РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2016 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Морозовой Л.М.
с участием заместителя прокурора Саянского района Красноярского края Страдина Д.Е.,
представителя ответчика МУП УК ЖКХ «Агинское» Свириденко А.В., действующей на основании доверенности от 20 августа 2014 года,
при секретаре Требушевской Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-383/2016 по иску прокурора Саянского района Красноярского края, в интересах неопределенного круга лиц к МУП УК ЖКХ «Агинское» о признании бездействия, в связи с неисполнением обязанностей по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществление производственной деятельности, в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу незаконным, обязании проведения действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к МУП УК ЖКХ «Агинское» о признании бездействия, в связи с неисполнением обязанностей по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществление производственной деятельности, в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу незаконным, обязании проведения действий, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие жилищно- коммунального хозяйства управляющая компания «Агинское» осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Действующим федеральным законодательством определен как порядок разработки предельно допустимых выбросов для стационарных источников, так и порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в ведении МУП УК ЖКХ «Агинское» находится одна котельная - «Блочномодульная котельная», расположенная по адресу: <адрес> «а». Для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух.
Заместитель прокурора Саянского района Красноярского края Страдин Д.Е. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в иске. Просит признать бездействие МУП УК ЖКХ «Агинское», в связи с неисполнением обязанностей по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществление производственной деятельности, в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу незаконным, обязать МУП УК ЖКХ «Агинское» провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарного источника – «Блочно-модульная котельная», расположенная по адресу: <адрес>А, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика МУП УК ЖКХ «Агинское» Свириденко А.В., действующая на основании доверенности от 20 августа 2014 года исковые требования признала частично, суду пояснила, что МУП УК ЖКХ «Агинское» ведутся работы по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, поэтому нельзя признать бездействие незаконным.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч 1, 3 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Так же, ч. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ установлено, что на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники возложены обязанности по; обеспечению проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; внедрению наилучших доступных технологии, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планированию и осуществлению мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлению мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлению учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведению производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечению своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; соблюдению иных требований охраны атмосферного воздуха, установленных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Кроме того, ч. 1 ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 229 от 14.04.2007, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливается территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении радиоактивных веществ) при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Судом установлено, что целью деятельности МУП УК ЖКХ «Агинское» является обеспечение функционирования объектов жилищного и нежилого фонда, удовлетворения потребностей населения и прочих потребителей жилищными коммунальными услугами, содержание и эксплуатация зданий, благоустройство и озеленение территорий, осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли.
Согласно копии паспорта готовности к отопительному периоду 2015/2016гг, который выдан МУП УК ЖКХ «Агинское», в отношении котельной БМК (блочно-модульная котельная) проводилась проверка к отопительному сезону.
Из справки МУП УК ЖКХ «Агинское» следует, что объем потребления угля бурого марки 3БР на блочно-модульной котельной в отопительный период 2013-2014гг. составил 3 886,8 тонн; в отопительный период 2014-2015гг. составил 3 505,6 тонн; в отопительный период 2015-2016гг. составил 4 062,7 тонн.
Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 12.02.2016г., МУП УК ЖКХ «Агинское» в Министерство за выдачей разрешения выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по запрашиваемым котельным не обращалась.
Из ответа МУП УК ЖКХ «Агинское» видно, что они не обращались за разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на котельную «БМК». При передачи проектно-сметной документации пользуемся расчетами проекта 451-09 котельной на твердом топливе.
Между ООО ПКФ «Атмосфера» и МУП УК ЖКХ «Агинское» заключен договор № 276/16 от 07 июня 2016 года, предметом которого является оказание услуг по теме: Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и их источников, разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов для объектов МУП УК ЖКХ «Агинское» на двух промышленных площадках. Срок выполнения работ: 90 календарных дней с момента получения исполнителем исходных данных и перечисления аванса заказчиком, но не позднее 30.09.2016г.
Аванс заказчиком перечислен 29.06.2016г., что подтверждается платежным поручением № 184.
Передача необходимых данных для инвентаризации исполнителю также подтверждается информационным письмом ООО ПКФ «Атмосфера» о том, что полученные даны обрабатываются с целью определения количественного и химического состава источников выбросов в атмосферный воздух от промплощадки МУП УК ЖКХ «Агинское».
Таким образом, вопреки положениям Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» предприятием до настоящего времени не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, проект нормативов предельно допустимых выбросов на указанную котельную не разработаны и не утверждены, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ не получено, что подтверждается информацией министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 12.02.2016, информацией МУП УК ЖКХ «Агинское» от 11.02.2016, ответом на представление от 06.06.2016. Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность МУП УК ЖКХ «Агинское» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, а так же без проекта предельно допустимых выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и охраняемых законом интересов общества и государства.
При таких обстоятельствах суд удовлетворить требования прокурора, установив разумный срок для исполнения судебного решения.
РЕШИЛ:
Признать бездействие МУП УК ЖКХ «Агинское», в связи с неисполнением обязанностей по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществление производственной деятельности, в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу незаконным.
Обязать МУП УК ЖКХ «Агинское» провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарного источника – «Блочно-модульная котельная», расположенная по адресу: <адрес> в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: