Определение о назначении дела к судебному разбирательству от 28.03.2023 по делу № 3а-4911/2023 от 13.03.2023

УИД 77OS0000-02-2023-004062-43  Дело  3А-4911/2023

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

 

 

21 июня 2023 года Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергеевой Елены Матвеевны, Фетисовой Татьяны Александровны о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года  700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,-

УСТАНОВИЛ:

 

 

28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление  700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 02 декабря 2014 года в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы»  67.

Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы  700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года  2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2021 года (далее  Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы  700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года  1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2022 года (далее  Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,  31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Пунктом 10615 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года  700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года  2044-ПП) в Перечень на 2021 год, пунктом 5514 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года  700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года  1833-ПП) в Перечень на 2022 год включено помещение с кадастровым номером  77:01:0004038:3144, расположенное по адресу: адрес.

Сергеева Е.М., Фетисова Т.А. обратились в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Москвы  700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2021 года пункта 10615, в Перечень на 2022 года пункта 5514,  то есть в части включения в Перечни вышеуказанного помещения, принадлежащего административным истцам на праве собственности. В обоснование требований Сергеева Е.М., Фетисова Т.А. ссылаются на то, что помещение не отвечает критериям, предусмотренным статьей 1.1 Закона адрес от 05.11.2003 года  64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации,

Представитель административных истцов Ярцев О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Правительства Москвы  фио против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель ГБУ «МКМЦН» в суд не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.

Исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования  подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года  184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года  65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.

Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.

Исходя из положений статьи 375, подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

На территории адрес в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.

Из материалов дела следует, что Сергеева Е.М. и Фетисова Т.А. являются долевыми собственниками нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004038:3144, расположенного по адресу: адрес, пом.3/1, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д.28-29)

Вышеуказанное помещение, принадлежащее административным  истцам на праве собственности, расположено в многоквартирном доме  с кадастровым номером 77:01:0004035:1018 по адресу: адрес.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, согласно пункту 1.4 постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее также - Постановление N 257-ПП) под офисом понимается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее также - Порядок).

В соответствии с п. 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее также - мероприятия по определению ВФИ) осуществляются Госинспекцией.

Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").

Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).

Основанием для включения нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004038:3144 в оспариваемые Перечни является Акт ГБУ «МКМЦН»  9122916/ОФИ от 20 августа 2020 года, согласно которому помещение на 100 процентов от общей площади фактически используется под размещение офисов. (л.д.33-43)

Понятие "офис" дано в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий, согласно которому "офисом" обозначается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.

Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного Порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной или иной подобной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Оценив указанный Акт на соответствие вышеприведенному Порядку определения вида фактического использования, суд приходит к выводу, что в нарушение требований пункта 3.6 Порядка, не указано выявленных признаков размещения в помещении офисов в понимании подпункта 4 пункта 1.4.

Как следует из Акта  9122916/ОФИ от 20 августа 2020 года мероприятие по определению вида фактического использования нежилого помещения административных истцов проведено с доступом в нежилое помещение (п.1.3.1.1), на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (п.1.4.2) (л.д.33,37).

Согласно поэтажному плану и экспликации в состав нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0004038:3144 общей площадью 267,1 кв.м. входит помещение V- комнаты с 1-16, с 32-40 на 1 этаже.(л.д.30-32)

На фототаблице в Акте от 20 августа 2020 года зафиксирован фасад многоквартирного дома, фотоснимки с вывесками на дверях «Строительная компания «Выбор», «Московский строительный союз», Строительная компания  «Harmony», однако согласно информации, размещенной на официальном сайте  Ассоциации строителей, указанная саморегулируемая организация «Московский строительный союз» находится по адресу: адрес, помещение II комната 23, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. (л.д.156, 157-162); ООО «СЗ «Выбор-Столица», в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ расположена по адресу: адрес, помещение  III, ком. 13,14 (л.д. 163-166); ООО «Гармония» арендует у ИП Архипова-Фон фио комнаты 9,10, помещения II, на 2 этаже, по адресу^ адрес, что следует из договора аренды  2 от 01 октября 2018г. (л.д.177,178-183,184)

Таким образом, приложенные фотоматериалы не подтверждают выводы акта, мероприятия по которому должны быть проведены с доступом в нежилое помещение, поскольку не содержат явных признаков офисной, торговой инфраструктуры, наличие сторонних организаций, а зафиксированные вывески  относятся к иным помещениям, не принадлежащим административным истцам, согласно положениям постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.

Ссылка административного ответчика на скриншоты с сайта "Яндекс. Карты", согласно которым в спорном помещении находится Студия Красоты «МонПлезир» подлежит отклонению, поскольку из предоставленных сведений не представляется возможным установить адрес и площадь занимаемой организации, актуальность сведений на 2021 и 2022 годы.

Согласно экспликации и техническому паспорту на многоквартирный дом с кадастровым номером 77:01:0004035:1018, общая площадь нежилых помещений составляет 5 400,3 кв. метров. (л.д.102-104)

Нельзя согласиться с доводами административных истцов о том, что из указанной общей площади нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, подлежит исключению площадь нежилых помещений с характеристикой "гараж", "машино-место".

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Состав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются в том числе построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, а также коллективные автостоянки, гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Понятие нежилое помещение в многоквартирном доме определено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил N 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Таким образом гаражи, подземные автостоянки, в том числе те которые разделены на отдельные машино-места, относятся к категории нежилых помещений, что подтверждается техническим паспортом и экспликацией,  доводы административных истцов направлены на иное толкование норм права.

Учитывая изложенное, суд полагает, что спорное нежилое помещение не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64.

Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в постановлениях N 19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О от 15 января 2008 года N 294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административными истцами требований, поскольку вышеуказанное помещение, включенное в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, не соответствует критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций".

В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку пункт 10615 включен в Перечень на 2021 год постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года  2044-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2021 года, пункт 5514 включен в Перечень на 2022 год постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года  1833-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, они подлежат признанию недействующими с 1 января 2021 года и с 1 января 2022 года соответственно.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

По правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу Сергеевой Е.М., Фетисовой Т.А. подлежит взысканию  сумма, по сумма в пользу каждого, в счет возмещения понесенных административными истцами судебных расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-

 

 

РЕШИЛ:

 

Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт 10615 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".

Признать недействующим с 1 января 2022 года пункт 5514 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru.

Взыскать с Правительства Москвы в пользу Сергеевой Елены Матвеевны, Фетисовой Татьяны Александровны расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма (по сумма в пользу каждого).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 

 

Судья 

Московског ░░░░░░░░░ ░░░                                                 ..░░░░░░░░ 

 

 

   ░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░ 2023 ░░░░

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-4911/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 21.06.2023
Истцы
Фетисова Т.А.
Сергеева Е.М.
Ответчики
Правительство города Москвы
Суд
Московский городской суд
Судья
Лоскутова А.Е.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
28.03.2023
Определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023
Определение об оставлении заявления без движения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее