Дело № 2-205/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рудня 15 ноября 2021 года
Судья Руднянского районного суда Смоленской области Баранова А.Е.,
с участием помощника прокурора Куриленковой И.А.,
представителя ответчика Погодина А.Л.
при секретаре Филипповой М.В.,
рассмотрев исковое заявление прокурора Руднянского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области об обязании внести в региональный кадастр на бумажном и электронном носителе сведения для ведения кадастра в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения торфяника «Велев мох» Березовой рощи у и обязании определить координаты характерных точек границ особо охраняемых природных территорий местного значения торфяника «Велев мох» Березовой рощи у ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Руднянского района Смоленской области обратился в Руднянский районный суд Смоленской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области об обязании внести в региональный кадастр на бумажном и электронном носителе сведения для ведения кадастра в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения торфяника «Велев мох» Березовой рощи у и обязании определить координаты характерных точек границ особо охраняемых природных территорий местного значения торфяника «Велев мох» Березовой рощи у , указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных объектах на территории Руднянского района. Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Смоленской области утвержден Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ №. Торфяник «Велев Мох» расположен в , в , в и и отнесен к особо охраняемым природным территориям. На основании решения исполнительного комитета Руднянского районного Совета народных депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, Указа Губернатора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Березовая роща у отнесена к особо охраняемым природным территориям местного значения. Березовая роща у и к и относится к лесам Руднянского филиала ОГКУ «Смоленскупрлес». На основании решения исполнительного комитета Руднянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Указа Губернатора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № рощи у отнесены к особо охраняемым природным территориям местного значения.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования.
Представитель ответчика против удовлетворения уточненных требований не возражал, указав, однако, что сведения в региональном кадастре имеются и обновляются ежегодно, но характерные точки не определены.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
К вопросам местного значения городского поселения относятся, согласно п.22 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Подпунктом д пункта 2 ст. 2 названного Федерального закона, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий предусмотрена такая категория указанных территорий как памятники природы.
При этом, в силу п. 1 ст. 25 названного Федерального закона, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы использования, в том числе охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В этой связи, в силу п. 10 названной статьи, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
При этом обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории, согласно п. 12 п. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях, являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу п. 13 названной статьи, форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом для целей указанного п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях Требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формат электронного документа, содержащего указанные сведения определены Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 (ред. от 27.12.2019) «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236», пунктом 1 которого предусмотрены координаты характерных точек границ, в том числе особо охраняемых природных территорий с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница, пунктом 2 - электронные документы, содержащие сведения о границах, в том числе особо охраняемых природных территорий, направляемые в орган регистрации прав, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными.
Статьей 4 названного Федерального закона предусматривает Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности и который ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
При этом, в силу указанной статьи, Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Названный Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утвержден Приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 6 (далее Порядок).
Пунктом 3 Порядка, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях, в том числе регионального и местного значения.
При этом из абз. 2 п. 5 Порядка следует, что подготовка, обновление и представление первичных сведений об особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Порядком не являются ведением государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 14 Порядка регламентированы основания для включения сведений, в том числе в региональные кадастры, а также для обновления этих сведений или перевода особо охраняемой природной территории из одного раздела кадастра в другой, которыми является принятие, в том числе органами местного самоуправления решений о создании, изменении площади, категории, об уточнении границ и (или) изменении установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории, о реорганизации особо охраняемой природной территории.
В силу пп. б п. 21 Порядка, кадастровые дела в пределах каждого из вышеуказанных разделов (пп. 19пп. 19 - 20) группируются в региональном кадастре - сначала по значению особо охраняемых природных территорий (региональное, местное), в пределах выделенных групп - по категориям особо охраняемых природных территорий, а в пределах одной категории - по времени создания особо охраняемых природных территорий (для реорганизованных особо охраняемых природных территорий - по времени реорганизации).
При этом, в силу п. 23 Порядка, региональные кадастры особо охраняемых природных территорий содержат сведения об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, установленных действующим законодательством.
Пунктом 35 Порядка регламентировано, что сбор, обработка, обновление и представление сведений об ООПТ для ведения Кадастра осуществляются, в том числе по ООПТ местного значения - учреждениями, осуществляющими деятельность в области управления, охраны и использования особо ООПТ местного значения.
При этом, в силу п. 36 Порядка, сведения для ведения Кадастра представляются учреждениями, указанными в пункте 35 настоящего Порядка, для внесения в региональные кадастры - в соответствующие уполномоченные на ведение региональных кадастров органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на бумажных и электронных носителях (CD-R дисках) в документированном виде: на бумажном носителе - с реквизитами учреждения и заверенной подписью ответственного должностного лица, на электронном носителе - с реквизитами учреждения и подписью ответственного должностного лица на CD-R диске. При несоответствии записей на бумажных носителях и на электронных носителях приоритет имеют кадастровые сведения на бумажных носителях.
Судом установлено, что органом местного самоуправления является Администрация Руднянского района Смоленской области, в ведение которой находятся вопросы осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Смоленской области утвержден Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 12.01.2021 года № 0004\0103.
К особо охраняемым природным территориям местного значения, как памятникам природы, относится:
-торфяник «Велев Мох», расположенный в , в , в и , общей площадь. 1440,0 кв.м.,
-березовая роща у , расположенная в и к и относится к лесам Руднянского филиала ОГКУ «Смоленскупрлес» (на основании решения исполнительного комитета Руднянского районного Совета народных депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, Указа Губернатора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ) № отнесена к особо охраняемым природным территориям местного значения.
-березовая и еловая рощи у , расположенные в : березовая - в . На , еловая – в 4 , одна из них находится в 1 , другая – в , общей площадью 82.5 га (на основании решения исполнительного комитета Руднянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Указа Губернатора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Координаты характерных точек границ особо охраняемых природных территорий местного значения торфяника «Велев мох» Березовой рощи у д, Лещево, Рощ у д. Кеново не определены.
Решения об уточнении границ особо охраняемой природной территории с последующим предоставлением сведений в региональный кадастр не принимались.
На бумажном и электронном носителе сведения в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения органом местного самоуправления в региональный кадастр не вносились.
В качестве доказательств представлена копия кадастровых дел №№ I-М-004, I-М-010, I-М-002, копия ответа Главы муниципального образования Руднянский район Смоленской области, копия приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ №, копия Перечня действующих ООПТ местного значения Руднянского района Смоленской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ , копия почтового кассового чека.
Принимая решение, суд исходит из того, что осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе памятников природы, какими являются торфяник и рощи, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Администрация муниципального образования Руднянский район Смоленской области как орган местного самоуправления решает предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы использования, в том числе охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
При этом обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории, согласно п. 12 п. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях, являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, в том числе перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости с соблюдением формы графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требований к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом формат электронного документа, содержащего сведения о координатах характерных точек границ особо охраняемой природной территории определенный вышеназванным Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 (ред. от 27.12.2019) «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236», требует точность координат характерных точек границ особо охраняемых природных территорий не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница и создание файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными.
Суд также учитывает, что Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности, который ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Названный Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утвержден Приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69 (далее Порядок).
При этом, исходя из приведенных выше положений, обновление и представление первичных сведений об особо охраняемых природных территориях в соответствии с указанным Порядком не является ведением государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, а входит в функции орган местного самоуправления по контролю за ООПТ (пункт 35 Порядка: сбор, обработка, обновление и представление сведений об ООПТ для ведения Кадастра осуществляются, в том числе по ООПТ местного значения - учреждениями, осуществляющими деятельность в области управления, охраны и использования особо ООПТ местного значения, п. 36 Порядка: сведения для ведения Кадастра представляются учреждениями, указанными в пункте 35 настоящего Порядка, для внесения в региональные кадастры - в соответствующие уполномоченные на ведение региональных кадастров органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на бумажных и электронных носителях (CD-R дисках) в документированном виде: на бумажном носителе - с реквизитами учреждения и заверенной подписью ответственного должностного лица, на электронном носителе - с реквизитами учреждения и подписью ответственного должностного лица на CD-R диске. При несоответствии записей на бумажных носителях и на электронных носителях приоритет имеют кадастровые сведения на бумажных носителях).
Как указано выше, пунктом 14 Порядка регламентированы основания для включения сведений, в том числе в региональные кадастры, а также для обновления этих сведений или перевода особо охраняемой природной территории из одного раздела кадастра в другой, которыми является принятие, в том числе органами местного самоуправления решений о создании, изменении площади, категории, об уточнении границ и (или) изменении установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории, о реорганизации особо охраняемой природной территории.
Таким образом, отсутствие сведений о координатах характерных точек границ особо охраняемой природной территории в определенном формате, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 (ред. от 27.12.2019) «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236» является основанием для удовлетворения исковых требований частично с обязанием Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской области определить координаты характерных точек границ особо охраняемых природных территорий местного значения торфяника «Велев мох» Березовой рощи у д, Лещево, Рощ у д. Кеново.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ .
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 16 ░░░░░░ 2021 ░░░░