Решение
Именем Российской Федерации
08 февраля 2012 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.
при секретаре Сгибневой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
Установил:
Заявитель ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления незаконным, указав, что ее семья состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях первоначально в Кировском, а впоследствии в Ленинском районе г.Астрахани. Примерно в 1997г. после неоднократных обращений она получила для временного проживания одну комнату (№) в <адрес> по ул. <адрес>. В 2000г. в связи с наличием двух разнополых детей ей предоставили 2 комнаты в <адрес> подселением в соседней комнате №. После выезда соседки и по причине увеличения семьи заявитель после обращения в администрацию города и на основании направления на вселение в жилое помещение маневренного фонда № 83 от 12.08.2003г. выданного жилищным управлением на имя заявителя и семью в составе из 4 человек по адресу <адрес>, где проживает и по нынешний день вместе с детьми и мужем. 16.11.2011г. постановлением администрации г.Астрахани за № 10777 семья заявителя была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Каких-либо подробных объяснений дано не было. При заключении договора социального найма заявителю не было разъяснено, что данное обстоятельство влияет на снятие с учета нуждающихся в жилье. Заключение договора имело место после обращения к гражданам их дома о необходимости заключения договора социального найма в связи с присвоением дому статуса «жилого» с 09 апреля 2010г. постановлением мэра № 2342-м, хотя согласно письму комитета по строительству от 15.02.2008г. дом, в котором они проживают, включен в программу «Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2006-2010г.г. Отселение проводилось в рамках мероприятий по празднованию 450-летнего юбилея города, в соответствии с графиком первоочередного сноса. Постановлением администрации г.Астрахани от 26.08.2011г. № 7753 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Переселение граждан г.Астрахани из жилых домов временного поселка по ул. <адрес> в <адрес> в 2012-2016г.» на первом этапе, в 2012г. планируется переселение граждан из жилых домов, признанных аварийными на момент составления Программы по адресам: ул.Энергетическая, 8 проезд, 3 корпус 18, 30, 35, 36. Общая площадь занимаемого жилого помещения, где проживают четыре человека, составляет 69,1 кв.м. Согласно Закону Астраханской области от 10.10.2006г. № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере: на семью из трех и более человек - по 18 кв.м. общей площади на каждого, то есть, на семью заявителя должно приходить 72 кв.м. Администрация города Астрахани заключила с заявителем договор соцнайма 26 мая 2011г., но решение о снятии с учета в качестве нуждающихся приняла лишь 16.11.2011г., что превышает 5 месяцев вопреки требованиям ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, что дает основание считать данное постановление незаконным.
Заявитель просит суд признать постановление администрации г.мАстрахани за № 10777 от 16.11.2011г. о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязать администрацию города Астрахани устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина и восстановить ФИО2 в списке нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании заявитель ФИО2 и ее представитель адвокат ФИО4, действующая на основании ордера и доверенности, поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Астрахани ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать.
Представитель заинтересованного лица управления по строительству архитектуре и градостроительству г. Астрахани ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, просил отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, 16 мая 1997г. ФИО7 был присвоен статус «вынужденного переселенца», что подтверждается копией удостоверения.
09.07.1997г. ФИО8, имеющая статус «вынужденного переселенца», проживающая в качестве поачесвте днанимателя по <адрес> на жилой площади 23,9 кв.м. с составом семьи 1 человек (всего прописано 3 человека) была принята на учет для получения жилой площади, что подтверждается копией постановления администрации Кировского района г. Астрахани от 09.07.1997г., установлен номер очередности по общему списку 3578.
12.08.2003г. ФИО7 на состав семьи из 5 человек была предоставлена в пользование комната, расположенная по адресу <адрес> что подтверждается копией направления на жилое помещение №, в котором указано основание - присоединение дополнительной площади.
23.08.2003г. после регистрации брака ФИО7 была присвоена фамилия «ФИО2», что подтверждается копией свидетельства о заключении брака.
21.10.2004г. ФИО2 была восстановлена в общем списке очередности с составом семьи 1 человек, что подтверждается постановлением администрации Ленинского района г. Астрахани № 2815, согласно которому ФИО2 присвоен номер очередности согласно постановлению администрации Кировского района № 1097 от 09.07.1997г. по общему списку - 2089а.
Заявитель ранее неоднократно обращалась в администрацию города Астрахани с заявлениями о предоставлении жилого помещения.
В материалах дела имеется письмо начальника управления по жилищной политике администрации г. Астрахани от 04.02.2008г., согласно которому ФИО2 было разъяснено, что предоставить благоустроенную жилую площадь ей и ее семье администрация не имеет возможности, так как номер очередности у нее не первый.
В материалах дела имеется письмо комитета по строительству администрации г. Астрахани от 15.02.2008г., в котором указано, что домовладение № по <адрес>, где зарегистрирована и проживает заявитель включено в программу «Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2006-2010г.г. В настоящее время по данной программе отселение производится в рамках мероприятий по празднованию 450-летнего юбилея города, в соответствии с графиком первоочередного сноса. Вышеуказанный дом в данный график не вошел, в связи с чем, отселение жильцов в 2008г. не планируется.
Квартира, расположенная по адресу <адрес> корпус 30 <адрес> является объектом собственности муниципального образования «Город Астрахань» и значится в реестре муниципального имущества г. Астрахани, что подтверждается письмом управления муниципального имущества г. Астрахани от 19.04.2011г.
Постановлением администрации г. Астрахани № 2434 от 01 апреля 2011г. был утвержден общегородской список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, согласно которому номер очередности ФИО2 - 5803.
26 мая 2011г. между администрацией г. Астрахани и ФИО2 был заключен договор социального найма, согласно которому ФИО2 на состав семьи из 3 человек было предоставлено в бессрочное владение и пользование квартира, расположенная по адресу <адрес>, ул. <адрес> № <адрес>.
Постановлением администрации г. Астрахани от 16.11.2011г. № 10777 ФИО2 была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Как следует из пояснений заявителя ФИО2, она 15 лет живет в данном доме, который был признан аварийным. Там жить не возможно, до нее в нем жили строители еще лет 15. Жилое помещение представляет собой отдельную квартиру, им предоставляли по одной комнате, в общей сложности сейчас три комнаты. Под батареей не было стены, они своими силами ее восстановили, также стены не было между квартирами, тоже сами восстанавливали. Она ранее состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Состав семьи 4 человека. В ноябре она получила постановление о том, что она снята с учета, без каких-либо разъяснений. Дом был признан аварийным, но в график отселения дом не вошел. За разъяснением принятого решения она не обращалась.
Постановлением администрации г. Астрахани от 26.08.2011г. № 7753 утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан г. Астрахани из жилых домов временного поселка по ул. <адрес> в <адрес> в 2012-2016г.»
В постановлении указано, что основная задача Программы - обеспечение выполнения обязательств администрации города Астрахани по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города, создает социальные и экологические проблемы, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность города Астрахани.
Поселок по ул. <адрес> строился для размещения рабочих на время строительства жилых домов в микрорайоне по <адрес> длительная эксплуатация не предполагалась, и в настоящий момент здания не отвечают предъявляемым к ним требованиям по комфорту и безопасности.
В связи с чем, возникает необходимость в ликвидации аварийного жилищного фонда и переселение граждан в благоустроенное жилье.
Основной целью Программы является комплексное решение проблем, связанных с ликвидацией временного жилого поселка по ул. <адрес> в <адрес>.
Общий срок реализации Программы - 2012 - 2016 годы. Программа разбивается на этапы по годам.
На первом этапе, в 2012 году, планируется переселение граждан из жилых домов, признанных аварийными на момент составления Программы, по адресам: ул. <адрес>, N 3, корпуса 18, 30, 35, 36, что подтверждается Приложением 3 к долгосрочной целевой Программе МО «Город Астрахань» «Переселение граждан г. Астрахани из жилых домов временного поселка по ул. <адрес> в <адрес> в 2012-2016г.»
Перечень жилых домов, в отношении из которых планируется переселение граждан, в рамках адресной Программы в 2012 году приведен в приложение 5. Для последующих годов перечень участвующих домов будет утверждаться ежегодно.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Астрахани ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что согласно учетного дела ФИО2 была поставлена на учет в 1997 году, в 1994 была исключена из списка, поскольку поменяла место жительства. В 2004г. была восстановлена и поставлена на учет. В 2003г. ФИО2 была предоставлена 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес> <адрес>. В 2011г. с ФИО2 был заключен договор социального найма, в котором имеется подпись ФИО2, что она согласна с условиями. Данная квартира не была признана непригодной для проживания и в график отселения не вошла. Жилищным управлением были соблюдены все требования, ФИО2 была поставлена на учет до 01.01.2012г. В настоящее время данное жилое помещение не входит в программу отселения. Решения о признании его непригодным для проживания нет. Жилое помещение в постановлении указано как аварийное, но самого решения нет. Постановлением администрации от августа 2011г. данный дом включен в график и признан аварийным, но акт о признании дома аварийным отсутствует. Постановление действует и в настоящее время, не отменено.
Частью 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы… места жительства…
Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ЖК РФ действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку правоотношения по данному делу возникли в период действия ЖК РСФСР и продолжали действовать в период принятия ЖК РФ, на данные правоотношения будут распространяться ЖК РСФСР и ЖК РФ.
Согласно ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со ст.43 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Частью 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29.12.2004г. (в ред. ФЗ от 04.06.2011г. № 123-ФЗ) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст. 77 Устава муниципального образования «Город Астрахань», принятого Решением городского Совета г.иАстрахани 06.07.2004г. № 52/а в собственности города Астрахани находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе Астрахани и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Согласно Положению «Об управлении по жилищной политике администрации г. Астрахани», утвержденного постановлением мэра города от 21.02.2006г. № 284-м основными функциями управления являются: учет и распределение муниципальной жилой площади гражданам по договорам социального найма на основании решений администрации города.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, создают условия для осуществления права на жилище.
Как установлено в судебном заседании ФИО2, имеющая статус «вынужденного переселенца» с 09.07.1997г. состоит на учете нуждающихся в жилой площади в администрации г. Астрахани. С указанного периода времени заявителю ФИО2 (Чернышевой) И.В. была предоставлена в пользование квартира по адресу: <адрес>
Впоследствии 12.08.2003г. ФИО2 на состав семьи из 5 человек была предоставлена в пользование квартира, расположенная по адресу <адрес>
Договор социального найма на данное жилое помещение между администрацией г. Астрахани и ФИО2 был заключен лишь 26 мая 2011г.
01.04.2011г. постановлением администрации г.тАстрахани № 2434 был утвержден общегородской список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, согласно которому номер очередности ФИО2 - 5803.
16.11.2011г. постановлением администрации г.тАстрахани № 10777 ФИО2 была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства заключение договора найма имело место после обращения г.тАстрахани к гражданам дома о необходимости заключения договора социального найма в связи с присвоением дому статуса «жилого» с 09.04.2010г., однако жилой <адрес>, где зарегистрирована и проживает истец включен в программу «Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2006-2010г.г.
Кроме того постановлением администрации г.тАстрахани от 26.08.2011г. № 7753 была утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан г.тАстрахани из жилых домов временного поселка по ул. <адрес> в <адрес> г.тАстрахани в 2012-2016г.»
Основной задачей Программы является обеспечение выполнения обязательств администрации города Астрахани по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Основной целью Программы является комплексное решение проблем, связанных с ликвидацией временного жилого поселка по ул. <адрес> в <адрес>. Общий срок реализации Программы - 2012 - 2016 годы. Программа разбивается на этапы по годам. На первом этапе, в 2012 году, планируется переселение граждан из жилых домов, признанных аварийными на момент составления Программы, по адресам: ул. <адрес>, N 3, корпуса 18, 30, 35, 36.
В настоящее время данная программа продолжает реализовываться, дом в котором проживает заявитель по ул. <адрес>, 3 корпус 30 включен в данную программу.
Доводы представителя администрации г. Астрахани о том, что данная квартира не была признана непригодной для проживания и в график отселения не вошла, решения о признании его непригодным для проживания нет, суд считает несостоятельными.
Постановлением администрации от 26.08.2011г. № 7753 жилой дом по ул. <адрес>, 3 корпус 30 в котором проживает ФИО2, включен в программу «Переселение граждан г. Астрахани из жилых домов временного поселка по ул. <адрес> в <адрес> в 2012-2016г.», согласно которой дом подлежит расселению, по независящим от заявителя обстоятельствам соответствующий акт о признании дома аварийным не был составлен. Заявитель с 3003 года пользовалась и пользуется квартирой в данном доме, вселилась в квартиру не самовольно.
Однако данные обстоятельства не были приняты по внимание жилищным управлением администрации г. Астрахани.
Следовательно, в соответствии со ст.ст. 51, 55 ЖК РФ у ФИО2 в настоящее время не отпали и не утрачены основания дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В результате действий органа местного самоуправления, а именно: снятия ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, были нарушены конституционные права ФИО2 и ее семьи.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин или организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статьей 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд признает заявление ФИО2 о признании решения органа местного самоуправления незаконным, обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 ГПК РФ суд,
Решил:
Заявление ФИО2 о признании решения органа местного самоуправления незаконным, признать обоснованным.
Признать постановление Администрации города Астрахани № 10777 от 16 ноября 2011 года «О снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении» - незаконным.
Обязать администрацию города Астрахани восстановить ФИО2 в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд.
Судья Г.А.Асламбекова