Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.
Дело № 2-142/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Суховой О.И.,
с участием прокурора Коновалова В.А.,
ответчика Кротова В.В. и его представителя адвоката Бахмицкого С.А.,
представителя ответчика- администрации Пошехонского муниципального района Комаровой С.Ю.,
при секретаре Ганичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Пошехонье Ярославской области 30 октября 2019 года гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и Ярославской области к администрации Пошехонского муниципального района, Кротову Владимиру Викторовичу о признании незаконным включение лица в первоочередном порядке в список на получение субсидии на строительство жилья, взыскании неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пошехонского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и Ярославской области обратился в суд с иском с учетом уточнения требований к администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области, Кротову В.В., в котором просит признать незаконным включение администрацией Пошехонского муниципального района Кротова В.В. в первоочередном порядке в Сводный список участников мероприятий по строительству (приобретению) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках реализации областной целевой программы по Пошехонскому муниципальному району на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов; взыскать с Кротова В.В. сумму неосновательного обогащения в размере 1 106 313 рублей, из них 388 537 рублей в пользу федерального бюджета, 717 776 рублей в пользу бюджета Ярославской области.
В обоснование требований указано, что в рамках реализации государственной программы Ярославской области «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» на 2014-2020 годы в части мероприятия областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 года по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов администрацией Пошехонского муниципального района сформирован «Сводный список участников мероприятий по строительству (приобретению) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в рамках реализации областной целевой программы по Пошехонскому муниципальному району на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов (далее Список участников Пошехонского муниципального района на 2017 год). В данный список под номером один включен Кротов В.В. как гражданин, осуществляющий индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявивший желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома, с численным составом семьи 4 человека, с указанием даты подачи заявления- 18 января 2016 года. В качестве индивидуального предпринимателя Кротов В.В. зарегистрирован 30 марта 2015 года с основным видом деятельности 82.99 «Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки», 15 июля 2016 года зарегистрирован дополнительный вид деятельности 01.41 «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 раздела 2 Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Согласно названной норме закона под сельскохозяйственными производителями признаются организации, индивидуальный предприниматель (далее сельскохозяйственный производитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. На этот же критерий признания индивидуального предпринимателя сельскохозяйственным товаропроизводителем указывалось и в письме Министерства сельского хозяйства РФ от 26.09.2013 № 14/154. Исходя из названных условий, Кротов В.В. на момент формирования Списка участников Пошехонского муниципального района на 2017 год, предоставляемый в департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области до 1 сентября 2016 года, не мог быть признан сельскохозяйственным производителем, так как право на осуществление деятельности, связанной с разведением молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока возникло лишь 15 июля 2016 года, и дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный год он не имел. Более того, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Кротов В.В. предпринимательской деятельностью в сфере агропромышленного комплекса фактически не занимался. В этой связи у администрации Пошехонского муниципального района не было оснований для включения Кротова В.В. в Список участников Пошехонского муниципального района на 2017 год в первоочередном порядке, его следовало включить в указанный список под номером 3 как гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в сельской местности, изъявившего желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома, после учителя Колодинской СОШ Лисицына А.Г., работавшего по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности, изъявившего желание улучшить жилищные условия путем приобретение жилого помещения. Необоснованное включение Кротова В.В. в Список участников Пошехонского муниципального района на 2017 года под номером 1 повлекло неправомерное использование им средств социальной выплаты в размере 1 106 313 рублей, в том числе средств федерального бюджета- 388 537 рублей, средств областного бюджета - 717 776 рублей и лишило другого участника программы ФИО возможности приобретения жилого помещения за счет программы. Получение Кротовым В.В. социальной выплаты при отсутствии на то законных оснований является неосновательным обогащением и на основании п.1 ст.1102 ГК РФ подлежит возврату в бюджет соответствующего уровня.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Коновалов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчик Кротов В.В. иск не признал и пояснил, что для участия в программе по строительству жилья гражданам, проживающим в сельской местности, он и его жена Кротова А.В. подали заявление, предоставили весь требуемый пакет документов. Решение о включении в данную программу принимали правомочные органы и на это у них были правовые основания. На тот момент его семья своего жилого помещения не имела, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно живут в сельской местности, он являлся индивидуальным предпринимателем, более года занимался разведением крупного рогатого скота, с сентября 2018 года по настоящее время работает трактористом в ООО «АгроДом». Социальная выплата была использована по назначению, в <адрес> возведен жилой дом, на который оформлена общая долевая собственность, по 1/4 доле каждому члену семьи. С его стороны никаких неправомерных действий либо недобросовестного осуществления прав не было. Считает, что оснований для возврата социальной выплаты нет, просит в иске отказать.
Представитель истца по ордеру адвокат Бахмицкий С.А. поддержал позицию своего доверителя.
Представитель администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области по доверенности Комарова С.Ю. иск не признала. Считает, что Кротову В.В. социальная выплата предоставлена на законных основаниях. Семья Кротовых проживает в сельской местности, своего жилого помещения не имела, оно было утрачено в результате пожара, Кротов В.В. был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем, занимался производством сельскохозяйственной продукции, в частности разведением крупного рогатого скота. Кротовым в соответствии с п.3 раздела III Правил к заявлению были приложены все требуемые документы. Предоставление документов, в том числе копий налоговой отчетности, статистической отчетности, подтверждающих ведение им предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе и уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее 70% за календарный год, Правилами не предусматривалось. Кротов В.В. как гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сельской местности, был единственным, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого помещения, поэтому в данной подгруппе он был поставлен под номером 1. Супруга Кротова В.В.- ФИО работала по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности и также имела право на получение социальной выплаты. Решение о признании Кротова В.В. получателем социальной выплаты администрация Пошехонского муниципального района не принимала, данный вопрос согласно п.7 раздела III Правил находится в ведении департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в письменном отзыве поддержало иск прокурора, считает заявленные требования законными и обоснованными, исходя из того, что ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в сельской местности менее 1 года, данная деятельность не относилась к сфере агропромышленного комплекса, сельскохозяйственным производителем по смыслу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» он не являлся, в связи с чем не имел право на получение социальной выплаты для строительства жилья. Соответственно сумма социальной выплаты является неосновательным обогащением и подлежит возврату в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в доход федерального бюджета в размере 388 537 рублей.
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, свое отношение к иску прокурора не выразил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 №222-п утверждена областная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы.
Задачами программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, повышение качества жизни сельского населения области.
Приложением № 2 к указанному постановлению являются Правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (далее - Правила).
В соответствии с п. 1.1 раздела III Правил (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений, - постановления от 01.04.2015 №363-п) право на получение социальных выплат имеют граждане при соблюдении в совокупности следующих условий:
- постоянное проживание в сельской местности;
- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее 1 года на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам;
- наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
- признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно очередности:
- гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);- гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
- гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
- гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
- гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в абзацах седьмом-десятом данного подпункта Правил), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
- гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в абзацах седьмом- десятом данного подпункта Правил), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В каждой из указанных в настоящем подпункте групп очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 3 данного раздела Правил с учетом первоочередного предоставления социальных выплат.
Согласно п.6 раздела III Правил органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, достоверность содержащихся в них сведений и формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях ОЦП по муниципальному району на очередной финансовый год и плановый период, согласно очередности, предусмотренной подпунктами 1.1. и 1.5 пункта 1 данного раздела Правил.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата в течение 5 календарных дней с момента выявления недостоверной информации.
Сформированные органами местного самоуправления указанные списки в срок до 01 сентября текущего финансового года направляются в департамент для формирования сводного списка на очередной финансовый год и на плановый период. Пунктом 7 раздела III Правил установлено, что департамент на основании представленных органами местного самоуправления списков граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях ОЦП по муниципальному району на очередной финансовый год и плановый период, формирует сводный список участников мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с формой, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, бюджетной заявкой и очередностью, предусмотренной подпунктами 1.1 и 1.5 пункта 1 данного раздела Правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кротов В.В. и ФИО (до брака Вострякова) заключили брак ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42), имеют сына ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО., ДД.ММ.ГГГГ.
6 октября 2015 года произошел пожар, в результате которого принадлежащий Кротовым жилой дом <адрес> был полностью уничтожен огнем, что подтверждено имеющейся в деле справкой отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пошехонскому району ГУ МЧС России по Ярославской области от 08.10.2015 (л.д.35).
Постановлением администрации Белосельского сельского поселения Ярославской области от 17 ноября 2015 года №49 ФИО24. и ее семья в составе 4 человек (ФИО., Кротов В.В.- муж, ФИО признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по единому списку очередности за № 51 (л.д.36).
18 января 2016 года ФИО обратилась в администрацию Белосельского сельского поселения с заявлением о включении ее с семьей в составе 4-х человек в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» путем строительства жилого дома ( л.д.33-34).
Аналогичное заявление в администрацию Белосельского сельского поселения было подано и Кротовым В.В.
Согласно записям в трудовой книжке, со 2 мая 2007 года ФИО. работала в отделении связи Холм в качестве <данные изъяты> (л.д.43-48).
Трудовая деятельность Кротова В.В. была прекращена 01 октября 2010 года, он был уволен из ЗАО «Красный Холм», где работал в должности <данные изъяты>, по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ (по сокращению штата), что подтверждено копий трудовой книжки (л.д. 107-112).
30 марта 2015 года Кротов В.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено имеющейся в деле копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.30).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом его деятельности была деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки, 15 июля 2016 года зарегистрирован дополнительный вид деятельности - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока.
Одним из обязательных условий предоставления социальной выплаты согласно п. 1.1. Правил является работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности в течение не менее 1 года на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья гражданам.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что для получения права на первоочередное получение социальной выплаты для строительства жилого дома необходимо на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья гражданам работать по трудовым договорам или осуществлять предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности не менее 1 года.
Под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные производители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Согласно части первой названной нормы закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
На дачу подачи заявления (18.01.2016) Кротов В.В. осуществлял предпринимательскую деятельность в сельской местности менее 1 года (зарегистрирован в качестве ИП 30.03.2015) и данная деятельность не относилась к сфере агропромышленного комплекса. Сельскохозяйственным товаропроизводителем по смыслу статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Кротов В.В. не являлся.
При формировании Списка участников Пошехонского муниципального района на 2017 год администрацией Пошехонского муниципального района заявление ФИО. не рассматривалось, а Кротов В.В. без предусмотренных законом оснований был включен в сводный список под номером 1 как гражданин, проживающий в сельской местности и осуществляющий индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности (л.д.55).
26 апреля 2017 года департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области платежным поручением № 491 перечислил Кротову В.В. социальную выплату на строительство жилья в сельской местности в размере 1 106 313 рублей ( л.д. 126.127).
Кротов В.В. с использованием социальной выплаты построил жилой дом по адресу: <адрес>, оформив его в общую долевую собственность всех членов семьи, доля в праве каждого 1/4.
Коль скоро судом установлено, что у администрации Пошехонского муниципального района не было оснований для включения Кротова В.В. в Список участников Пошехонского муниципального района на 2017 год в рамках областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы в первоочередном порядке, то требование прокурора о признании данного действия незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Комаровой С.Ю. об отсутствии вины администрации Пошехонского муниципального района в предоставлении Кротову социальной выплаты, так как данное решение администрацией не принималось, выплата была произведена департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и по его решению, являются несостоятельными.
В соответствии с п.6 раздела III Правил именно орган местного самоуправления обязан проверить правильность оформления документов, достоверность содержащихся в них сведений, формирует списки граждан и направляет их в департамент, который согласно п.7 раздела III Правил (в редакции действующей в период спорных правоотношений) формирует сводный список участников мероприятий на очередной финансовый год. Изменения в сводный список департамент вносит на основании ходатайства органа местного самоуправления, личного заявления участника программы, что закреплено в ранее действующем пункте 8, в настоящее время в пункте 7 раздела III Правил.
Вместе с тем суд не находит оснований для взыскания с Кротова В.В. полученной им субсидии на строительство жилья в размере 1 106 313 рублей исходя из следующего.
Одним из направлений государственной аграрной политики является обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня его жизни. Названная цель реализуется, в том числе путем улучшения жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения. Формой обеспечения жилым помещением таких граждан является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Из акта проверки контрольно-счетной палаты Ярославской области следует, что Кротов В.В. подлежал включению в Список участников Пошехонского муниципального района на 2017 год под номером 3 как индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сельской местности, изъявивший желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома, то есть ответчик имел основания для участия в программе. На эти же обстоятельства ссылается и прокурор в исковом заявлении.
Судом установлено, что Кротов В.В. построил жилой дом с использованием не только полученной социальной выплаты, но и собственных средств и улучшил жилищные условия членов своей семьи до такого уровня, что они перестали быть нуждающимися в жилом помещении, и в результате цель программы достигнута.
По условиям программы право на улучшение жилищных условий с использованием форм государственной поддержки предоставляется молодым семьям только один раз. Данное право Кротов В.В. реализовал и больше участвовать ни в одной программе по улучшению жилищных условий не вправе. В случае взыскания с него социальной выплаты, будут нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права на социальную защиту, обеспечение жилым помещением и никаким иным способом восстановлены быть не могут.
Кроме того, несмотря на специфику условий участия в программе той либо иной категории граждан, следует отметить, что Кротов В.В. с 3 сентября 2018 года по настоящее время работает в сельскохозяйственной организации – ООО «АгроДом» в должности тракториста-машиниста, его супруга ФИО как на дату получения средств, так и в настоящее время работает в сельской местности в социальной сфере, что в силу подпункта 1.1. пункта 1 раздела III Правил является основанием для сохранения права на использование социальной выплаты.
При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика полученной им в рамках программы социальной выплаты.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора района удовлетворить частично.
Признать незаконным включение администрацией Пошехонского муниципального района Ярославской области Кротова Владимира Викторовича в первоочередном порядке в Сводный список участников мероприятий по строительству (приобретению) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках реализации областной целевой программы по Пошехонскому муниципальному району на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов.
В удовлетворении иска о взыскании с Кротова Владимира Викторовича неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья