РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» октября 2015г. г.Буйнакск
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Омарова А.Р.,
с участием старшего помощника прокурора г.Буйнакска Исаева Р.З.,
представителя администрации городского округа «город Буйнакск» по доверенности Магомеддибирова А.М. и представителя МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №16 г.Буйнакска» №16 Сапаровой М.Ш.
при секретаре Гаджиевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «город Буйнакск» и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №16 г.Буйнакска» о возложении обязанности создать для маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа в здание указанного учреждения посредством обустройства на входах пандусов и поручней,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Буйнакска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением к администрации городского округа «город Буйнакск» и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №16 г.Буйнакска» по тем основаниям, что прокуратурой г.Буйнакска проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к подобным объектам. В ходе проверки установлено, что вход в МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №16 г.Буйнакска» не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями, что является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение ответчиками требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, к которым могут относиться как учащиеся образовательного учреждения, так и их родители, другие родственники и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие. На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона №273-Ф3 от 29.1.2012г. «Об образовании в Российской федерации», просит возложить на администрацию муниципального образования городского округа «город Буйнакск» и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №16 г. Буйнакска» обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №16 г.Буйнакска», расположенное по адресу: г.Буйнакск, ул.И.Газимагомеда, 31 посредством обустройства на входах пандусов и поручней.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Буйнакска Исаев Р.З. поддержал иск прокурора, при этом уточнил требование и принимая во внимание ходатайство представителя администрации города о предоставлении для выполнения требований прокурора срока в течение первого квартала 2016 года, просил обязать ответчиков выполнить вышеприведенные требования в срок до 01 апреля 2016 года.
Представитель ответчика администрации МО «город Буйнакск» по доверенности Магомеддибиров А.М. в суде пояснил, что в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» по г.Буйнакску запланирована работа на 2015-2018гг. по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в учреждения. В соответствии с этой программой разработан план мероприятий городского округа на 2016 год. Согласно указанному плану в бюджет 2016г. будут включены средства для установки пандусов и поручней с целью создания условий для беспрепятственного доступа в здания муниципальных образовательных учреждений маломобильных групп населения. По поводу удовлетворения требований прокурора г.Буйнакска не возражает, но эти требования могут быть исполнены только в 2016 году, в связи с чем ходатайствует о предоставлении ответчикам срока для исполнения требований прокурора в течении первого квартала 2016 года.
Представитель МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №16 г.Буйнакска» по доверенности Сапарова М.Ш. в судебном заседании по поводу удовлетворения иска прокурора г.Буйнакска не возражала и пояснила, что требования прокурора будут исполнены полностью в 2016 году по мере поступления финансирования с администрации города.
Выслушав объяснения участников процесса и изучив материалы дела, суд находит уточненные исковые требования прокурора г.Буйнакска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, из исследованных и обозренных в суде документов, представленных прокурором в обоснование иска, следует, и сторонами не оспаривается, что вход в МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №16 г.Буйнакска» не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями.
B силу ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п.5 ст.9 ФЗ №273-Ф3 от 29.1.2012г. «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районо и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом при разрешении спора установлено, что вход в здание МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №16 г.Буйнакска» не отвечает требованиям доступности объектов инфраструктуры для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, а именно, не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников (в том числе, детей-инвалидов), отсутствуют поручни.
С учетом положений статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьи 6 и 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требований СНиП 35-01-2001, суд приходит к выводу о наличии у ответчиков обязанности обеспечить необходимый уровень доступности помещения образовательного учреждения для всех категорий маломобильных групп населения, которая выражается в оборудовании входа пандусом, а при необходимости - подъемной платформой, лифтом или другим приспособлением. Неисполнение этой обязанности нарушило права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд (статья 45 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности обеспечить доступность помещения указанного образовательного учреждения для маломобильных групп населения. Поскольку в суде установлено, что средства для установления пандусов и поручней включены в бюджет города на 2016 года, суд находит срок для исполнения заявленных требований до 01 апреля 2016 года разумным. Принимая во внимание указанные обстоятельства иск прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «город Буйнакск» и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №16 г.Буйнакска» удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «город Буйнакск» и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №16 г.Буйнакска» в срок до 01 апреля 2016 года создать условия для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №16 г.Буйнакска», расположенное по адресу: Республика Дагестан, город Буйнакск, улица И.Газимагомеда, №31 посредством обустройства на входах пандусов и поручней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.Р. Омаров