Дело № 2-250/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2016 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,
при секретаре Александровой В.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Жилищной комиссии МКУ Администрации рп. Бурея ФИО5,
представителя ответчика МКУ Администрации рп. Бурея ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Жилищной комиссии МКУ Администрации рабочего поселка Бурея, МКУ Администрации рп. Бурея о признании незаконным решения о снятии с учета граждан нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Жилищной комиссии МКУ администрации рабочего поселка Бурея о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление жилого помещения.
Определением Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена МКУ Администрация рабочего поселка <адрес>.
В обоснование в иске указано, что ФИО1 с апреля 2005 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В марте 2015 года ей стало известно, что на заседании жилищной комиссии МКУ администрации рабочего поселка Бурея от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снятии её с учета по п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с наличием регистрации по месту жительства в <адрес>. Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение жилищной комиссии было признано незаконным, судом постановлено восстановить её в очереди на предоставление жилья. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ её вновь сняли с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении на том же основании, в связи с отсутствием регистрации в <адрес>. С данным решением она не согласна, считает его незаконным. Она действительно имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, однако с 2001 года проживает в <адрес> ежегодно продлевает временную регистрацию. С октября 2007 года проживает по адресу: <адрес>, данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира, расположенная в <адрес> с 2002 года непригодна для проживания. Считает, что регистрация по месту жительства в данном доме не порождает никаких прав и не может являться основанием в непринятии её на учет либо снятии в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, решением Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные доводы ответчика признаны незаконными и необоснованными, местом её жительства суд установил <адрес>.
Просит признать незаконным решение жилищной комиссии МКУ Администрации рабочего поселка Бурея № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и возложить обязанность восстановить в очереди на предоставление жилого помещения.
Определениями Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО4, Администрация Среднебельского сельсовета <адрес>.
Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалид с составом семьи пять человек: она, супруг, свекровь и две дочери. Предоставила все необходимые документы для постановки на учет, недостоверных сведений не предоставляла. Жилое помещение, расположенное в <адрес> признано непригодным для проживания. Они с супругом с 2001 года постоянно проживают в <адрес>, с октября 2010 года с нею был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес>, который продлевался до октября 2015 года. После в продлении договора им было отказано. По указанному адресу она и супруг были зарегистрированы по месту пребывания. В данный момент ей и её супругу негде проживать, просила восстановить её в очереди на получение жилья.
Представитель Жилищной комиссии МКУ администрации рабочего поселка Бурея ФИО5, с иском не согласилась, суду объяснила, что решение жилищной комиссии является обоснованным, при постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО1 не указала, что в собственности её супруга имеется иное жилое помещение в <адрес>. В связи с тем, что истцом были предоставлены недостоверные сведения при постановке на учет, жилищной комиссией было принято решение о снятии ФИО1 с учета. Доказательств, подтверждающих аварийность жилого помещения в <адрес> истцом не предоставлено, нет заключения межведомственной комиссии.
Представитель МКУ администрации рабочего поселка Бурея ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
В письменном отзыве МКУ администрация рабочего поселка Бурея указала, что <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение было предложено гражданам ФИО1 и ФИО4 для временного проживания уже после признания дома аварийным. В 2010 году был заключен договор найма на определенный период. Ежегодно ФИО1 оформляла по данному адресу регистрацию по месту пребывания. В настоящее время у ФИО1 постоянная регистрация по месту жительства по адресу: <адрес>. Квартира находится в собственности у мужа истца ФИО4 Документов подтверждающих непригодность для проживания в квартире, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не предоставлено. По решению жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на котором состояла с ДД.ММ.ГГГГ номер очереди 114, в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, так как при постановке на учет документов о наличии в собственности жилого помещения у члена её семьи не предоставила.
Будучи извещенными, о времени и месте судебного заседания, в суд не явились третье лицо ФИО4, представитель третьего лица администрации Среднебельского сельсовета <адрес>. С учетом правил ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ поддержал требования иска, просил исковые требования удовлетворить. Объяснил, что жилое помещение в <адрес> находится в его собственности по договору безвозмездной передачи в собственность. Однако, указанная квартира признана непригодной для проживания. Он с ФИО1 с 2001 года постоянно проживает в <адрес>.
Из письменного отзыва на исковое заявление администрация Среднебельского сельсовета <адрес> исковые требования ФИО1 признает, возражений не имеет. На территории <адрес> ФИО1 зарегистрирована, но не проживает с 2001 года. Комиссия администрации произвели осмотр и выявили, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> является непригодной для проживания.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В статье 40 Конституции РФ закреплено, и в статьях 1, 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 стать 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).
Статьей 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ, действовавшего на момент постановки истца на учет), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ и статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищной политике в <адрес>» установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3 ст. 52 ЖК РФ).
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).
Меры социальной защиты инвалидов предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О жилищной политике в <адрес>», органы местного самоуправления не реже чем один раз в три года осуществляют перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. О сроках перерегистрации органы местного самоуправления сообщают в средствах массовой информации не позднее чем за тридцать дней до начала перерегистрации. Если в сведениях о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин для перерегистрации обязан представить в органы местного самоуправления документы, подтверждающие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающимся в жилом помещении с учетом дополнительно представленных документов. Если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин распиской подтверждает неизменность ранее представленных сведений.
Как следует из материалов дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом II группы бессрочно.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ЖО № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО4
В судебном заседании установлено, не оспаривалось сторонами, что ФИО1 на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы Бурейского муниципального образования №-о от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с составом семьи пять человек.
Решением жилищной комиссии МКУ администрации рабочего поселка Бурея № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с непредставлением сведений, подтверждающих непригодность для проживания в квартире, находящейся в собственности по адресу: <адрес>.
Постановлением главы Администрации рабочего поселка Бурея № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Рассматривая законность принятого в отношении ФИО1 решения жилищной комиссии, и наличие права состоять на учете в <адрес> как по месту жительства, суд приходит к следующему.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищной политике в <адрес>» закреплено, что к компетенции именно органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся:
1) учет, содержание и использование муниципального жилищного фонда;
2) учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилья за
счет средств бюджетов всех уровней;
4) регистрация и учет граждан, участвующих в программах по
улучшению жилищных условий, действующих на территории области;
5) разработка порядка ведения и хранения учетных документов;
6) предоставление гражданам жилых помещений по договорам
социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
7) установление порядка предоставления общежитий из муниципального
жилищного фонда;
8) принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые
помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
9) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) разработка муниципальных программ, направленных на развитие
территориального жилищного строительства и обеспечение жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях и др.
Постановлением Главы рабочего поселка Бурея № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О жилищной комиссии».
Согласно указанному Положению, Жилищная комиссия при МКУ Администрации рабочего поселка Бурея является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, созданным с целью объективного рассмотрения вопросов по обеспечению жилыми помещениями жителей муниципального образования рабочий поселок (пгт) Бурея в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления жителями муниципального образования рабочий поселок (пгт) Бурея прав на жилище.
К полномочиям Комиссии помимо прочего относится: принятие решений о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ст.3.2.).
Постановлением Главы рабочего поселка Бурея № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав жилищной комиссии в количестве восьми человек.
Из выписки из Протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании комиссии из восьми членов комиссии приняли участие семь, проголосовали единогласно.
Поводом для принятия решения Жилищной комиссией о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, явилось то, что у ФИО1 имеется постоянная регистрация по месту жительства <адрес>. Квартира находится в собственности у мужа ФИО1, документов, подтверждающих непригодность для проживания в квартире, не предоставлено. Семья ФИО1 проживает по адресу <адрес>, по которому ежегодно продлевалась регистрация по месту пребывания. В связи с тем, что данный дом является аварийным и подлежит сносу после расселения жителей, регистрация по месту пребывания не продлевалась с 2015 года.
Статья 27 Конституции РФ гарантирует, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями), регистрация по месту жительства является административно-правовым актом и не влияет на наличие или отсутствие жилищных прав и обязанностей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к МКУ администрация рабочего поселка Бурея, Жилищной комиссии МКУ администрация рабочего поселка Бурея о признании незаконным решения Жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющим в силу ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установлено, что постоянным местом жительства ФИО1 на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях являлось жилое помещение по адресу: <адрес>, в настоящее время ФИО1 постоянно проживает в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Кроме того, указанное решение содержит выводы о том, что ФИО1 при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, сведений, несоответствующих действительности о месте регистрации не предоставляла, поскольку штамп о регистрации ФИО1 по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> имеется в паспорте гражданина РФ ФИО1, указанный паспорт с ДД.ММ.ГГГГ не менялся.
Таким образом, учитывая, что в материалах учетного дела ФИО1 имеется копия её паспорта, содержащая сведения о месте её регистрации в <адрес>, суд полагает, что сведений, несоответствующих действительности о месте регистрации истец не предоставляла.
Кроме того, исходя из представленных доказательств, следует, что фактически ФИО1 проживает в <адрес>, её регистрация в <адрес> носит формальный характер. Тем самым, местом жительства истца является <адрес>, следовательно, обеспечение жильем для проживания должно производиться в населенном пункте, где она проживает.
Ссылка Жилищной комиссии МКУ администрации рабочего поселка Бурея на наличие у супруга ФИО1 – ФИО4 в собственности иного жилого помещения не может служить однозначным основанием для снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.
Согласно договору на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в личную собственность ФИО4 передано жилое помещение – квартира, состоящая из 3 комнат, общей площадью 60 кв.м., в том числе жилой 52,5 кв.м., по адресу: <адрес>. Состав семьи 5 человек.
Сообщением об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, доказано, что права ФИО1 (Поюченко) Т.Н. на недвижимое имущество не зарегистрированы.
Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Бурейском отделении инвентаризация и постановка на технический учет объектов недвижимого имущества, принадлежащий гражданам ФИО1 и ФИО4 не проводилась.
Как следует из Постановления главы Бурейского муниципального образования №-о от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 5 человек.
Решением четвертого созыва Бурейского поселкового совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О жилищной политике в муниципальном образовании рабочий поселок (пгт) Бурея».
Согласно п. 2.12.2 указанного Положения, для граждан, которым предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма устанавливается учетная норма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере: 33 кв.м. – для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. – на семью из 2-х человек; 18 кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи из 3-х и более человек.
Таким образом, размер общей площади жилого помещения, находящегося в собственности у ФИО4 по адресу: <адрес> (60 кв.м.), на момент постановки ФИО1 на учет составлял менее учетной нормы, установленной Положением «О жилищной политике в муниципальном образовании рабочий поселок (пгт) Бурея» (на пять человек должно быть 75 кв.м.), и следовательно семья ФИО1 имела право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем обоснованно постановлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами в 2013-104 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ФИО4, согласно актам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главой администрации Среднебельского сельсовета, не пригодно для проживания.
Указанные акты имели место на момент принятия Жилищной комиссией решения о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении от № от ДД.ММ.ГГГГ, были предметом исследования Бурейского районного суда при рассмотрении дела по иску ФИО1 к МКУ администрация рабочего поселка Бурея, Жилищной комиссии МКУ администрация рабочего поселка Бурея о признании незаконным решения Жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, ссылка Жилищной комиссии МКУ администрации рабочего поселка Бурея на непредставление ФИО1 сведений о непригодности вышеуказанного жилого помещения, является несостоятельной.
Согласно статье 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В гражданском судопроизводстве бремя доказывания лежит на сторонах, и истец и ответчик, извещенные о наличии в производстве суда указанного иска и о назначении времени и места проведения судебного заседания, должны были представить суду доказательства подтверждающие доводы искового заявления (истец) и доказательства опровергающие доводы искового заявления или свои возражения (ответчик), либо заявить ходатайство об истребовании судом доказательств, которые не могут предоставить самостоятельно.
Доказательств тому, что <адрес>, является пригодной для проживания, ответчиками, в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено, и из материалов дела таковых доказательств не усматривается.
При этом, отсутствие в материалах дела заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, не является однозначным основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что у ответчиков отсутствовали основания для снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а потому требования истца о признании незаконным решения жилищной комиссии Муниципального казенного учреждения Администрации рабочего поселка <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Муниципального казенного учреждения Администрации рабочего поселка <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Жилищную комиссию Муниципального казенного учреждения Администрации рабочего поселка <адрес> восстановить ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Списке граждан, принятых на очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях под № с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха
Решение в окончательной форме принято 30 мая 2016 года