№ 2-3201/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Феодосийский городской суд в составе
председательствующего судьи Блейз И.Г.
при секретаре ФИО3
с участием ответчицы ФИО1
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> сельского совета к ФИО1 об изменении условий договора аренды земли, -
установил:
Истец обратился с соответствующим иском, мотивируя свои требования тем, что на основании решения 18 сессии 23 созыва <адрес> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № между истцом и ответчиком заключен договор на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) от ДД.ММ.ГГГГ г., государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ № 69. На основании договора арендодатель - <адрес> сельский совет предоставляет, а арендатор ФИО1 принимает во временное пользование земельный участок площадью № га. арендованный земельный участок предоставленный по договору находится по адресу: <адрес> «А». Кадастровый номер земельного участка в договоре не указан. Согласно пункту 3.1 Договора арендодатель имеет право изменять размер арендной платы. ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение, согласно которому арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется арендатором в денежной форме в размере 1 % нормативной денежной оценки земельного участка и составляет № грн. за год. Решением 83 сессии 5 созыва <адрес> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель <адрес> и введена в действие новая нормативная денежная оценка на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также установлен размер арендной платы за земельные участки не ниже 3-кратного размера земельного налога. Решение о нормативной денежной оценке земель принято на основании ст. ст. 5, 18 Закона Украины «Об оценке земель». Согласно ст. 144 Конституции Украины, ч. 1 ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах предоставленных полномочий, являются обязательными для исполнения всеми, расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, которые постоянно или временно проживают на соответствующей территории. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» № 309-VI от ДД.ММ.ГГГГ в Закон Украины «Об аренде земли» были внесены изменения, в частности, ч. 4 ст. 21 изложена в следующей редакции: «Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю»; для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «Об плате за землю». С введением в действие Налогового кодекса Украины с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу Закон Украины «О плате за землю». Вопрос уплаты налога на землю и оплаты арендной платы за пользование земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ регулируется исключительно Налоговым кодексом Украины. Согласно ст. 287 Налогового кодекса Украины собственники земли и землепользователи вносят плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. Предписаниями ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли» установлено, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды, кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются согласно Раздела XIII Налогового кодекса Украины. Размер арендной платы за земельные участки устанавливается в договоре аренды, однако годовая сумма платежа не может быть меньше для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается разделом ХІІІ Налогового кодекса Украины; для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, который устанавливается этим разделом (ст. 288.5.1 Раздела ХІІІ Налогового кодекса Украины). Таким образом, размер арендной платы был изменен законодателем, но и сторонами в договоре аренды предусмотрена возможность изменения размера арендной платы (п. 3.1 Договора). Для выполнения принятого решения Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № подготовлено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается) следующего содержания: П. 1.1. читать в следующей редакции после слов: «...временных угодий, в экономико - планировочной зоны № (шестнадцать), район 52 (пятьдесят второй)», п. 2.1 читать в следующей редакции: « Нормативная денежная оценка земельного участка в соответствии с выпиской из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № составляет № грн. (Сто семьдесят шесть тысяч пятьсот пятьдесят один рубль 86 копеек). Арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется арендатором в денежной форме с указанием 1 (одного) процента нормативной денежной оценки земельного участка и составляет 1765,52 грн. (Одна тысяча семьсот шестьдесят пять гривен 52 копейки) за год. Исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством. Арендная плата за текущий год вносится единовременно, но не позднее 28 августа текущего года, путем перечисления на р/счет Арендодателя с кода бюджетной классификации - №Арендная плата с физических лиц». Дополнительное соглашение к Договору было направлено ответчице с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № согласно реестра рассылки (копия прилагается). Ответа на письмо от ответчицы не поступало, экземпляры дополнительного соглашения до сих пор не подписаны и не зарегистрированы. Таким образом, ответчица уклоняется от выполнения своих обязательств по Договору и требований законодательства в части пересмотра размера арендной платы за землю, подлежащей уплате в бюджет села. Согласно ст. 1, 13 Закона Украины «Об аренде земли» в системной связи со ст. 288 Налогового кодекса Украины усматривается, что основной целью договора аренды земельного участка и одним из основных прав арендодателя является своевременное получение последним арендной платы в размере не меньшем, чем установлено законодательством. Статьей 30 Закона Украины «Об аренде земли» предусмотрено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 653 ГК Украины, если договор изменяется или расторгается в судебном порядке, обязательства изменяются или прекращаются с момента вступления решения суда об изменении или расторжении договора в законную силу. Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения с соответствующим иском.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила что ДД.ММ.ГГГГ она по договору купли-продажи приобрела в <адрес> «А» жилой дом. ФИО1 является гражданкой РФ и не имела право оформить в собственность землю под домом в момент нахождения Крыма в составе Украины. ДД.ММ.ГГГГ Решением № сессии 23 созыва Берегового сельского совета, земельный участок 0,0727 га предоставлен ей во временное пользование сроком на 50 лет на основании Договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ Решением № сессии 5 созыва <адрес> сельского совета утверждена нормативно-денежная оценка земли, где сумма аренды составила № грн. в год, а пунктом 2 оговорен срок действия этого решения, который исчислялся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Данное решение не отменялось. На основании данного решения ДД.ММ.ГГГГ было составлено дополнительное соглашение к договору аренды. ДД.ММ.ГГГГ по договору № на земельный участок ФИО1 составлен кадастровый план, который был занесен в Государственный земельный кадастр. В ДД.ММ.ГГГГ года по телефону работник Берегового сельского совета, фамилии она не помнит, сказал ответчице, чтоб она получила в госкомземе извлечение о нормативно-денежной оценке своего участка, так как планируется повышение налога на землю. В госкомземе ФИО1 пояснили, что её дополнительное соглашение действительно до ДД.ММ.ГГГГ и что решение сессии сельсовета никто не отменял, а потому ей не о чем беспокоиться. О полученной информации ответчица сообщила в <адрес> сельсовет. Никакие дополнительные соглашения после этого сельсовет ФИО1 не направлял. В ДД.ММ.ГГГГ года в налоговой инспекции ответчице выдали платёжное поручение на большую сумму налога, которое она сразу оплатила, но ей показалась, что сумма слишком велика. Оказалось, что это сумма определена по решению суда, о котором она не знала. Ответчица считает, что Береговой сельсовет своим исковым заявлением обвинил ее в неуплате налогов, считает это несправедливым, так как все налоги она платила исправно. ФИО1 не возражает заключить с <адрес> сельским советом дополнительное соглашение, не возражает против размера налога, однако возражает против того, что она недобросовестный арендатор.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что на основании решения 18 сессии 23 созыва <адрес> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6) между истцом и ответчиком заключен договор на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) от ДД.ММ.ГГГГ г., государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7-9).
На основании договора арендодатель - <адрес> сельский совет предоставляет, а арендатор ФИО1 принимает во временное пользование земельный участок площадью № га. Арендованный земельный участок, предоставленный по Договору, находится по адресу: <адрес> «А». Кадастровый номер земельного участка в договоре не указано.
Согласно пункту 3.1 Договора Арендодатель имеет право изменять размер арендной платы.
ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение (л.д.11), согласно которого арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется арендатором в денежной форме с определением 1 % нормативной денежной оценки земельного участка и размером № грн. за год.
Решением 83 сессии 5 созыва <адрес> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель <адрес> и введена в действие новая нормативная денежная оценка на срок с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2018, а также установлен размер арендной платы за земельные участки не ниже 3-кратного размера земельного налога (л.д.10).
В настоящее время вступил в силу Федеральный Конституционный Закон от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Принимая во внимание, что правоотношения между сторонами возникли в период нахождения Республики Крым в правовом поле Украины, при разрешении данного спора судом принимаются во внимание соответствующие нормативно-правовые акты.
Согласно ч. 1 ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах предоставленных полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, которые постоянно или временно проживают на соответствующей территории.
Решение Берегового сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано и не отменено.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» № 309-VI от 03.06.2008 в Закон Украины «Об аренде земли» внесены изменения, в частности, ч. 4 ст. 21 изложена в следующей редакции: «Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю»; для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю».
С 01.01.2011 года вопрос о налоге на землю регулировался Налоговым кодексом Украины.
Статьей 21 Закона Украины «Об аренде земли» установлено, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды, кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются согласно Раздела XIII Налогового кодекса Украины.
Размер арендной платы за земельные участки устанавливается в договоре аренды, однако годовая сумма платежа не может быть меньше для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается разделом ХІІІ Налогового кодекса Украины; для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, который устанавливается этим разделом (ст. 288.5.1 Раздела ХІІІ Налогового кодекса Украины).
Таким образом, размер арендной платы был изменен на тот момент на законодательном уровне.
Во исполнение принятого решения <адрес> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № договора, заключенного с ответчицей подготовлено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ
Дополнительное соглашение к Договору направлено ответчице с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№1287/02-16, однако до настоящего времени дополнительное соглашение ответчицей не подписано.
Статьей 30 Закона Украины «Об аренде земли» предусмотрено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.
Ответчица в судебном заседании пояснила, что она фактически не возражает против внесения изменений в договор аренды земли и увеличения размера арендной платы, кроме того, необходимую сумму она оплатила, однако она не согласна с тем, что, по ее мнению, Береговой сельский совет представил ее как неответственного арендатора.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Полный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Внести изменения в Договор на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между <адрес> сельским советом и ФИО1 (ИНН №) в отношении земельного участка площадью № га, сроком на 49 лет, по адресу <адрес> «А» следующего содержания: п. 1.1. читать в следующей редакции после слов «временных угодий -, в экономико - планировочной зоны № (шестнадцать), район 52 (пятьдесят второй)»; п. 2.1 читать в следующей редакции: «Нормативная денежная оценка земельного участка в соответствии с выпиской из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № составляет № грн. (сто семьдесят шесть тысяч пятьсот пятьдесят одна гривна 86 копеек). Арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется арендатором в денежной форме с указанием 1 (одного) процента нормативной денежной оценки земельного участка и размером № грн. (одна тысяча семьсот шестьдесят пять грн 52 копейки) за год. Исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством. Арендная плата за текущий год вносится единовременно, но не позднее 28 августа текущего года, путем перечисления на р/счет Арендодателя с кода бюджетной классификации - № «Арендная плата с физических лиц».
Решение может быть обжаловано в Апелляционный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) И.Г.Блейз
Копия верна: судья секретарь