021 года № 538-КНД в отношении ООО «Лермонтовский ГОК» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) была проведена внеплановая плановая выездная проверка, в результате проверки установлены следующие нарушения:
-мониторинг состояния загрязнения окружающей среды не ведется данные не представлены;
- в журналах учета обращения с отходами не учтены отходы 5 класса опасности «отходы добычи и обогащения вольфрамовой руды».
Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица подтверждена имеющимися в деле доказательствами: актом проверки № 538-КНД от 03 августа 2021 года; протоколом об административном правонарушении № 09-138/2021 от 26 августа 2021 года.
Доводы жалобы о том, что правонарушение выразившееся в несвоевременном предоставлении статистических данных по отчету 2-ТП «Воздух» за 2019 год было выявлено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности и отчет мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды был направлен в территориальный орган Росприроднадзора 12.01.2021 и получен 20.01.2021 получили надлежащую оценку в постановлении и были принят административным органом.
Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа обосновано пришло к выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Лермонтовский ГОК», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 названного Кодекса.
Действия Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» правильно квалифицированы по 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами.
Вместе с тем, приведенные заявителем настоящей жалобы довод об устранении выявленных нарушений заслуживает внимание.
По смыслу закона, устранение нарушений, явившихся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, не может рассматриваться как основание освобождения должностного лица от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, смягчающим ее, что учтено при рассмотрении настоящего дела.
Из объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, данных в ходе судебного заседания следует, что выявленные недостатки введения журнала «Учета движения отходов» были устранены. В подтверждение был предоставлен: акт внеплановой выездной проверки от 14.12.2021.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное устранение выявленного нарушения.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы о виновности Общества в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, в данном случае, по мнению суда доводы представителя ООО «Лермонтовский ГОК» о прекращении дела об административном правонарушении за малозначительностью деяния заслуживает внимания.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу закона, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как установлено в ходе проверки ООО «Лермонтовский ГОК» данные учета в области обращения с отходами велись в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.20211 №721, а с 2021 года в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденными Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 в указанных журналах не учитывались отходы 5 класса опасности: «Отходы добычи и обогащения вольфрамовых руд».
Вместе с тем, учитывая, что Обществом, тяжелых последствий, связанных с неправильным оформлением журнала не наступило, отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественного ущерб, а актом внеплановой проверки от 14.12.2021 установлено, что нарушение в ведении журналов устранено, суд исходя из оценки фактических обстоятельств дела а также характера противоправного деяния, полагает, что в данном случае имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности и вынесения ему устного замечания.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Головкова П.В. № 09-1382021 от 05 октября 2021 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский горнообогатительный комбинат» прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и ограничится устным замечанием в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня получения его копии через Пожарский районный суд Приморского края.
Судья Шевцов А.С.