Дело № 2-962/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2019 года Чертановский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Седых Е.А., при секретаре Александровой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Страховой Аллы Владимировны к Пресняковой Екатерине Анатольевне о признании недействительным договора дарения квартиры, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Истец фио обратилась в суд с указанным иском к ответчику фио, мотивируя свои требования тем, что 23.01.2018 между фио и фио заключен договор дарения квартиры по адресу: город Москва, мкр. Северное Чертаново, дом 1, корпус 1, квартира 191, кадастровый номер квартиры № 77:05:0006002:3729. Переход права зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 01 февраля 2018 года за №77:05:0006002:3729-77/009/2018-3, номер государственной регистрации права №77:05:0006002:3729-77/009/2018-4. При совершении договора дарения квартиры воля истца не была направлена на безоговорочный безвозмездный отказ от своего права собственности на данное жилое помещение - квартиру, в которой истец проживала, с сыном и были зарегистрированы, таковая воля истца отсутствовала. Сделка совершена вследствие оказания на истца группой лиц противоправного незаконного воздействия - насилия, противоправного воздействия на волю истца посредством причинения психических страданий, и угрозы, в том числе угрозы применения насилия в отношении нее и сына, в том числе психического воздействия с намерением причинить им вред с целью побудить истца к совершению сделки дарения и к отказу от права собственности и жилищных прав на данную квартиру. Одним из соучастников этой группы в форме пособничества по оформлению сделки с квартирой истца являлась фио Истцу и ее близким грозит опасность и была вынуждена заключить договор дарения данной квартиры. Но в действительности истец не имела намерений отчуждать принадлежащую ей по праву собственности квартиру, которая является единственным жильем. Данная сделка нарушает права и охраняемые законом интересы права собственности и жилищные интересы, повлекла неблагоприятные для истца и членов семьи последствия, и является мнимой.
Истец просит суд признать договор дарения квартиры по адресу: город Москва, мкр. Северное Чертаново, дом 1, корпус 1, квартира 191, заключенный 23.01.2018 между фио и фио, недействительным, применить последствия недействительности указанного договора, возвратить указанную квартиру в собственность истца (л.д. 3-8).
Истец фио в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца по доверенности Лысенко В.М. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Пояснил суду, что истец обратилась в полицию 26.09.2018, до этого времени она боялась обратиться. Ключи от спорной квартиры у истца есть, она приходит туда, после договора дарения ключи у истца не забирали. Ответчик в квартиру не вселялась, коммунальные услуги не оплачивает.
Ответчик фио в судебное заседание не явилась извещалась надлежащим образом, возражений на иск не представила.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Согласно ч. 2 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Из материалов дела следует, что исковое заявление, а также извещение о месте и времени судебного заседания были направлены судом по месту жительства ответчика, однако не были вручены адресату и были возвращены в суд за истечением срока хранения, то есть по независящим от суда причинам.
Согласно ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, поскольку судом были предприняты все меры надлежащего уведомления ответчика о времени и месте слушания настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу, что процессуальные права ответчика судом не нарушены, а его неявка в судебное заседание является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, определил рассматривать дело в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица Управления службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, полагает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двухсторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего её содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Положениями ч. 2, 3 ст. 574 ГК РФ определены требования к форме договора дарения недвижимого имущества, который должен быть совершен в письменной форме и подлежит государственной регистрации.
На основании п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В судебном заседании установлено, что 23.01.2018 между фио с фио заключен договор дарения квартиры по адресу: город Москва, мкр. Северное Чертаново, дом 1, корпус 1, квартира 191, кадастровый номер квартиры № 77:05:0006002:3729.
Переход права зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 1 февраля 2018 года за №77:05:0006002:3729-77/009/2018-3, номер государственной регистрации права №77:05:0006002:3729-77/009/2018-4.
Согласно пункту 7 статьи 16 Закона о регистрации сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП.
Договор прошел государственную регистрацию, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником квартиры по адресу: город Москва, мкр. Северное Чертаново, дом 1, корпус 1, квартира 191 является фио (ответчик по делу).
Судом установлено, что договор дарения, заключенный между фио и фио отвечает требованиям ст. 432 ГК РФ, так как сторонами достигнуто соглашение о предмете договора, которым является квартира, расположенная по адресу: город Москва, мкр. Северное Чертаново, дом 1, корпус 1, квартира 191; требованиям ст. 434 ГК РФ, поскольку заключен в письменной форме путем составления одного документа подписанного обеими сторонами; ст. ст. 433, 574 ГК РФ - так как прошел государственную регистрацию.
Существенные условия договора дарения при его заключении сторонами соблюдены.
23.01.2018 между сторонами подписан Акт приема-передачи квартиры.
Истцом оспаривается договор дарения по тем основаниям, что она его подписывала, вследствие оказания на нее группой лиц противоправного незаконного воздействия - насилия, противоправного воздействия на волю истца посредством причинения психических страданий, и угрозы, в том числе угрозы применения насилия в отношении нее и сына, в том числе психического воздействия с намерением причинить им вред с целью побудить истца к совершению сделки дарения и к отказу от права собственности и жилищных прав на данную квартиру, а также истец ссылается на мнимость сделки, совершенной без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Согласно ст. 167 ч. 1 и ч. 2 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения.
Согласно ст.168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требования закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 169 ГК РФ, сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.
В соответствии со ст. 170 ГК РФ, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
В силу ч. 1 ст. 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего (ч. 2 ст. 179 ГК РФ).
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 98 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего (пункт 1 статьи 179 ГК РФ). При этом закон не устанавливает, что насилие или угроза должны исходить исключительно от другой стороны сделки. Поэтому сделка может быть оспорена потерпевшим и в случае, когда насилие или угроза исходили от третьего лица, а другая сторона сделки знала об этом обстоятельстве. Кроме того, угроза причинения личного или имущественного вреда близким лицам контрагента по сделке или применение насилия в отношении этих лиц также являются основанием для признания сделки недействительной.
Следует учитывать, что закон не связывает оспаривание сделки на основании пунктов 1 и 2 статьи 179 ГК РФ с наличием уголовного производства по фактам применения насилия, угрозы или обмана. Обстоятельства применения насилия, угрозы или обмана могут подтверждаться по общим правилам о доказывании (п. 99 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно представленным материалам проверки ОМВД России по Бутырскому району г. Москвы КУСП №13544 от 14.11.2018 по заявлению фио, установлено следующее, фио работала в финансовом отделе в ООО «1001 тур». дата руководством компании было выяснено, что фио за период дата дата занималась мошенническими действиями, выведя из компании сумма. фио вину признала и была отстранена от работы. фио пояснила, что на украденные денежные средства она приобрела квартиру, расположенную по адресу: город Москва, мкр. Северное Чертаново, дом 1, корпус 1, квартира 191. фио дата при свидетелях написала расписки на сумму сумма и сумма, пока она не вернет украденные деньги. фио добровольно переоформила спорную квартиру в счет долга за украденные ей денежные средства и перевела на карту руководителя организации денежную сумму сумма. Далее, указанный материал проверки был передан по подведомственности в 3 отделение 6 ОРЧ «О» ОУР УВД по СВАО ГУ МВД России по адрес для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
Суд, оценив доводы истца фио о том, что договор был подписан истцом вследствие оказания на истца группой лиц противоправного незаконного воздействия - насилия, противоправного воздействия на волю истца посредством причинения психических страданий, и угрозы, в том числе угрозы применения насилия в отношении нее и сына, в том числе психического воздействия с намерением причинить им вред с целью побудить истца к совершению сделки дарения и к отказу от права собственности и жилищных прав на данную квартиру, приходит к выводу, что данным доводам истцом не представлены доказательства и они являются несостоятельными.
При таком положении у суда не имеется правовых оснований для признания договора дарения от 23.01.2018 заключенного между фио и фио недействительным, поскольку оспариваемый договор дарения соответствует требованиям закона, заключен истцом добровольно, действия истца были направлены на создание соответствующих правовых последствий, связанных с переходом права собственности на квартиру. Доводы истца о том, что сделка совершена на крайне невыгодных для истца условиях, и что при совершении сделки истец находилась под воздействием насилия, угроз, а также под влиянием обмана и заблуждения, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. В связи с чем, исковые требования фио не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы истца о том, что спорное жилое помещение является единственным местом жительства фио, не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку перечисленные в п.1 ст. 179 ГК РФ сделки являются оспоримыми, в связи с чем лицо, заявляющее требование о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в ст. 179 ГК РФ, во взаимосвязи со ст. 56 ГПК РФ, обязано доказать наличие оснований недействительности сделки.
Стороной истца не представлено ни одного допустимого доказательства того, что в момент заключения сделки, со стороны ответчика или третьих лиц к истцу были применены насилие, либо угроза, совершены какие-либо противозаконные, неправомерные действия, которые истцом были расценены как угроза либо насилие, а также доказательств, свидетельствующих о притворности договора дарения.
Также не имеется оснований для признания сделки ничтожной, по мотивам совершения в нарушении основ правопорядка по основаниям ст. 169 ГК РФ.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению ответчика либо по инициативе судьи или суда. Судья одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска.
22 января 2019 определением суда по ходатайству страховой А.В. приняты меры по обеспечению иска в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве совершать какие-либо сделки с трехкомнатной квартирой, расположенной по адресу: г. Москва, мкр Северное Чертаново, д.1, корп.1, кв. 191, кадастровой номер квартиры № 77:05:00060002:3729 от 23 января 2018 года, в том числе запрет на регистрацию отчуждения и перехода прав на указанную квартиру.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио в полном объеме, проверив материалы дела, суд не находит оснований для сохранения обеспечительных мер и считает, что меры по обеспечению иска должны быть отменены
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Страховой Аллы Владимировны к Пресняковой Екатерине Анатольевне о признании недействительным договора дарения квартиры, применении последствий недействительности сделки – отказать.
Отменить наложенные определением суда от 22 января 2019 года обеспечительные меры в виде заперта Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве совершать какие-либо сделки с трехкомнатной квартирой, расположенной по адресу: г. Москва, мкр Северное Чертаново, д.1, корп.1, кв. 191, кадастровой номер квартиры № 77:05:00060002:3729 от 23 января 2018 года, в том числе запрет на регистрацию отчуждения и перехода прав на указанную квартиру.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Чертановский районный суд адрес в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Решение суда изготовлено в окончательной форме 22 апреля 2019 года.