Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-212/2021 ~ М-220/2021 от 24.09.2021

№2-212/2021

УИД 28RS0011-01-2021-000543-80

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года                        с. Новокиевский Увал

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.,

при секретаре Маскальцовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ратченко Михаила Константиновича к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании Ратченко М.К. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»; возложении обязанности на администрацию Мазановского района включить его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 000 рублей в связи с нарушением транспортной доступности; возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ему выплаты единовременной материальной помощи в связи с нарушением транспортной доступности за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области,

УСТАНОВИЛ:

Ратченко М.К. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021№ 94-р                              «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 на территории Амурской области введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района. Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 года №416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации». Согласно п. 1 Постановления №416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается, в том числе единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека. Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 10.08.2021 № 464-р определены границы зон чрезвычайной ситуации, в том числе с. Практичи Мазановского района. Истец прописан по адресу --, но фактически проживает по адресу: -- 2012 года, на момент чрезвычайной ситуации, также проживал по указанному адресу. Факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается информационным письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области          от 11.08.2021 года №4157-07, о том, что было нарушено транспортное сообщен ие. На основании вышеизложенного истец просит суд признать Ратченко М.К. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»; обязать администрацию Мазановского района включить Ратченко М.К. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928; обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Ратченко М.К. выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Истец Ратченко М.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации Мазановского района ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому указал, что из имеющихся документов, поданных Ратченко М.К. на выплату ему единовременной материальной помощи в связи с нарушением транспортной доступности, очевидно, что он проживает согласно справки Практичанского сельсовета от 13.08.2021 года №б/н --, а зарегистрирован по другому адресу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело                              в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы искового заявления, возражений на них ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит                             к следующим выводам.

Судом установлено, из копии паспорта Ратченко М.К. серии -- следует, что Ратченко М.К., -- года рождения, зарегистрирован по адресу: --.

Согласно справке администрации Практичанского сельсовета Ратченко М.К. проживает в -- 2017 года, в том числе на момент ЧС 06.08.2021 года, что также подтверждается сведениями похозяйственной книги.

Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р             «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 24 июня 2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района.

Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 10.08.2021 № 464-р определены границы зон чрезвычайной ситуации,               в том числе с. Практичи.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы                   в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений                 в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи               с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи               11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;              на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;             на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 (далее-Правила № 1928), предусматривает, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека).

Подпункт «в» пункта 12 Правил № 1928 предусматривает, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется при выполнении следующих условий, в том числе, наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.

Правительством Амурской области принято постановление от 29 июня 2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление № 416).

Согласно п.1 Постановления № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается:

1) единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека;

2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека;

за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.

В соответствии с п. 2.1 Постановления № 416 органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обязаны обеспечить:

1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - заявления);

2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, комиссий в составе не менее 3 человек в целях:

а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка № 275);

б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка № 275);

3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений:

а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи;

б) обследование и составление комиссиями:

- заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи);

- актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости);

4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства,а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации:

а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 275;

б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связис утратой ими имущества первой необходимости;

5) направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления.

Согласно п. 2.2 Постановления № 416министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляет утвержденных губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения Амурской области.

Согласно п. 2.3 Постановления № 416 Министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости -100 тысяч рублей на человека.

Факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается информационным письмом министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 11.08.2021 № 4157-07, о том, что в период с 06.08.2021 транспортное сообщение по маршруту 578 «г. Свободный – с. Сохатино» было приостановлено в связи с размывом участка автомобильной дороги местного значения «Подъезд к с. Сохатино».

Согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года, утвержденному 16 августа 2021 года главой Мазановского района, установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания пострадавшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.

Однако, при обращении Ратченко М.К. в администрацию Мазановского района Амурской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, ему был дан ответ, согласно которому администрацией было принято решение об отказе во включении Ратченко М.К. в списки граждан, нуждающихся      в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи                в связи с нарушением транспортной доступности по причине отсутствия постоянной регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении по адресу: --).

В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 № 5242-1                     «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон          № 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Положения ст. 3 Закона № 5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы искового заявления о постоянном проживании Ратченко М.К.                        по адресу: --, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты, иных доказательств в материалах дела не имеется (данными об обратном суд                                  не располагает).

Отсутствие постоянной регистрации у Ратченко М.К. по месту фактического проживания по адресу: -- не может являться основанием для лишения ее мер социальной поддержки в период чрезвычайной ситуации.

Совокупность представленных суду доказательств дает основание для удовлетворения требований истца.

В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ратченко Михаила Константиновича удовлетворить.

Признать Ратченко Михаила Константиновича, -- года рождения, уроженца --, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».

Обязать администрацию Мазановского района Амурской области включить Ратченко Михаила Константиновича в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи                               с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации                             от 28 декабря 2019 года № 1928.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Ратченко Михаилу Константиновичу, выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области                  в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано                                    в кассационном порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 41 ГПК РФ, путем подачи через Мазановский районный суд -- кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, --, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья                            Матвеенкова Л.В.

2-212/2021 ~ М-220/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ратченко Михаил Константинович
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Администрация Мазановского района
Другие
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Администрация Практичанского сельсовета
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
24.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2021Передача материалов судье
24.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Подготовка дела (собеседование)
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее