Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-14709/2017 от 17.04.2017

Судья Язвенко Р.В. дело N 33а-14709/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июня 2017 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.В.,

судей Смирнова Е.А., Башинского Д.А.,

по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,

при секретаре Артеменко Н.Г.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дащян Арпинэ Ованесовны на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 1 марта 2017 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Дащян А.О. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок по адресу: г. < Ф.И.О. >2, <...>, д. N 19. Кроме того Дащян А.О. использует смежный земельный участок. По заявлению истца была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Дащян А.О. обратилась с заявлением на имя главы г. Сочи с просьбой утвердить схему расположения земельного участка находящегося в государственной собственности и заключить соглашение о перераспределении земельного участка. Однако ответчик в удовлетворении заявления истца отказал.

Полагая свои права нарушенными, Дащян А.О. просила суд признать незаконным решение администрации г. Сочи об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:2557; считать согласованной и утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в государственной собственности в границах кадастрового квартала 23:49:0402034, для целей - ИЖС, площадь земельного участка - 910 кв.м.; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка площадью 910 кв.м., адрес земельного участка: г. < Ф.И.О. >2, <...>, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов; обязать администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений, предоставить Дащян А.О. земельный участок, образованный в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:2557, путем заключения договора купли-продажи, по цене, в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с решением Городского Собрания Сочи.

Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 1 марта 2017 г. в удовлетворении требований Дащян А.О. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что истцу принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровым номером 23:49:0402034:2324 по адресу: г. < Ф.И.О. >2, <...> д. N 19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 ноября 2015 г.

Жилой дом расположен на земельном участке, отнесенном к категории земель: земли населенных пунктов - индивидуальное жилищное строительство, площадью 513 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402034:2557, также принадлежащем Дащян А.О. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП.

Как установлено судом первой инстанции Дащян А.О. фактически использует и смежный участок, выращивает на нем овощи и фрукты, в связи с чем, ей принято решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:2557.

С целью перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в границах кадастрового квартала 23:49:0402034, для ИЖС, Дащян А.О. обратилась в МФЦ г. Сочи с заявлением на имя главы г. Сочи с просьбой утвердить схему расположения земельного участка находящегося в государственной собственности и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:2557.

Ответом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участочков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» истцу отказано.

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило то обстоятельство, что при предварительном внесении границ представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:2557 выявлено, что образуемый в результате перераспределения земельный участок частично расположен в границах красных линий по документации по планировке территории (ДПТ) утвержденной Приказом Минстроя РФ от 27 апреля 2016 г. N 284/пр «Об утверждении документации по планировке территории», предусматривающей размещение линейного объекта: «Воздушные линии (110 кВ) от подстанции «Псоу» до подстанции «Адлер», от подстанции «Адлер» до подстанции «Кудепста», от подстанции «Кудепста» до подстанции «Хоста» (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство).

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд указал на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления, отсутствие нарушения прав Дащян А.О.

Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции ошибочным.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с частью 2 стать 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В тоже время административным ответчиком в дело не представлено относимых и допустимых доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402034:2557 расположен в границах красных линий, иным образом ограничен в обороте. Сведения о расположении на испрашиваемом участке объектов недвижимости отсутствуют.

Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок и заявленный к перераспределению земельный участок имеют общую границу.

Согласно статье 11.8 Земельного кодекса РФ, возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 – 11.7 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, дано определение красных линий - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В свою очередь, к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Однако образуемый земельный участок путем перераспределения из земель находящихся в государственной собственности в границах кадастрового квартала 23:49:0402034 не включает территорий общего пользования, так как на участке расположен объект недвижимости и соответственно там не могут находиться сооружения указанные в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Судебная коллегия полагает, что доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истца установлен судебной коллегией.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение Адлерского районного суда г. Сочи от 1 марта 2017 г. приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1 – 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного решения по административному делу в апелляционном порядке.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Дащян Арпинэ Ованесовны удовлетворить.

Решение Адлерского районного суда г. Сочи от 1 марта 2017 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Административный иск Дащян Арпинэ Ованесовны к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации г. Сочи от 26 января 2017 г. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:2557.

Считать согласованной и утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в государственной собственности в границах кадастрового квартала 23:49:0402034 для целей - ИЖС, площадь земельного участка – 910 кв.м.

Каталог координат характерных точек границ образуемого земельного участка, система координат - местная МСК г. Сочи:

X Y

1. 2 3

1. 299024.08 2215155.54

2. 299014.54 2215168.46

3. 299005.39 2215180.84

4. 298982.13 2215163.40

5. 298988.90 2215153.11

6. 298999.12 2215138.59

7. 298999.37 2215138.76

8. 299006.75 2215144.14

1. 299024.08 2215155.54

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка площадью 910 кв.м., адрес земельного участка: Российская Федерация, Краснодарский край, город < Ф.И.О. >2, <...>, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов.

Обязать администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений предоставить Дащян Арпинэ Ованесовне земельный участок, образованный в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:2557 путем заключения договора купли-продажи по цене в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением Городского Собрания Сочи.

Председательствующий:

Судьи:

33а-14709/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Дащян Арпинэ Ованесовна
Ответчики
Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи
Другие
Управление Росреестра по КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Дунюшкина Наталья Васильевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
20.04.2017Передача дела судье
06.06.2017Судебное заседание
20.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее