Дело №2-6044/2019 50RS0039-01-2019-007190-92
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019г. г.Раменское Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Козловой Ю.С.,
с участием истца Хованской М.И.,
рассмотрев гражданское дело по иску Хованской М. И. к Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского городского округа Московской области» об обязании дополнить в выписку из домовой книги сведениями о дате, об адресе и основания прибытия из <адрес>,
у с т а н о в и л:
<дата>г. Хованская М.И. обратилась в суд с иском к МАУ «МФЦ г.Раменское» и МУ МВД России «Раменское» о признании информации о переезде сына Хованского Р.Н. по достижению возраста из <адрес> в <адрес>, отраженной в выписке из домовой книги по данной квартире от <дата>., выданной МАУ МФЦ г.Раменское, не достоверной; признании неполной информации в указанной выписке из домовой книги в части отсутствия сведений о дате прибытия зарегистрированных лиц: об адресе их выбытия из <адрес>; о документах, по которым они прибыли в <адрес>.
В обоснование искового заявления указано, что <дата>. в МАУ МФЦ <адрес> истцу была выдана выписка из домовой книги по адресу: <адрес>, в которой неполно отражена информация: при указании реквизитов документов лиц, прибывших в 1990г.; не указан полный адрес, откуда они прибыли из <адрес> в <дата>.; не указана дата прибытия. Кроме того, в данной выписке имеются недостоверные сведения о переезде Хованского Р.Н. по достижении возраста в <дата>. в <адрес> с неустановленного адреса <адрес>. Данная выписка из домовой книги, в связи с отсутствием в ней полной информации, нарушает права истца, так как невозможно получить достоверную информацию об участии зарегистрированных лиц по указанному адресу в приватизации квартиры (<адрес>). Соответственно, невозможно идентифицировать прибывших в данную квартиру лиц, так как не указаны документы, по которым они выбыли с прежнего адреса места жительства.
<дата>. истец Хованская М.И. уточнила ответчика и свои исковые требования, просила обязать МАУ МФЦ <адрес> дополнить выписку из домовой книги <номер>, выданной <дата>. указанием основания и адреса прибытия совместно с <...> Хованским Р.Н. из <адрес>, по адресу: <адрес>, по договору мены.
В судебном заседании истец Хованская М.И. поддержала свои требования. Суду пояснила, что в связи с отсутствием в выписке из домовой книги вышеуказанных сведений о дате, об адресе и основания прибытия из <адрес>, а также отсутствием указанных сведений в МУ МВД России «Раменское», ее не могут идентифицировать как Хованскую М.И., прибывшую <дата>. с прежнего места жительства из <адрес>, на другое место жительство: <адрес>, по договору мены совместно с несовершеннолетним <...> Хованским Р.Н. В выписках из домовой книги, выдаваемых МАУ МФЦ <адрес> в графе «когда и куда выбыл» отсутствует какая либо информация об их прибытии из <адрес>, данная графа не заполнена. Соответственно, в ее паспорте, выданном ТП №2 Межрайонным ОУФМС России по Московской области в г.п.Раменское <дата>., отсутствуют сведения о прежнем месте жительстве в <адрес>, а также сведения о ранее выданном паспорте, действовавшем на период переезда в <адрес>. При таких обстоятельствах, она не имеет возможности идентифицировать себя с лицом, ранее проживавшей в <адрес>, все налоговые уведомления и штрафы ей поступают на два самостоятельных лица.
Ответчик- МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского городского округа Московской области» своего представителя для участия в судебное заседание не направил.
Третье лицо- МУ МВД России «Раменское» своего представителя для участия в судебное заседание также не направил. Ранее, <дата>., поступил письменный отзыв, в котором указывает, что выписки из домовых книг не предусмотрены Приказом МВД России от <дата>. <номер> «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а их оформление не входит в компетенцию органов внутренних дел. Личностные и поквартирные учетные данные о гражданах, зарегистрированных в многоквартирных домах, до недавнего времени велись и хранились в управляющих жилищным фондом организациях лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, на бумажных носителях в виде карточек регистрации по месту жительства и поквартирных карточек по установленной форме. В индивидуальном жилищном фонде сведения о зарегистрированных гражданах фиксировались в домовых книгах по установленной форме, которые находятся у собственников жилых помещений и относятся к документам личного хранения. Отделы не располагают архивными сведениями о раннее зарегистрированных (прописанных) и снятых с регистрационного учета (выписанных) граждан в конкретном жилом помещении в прошедшие периоды времени. В адресно-справочных учетах содержатся сведения только о действующей регистрации интересующего гражданина либо о снятии его с регистрационного учета по последнему адресу. Ведение адресных учетов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг и предоставление сведений из них на МВД не возложено.
В связи с неявкой представителей ответчиков в судебное заседание, данное дело, с согласия истца, рассмотрено в порядке заочного производства.
Привлеченное судом по делу в качестве третьего лица Хованский Р.Н. в судебное заседание не явился, <дата>. поступило письменное мнение, в котором просил рассмотреть дело в его отстствие. Указал, что родился <дата> по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о его рождении и выпиской из домовой книги. Затем совместно с <...> переехал по адресу: <адрес>, откуда в <дата>. выбыл вместе с <...> в 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес>, поступил на обучение в школу <номер> <адрес>.
Выслушав истца и исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворение иска по следующим основаниям.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).
Как следует из части первой статьи 3 указанного Закона, регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно п.6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с действовавшим п.82 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. №288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений п.30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме №12В к ним - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
Пункт 85 названного Административного регламента предусматривалось, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме №11. Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
В рассматриваемом случае выписки из домовой книги периодически (<дата>. и <дата> выдавались истцу МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского городского округа Московской области» на основании сведений, содержащихся в МУ МВД России «Раменское».
Данные выписки из домовой книги от <дата>. и от <дата>. представляют собой документы, отражающие сведения о зарегистрированных лицах, в том числе об истце, по адресу: <адрес>, то есть является надлежащим доказательством регистрации конкретного лица по месту жительства.
Поскольку выданные истцу выписки из домовой книги не имеют сведений в графе «Когда и куда выбыли…», требование истца о дополнении недостающих сведений является обоснованным.
Так, из выписки из домой книги <номер> от <дата> выданной МФЦ района Марьино МБУ города Москвы, следует, что истец Хованская М.И., <дата> г.р., совместно со своим несовершеннолетним <...> Хованским Р.Н., <дата> г.р., зарегистрированные с <дата>. по адресу: <адрес>, выписаны с данного адреса <дата>. по договору мены по адресу: <адрес>.
Основание и факт переезда истца Хованской М.И. со своим <...> из <адрес> по адресу: <адрес>, по договору мены подтверждается решением исполкома Раменского городского совета народных депутатов <номер> от <дата>., которым разрешено ФИО, с семьей из 2 чел., проживающих в 2-комнатной квартире <номер> в доме №<номер> по <адрес>, для приближения к месту работы жены произвести обмен с гр.Хованской М.И. с семьей из 2 чел., проживающей в 2-комнатной квартире №<номер> в доме №<номер> по <адрес>.
Истребование у граждан выписок из домовых книг при предоставлении каких-либо государственных или муниципальных услуг федеральными законами в настоящее время не предусмотрено. Данный документ фигурирует только на уровне подзаконных актов при регулировании вопросов предоставления отдельных государственных и муниципальных услуг (в частности, при решении вопросов постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при решении вопросов опеки и попечительства, предоставления социальных льгот и др.).
Федеральный закон от 27 июля 2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» исходит из необходимости внедрения и развития межведомственного, в том числе электронного, взаимодействия между органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления. В пункте 2 ч.1 ст. 7 прямо устанавливается запрет требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В системе МВД РФ формируется базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (база данных) (статья 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). В связи с этим в перспективе необходимость выдачи гражданам выписок из домовых книг утратит актуальность.
Так, Планом-графиком внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (одобрен Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25 апреля 2017г. №144) предусмотрено внесение в указанные нормативные правовые акты изменений, направленных на исключение случаев истребования у граждан справок о составе семьи, выписок из домовых книг, копий финансово-лицевых счетов и аналогичных документов (данные мероприятия были намечены на 3 - 4 квартал 2017 года). Во исполнение этого был издан ряд правовых актов, в том числе, Приказ МВД России от 31.12.2017 №984.
Таким образом, исключение таких документов, как «выписка из домовой книги», направлено на обеспечение прав граждан и освобождение их от обязанности получать и представлять документы, содержащие сведения, которые могут быть истребованы в порядке межведомственного взаимодействия.
Однако, несмотря на то, что выписки из домовых книг не предусмотрены Приказом МВД России от <дата>. <номер> «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», суд считает необходимым удовлетворение требования истца, так как выписки из домовой книги ей были выданы <дата>. и <дата>., но они содержат неполную информацию. Из пояснений истца Хованской М.И. судом установлено, что выписка из домовой книги ей необходима для идентификации ее личности, подтверждения того, что она прибыла с прежнего места жительства (<адрес>) и зарегистрирована с <дата>. совместно с <...> по новому месту жительства по адресу: <адрес>. Другими доказательствами данное обстоятельство она не может подтвердить.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Хованской М.И..
Обязать Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского городского округа Московской области» дополнить выписку из домовой книги <номер> от <дата>. по адресу: <адрес>, следующими сведениями о Хованской М. И., <дата> года рождения, и <...> Хованском Р. Н., <дата> года рождения, в графе «Когда и куда выбыл…»: «<адрес>, <дата>. по договору мены».
Заочное решение может быть пересмотрено Раменским городским судом по заявлению, поданному ответчиком в 7-дневный срок со дня получения копии решения суда, а в случае отказа в пересмотре, может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:
Мотивированное решение составлено 25.12.2019г.