УИД 77RS0016-02-2022-009831-83
гражданское дело №2-5786/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 сентября 2022 года г.Москва
Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Пахмутовой К.В., при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5786/2022 по иску Чепикова Владимира Евгеньевича к ФССП РФ о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет,
установил:
Истец Чепиков В.Е. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ уполномоченного органа ФССП России в постановке фио на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать право фио на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязании уполномоченный орган ФССП России поставить фио на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что является судебным приставом-исполнителем специализированного межрайонного отделения по исполнению отдельных исполнительных действий и розыскных заданий ГУФССП России по г. Москве и имеет звание полковник внутренней службы.
24 марта 2021 года истец обратился с заявлением в адрес комиссии ГУФССП по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения РФ и случаях, установленных законодательством РФ, уволенным со службы в органах принудительного исполнения РФ, о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На дату подачи заявления стаж службы (выслуга лет) фио составил 24 года 07 месяцев, состав семьи - два человека.
31 марта 2021 года на заседании комиссии ГУФССП по г. Москве по итогам рассмотрения заявления истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принято решение о направлении документов в комиссию центрального аппарата ФССП России для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
12 марта 2022 года от и.о. начальника Управления тылового обеспечения ФССП России истец получил ответ, в котором сообщалось об отказе в постановке на учет. В отказе в постановке на учет было указано, что из материалов учётного дела усматривалось, что Чепиков В.Е. с 18.02.2021г. совместно с сыном на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 74,6 кв.м. (менее 15 кв.м. на одно члена семьи), однако ранее на постоянной основе были зарегистрированы в квартире матери общей площадью 61,45 кв.м. (более 15 кв.м. на одно члена семьи).
Таким образом, по мнению уполномоченного органа ФССП России истцом совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, к которым относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ). Не согласившись с отказом в постановке на учет для получения социальной выплаты, Чепиков В.Е. обратился в суд, указывая, что ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ содержит исчерпывающий перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника и действие по смене сотрудником или членами его семьи регистрации по месту жительства не относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Истец Чепиков В.Е., представитель истца по доверенности в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ФССП РФ по доверенности в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица ГУ ФССП России по г.Москве в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
Право сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Как следует из материалов дела, Чепиков В.Е., проходит службу в специализированном межрайонном отделении по исполнению отдельных исполнительных действий и розыскных заданий ГУ ФССП по г.Москве в должности судебного пристава-исполнителя, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
24 марта 2021 года Чепиков В.Е. обратился с заявлением в адрес комиссии ГУФССП по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения РФ и случаях, установленных законодательством РФ, уволенным со службы в органах принудительного исполнения РФ, о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
31 марта 2021 года на заседании комиссии ГУФССП по г. Москве по итогам рассмотрения заявления истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принято решение о направлении документов в комиссию центрального аппарата ФССП России для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
12 марта 2022 года от и.о. начальника Управления тылового обеспечения ФССП России истец получил ответ, в котором сообщалось об отказе в постановке на учет.
В ходе рассмотрения учетного дела фио, Комиссией установлено, что он с 18.02.2021 г. зарегистрирован по месту жительства совместно с сыном фио (состав семьи 2 человека) в жилом помещении общей площадью 74,6 кв.м, принадлежащем на праве собственности фио (не является членом семьи фио), по адресу: адрес, адрес. По данному адресу зарегистрировано 5 человек (менее 15 кв.м на одного проживающего).
Ранее с 30.04.2015 г. по 05.07.2018 г. Чепиков В.Е. был зарегистрирован по месту жительства в квартире, принадлежащей его матери, общей площадью 74,6 кв.м по адресу: адрес.
Сын Чепикова В.Е.- фио был зарегистрирован в указанной квартире с 10.05.2016 г. ( по рождению) и 03.11.2016 г. выписан по отрывному талону в адрес в квартиру общей площадью 50,7 кв.м, принадлежащую бабушке по матери). По данному адресу зарегистрировано 2 человека (более 15 кв.м на одного проживающего). 18.02.2021 г. фио был снят с регистрационного учета.
С 20.07.2018г. по 20.10.2018 г. Чепиков В.Е. был временно зарегистрирован по адресу: адрес.
С 28.09.2018 г. по 18.02.2021 г. Чепиков В.Е. был зарегистрирован по месту жительства в квартире, принадлежащей его матери, общей площадью 61,5 кв.м по адресу: адрес. По данному адресу зарегистрировано 2 человека (более 15 кв.м на одного проживающего).
По смыслу положения жилищного законодательства Российской Федерации по пользованию жилым помещением, находящимся в собственности граждан, Чепиков В.Е. является членом семьи собственника квартиры №287 по адресу: адрес ( фио) (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истец Чепиков В.Е. не обосновал необходимость снятия с регистрационного учета из квартиры адрес, в которую он был вселен как член собственника и необходимость регистрации по адресу: адрес, адрес, то есть в жилом помещении членом семьи собственника которого ни он не сын не являются.
Пунктом 11 Правил установлено, что определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая положения п. 11 Правил и количество зарегистрированных по месту жительства в упомянутом жилом доме (2 чел.), на одного проживающего приходилось более 15 кв.м (61,5 кв.м /2 чел.=30,75 кв.м).
Истцом неверно сделан вывод об исчерпывающем перечне действий, влекущих ухудшение жилищных условий сотрудника. Согласно ч. 8 ст. 4 Закона № 283-ФЗ установлен открытый перечень действий, которые влекут ухудшение жилищных условий сотрудника.
Исходя из смысла данной статьи, Комиссия вправе на основе имеющихся в учетном деле документов самостоятельно принять решение о наличии (отсутствии) ухудшения жилищных условий сотрудника.
Данный вывод поддерживается Верховным судом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.10.2016 № 47-КГ16-10, действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. метров, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. метров, могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах ссылки истца на положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также применение к сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации схожих прав (аналогия закона) в отношении федеральных государственных гражданских служащих (Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения») неправомерна.
Комиссия, рассмотрев материалы учетного дела, пришла к выводу об ухудшении Чепиковым В.Е. своих жилищных условий и приняла решение об отказе Чепикову В.Е. в постановке на учет для получения единовременной выплаты (протокол от 30.11.2021 №9).
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент заседания Комиссии 30.11.2021 г. в учётном деле фио имелись документально неподтвержденные сведения, которые свидетельствовали об ухудшении Чепиковым В.Е. своих жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что комиссия обоснованно приняла решение о снятии фио с учета для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Чепикова Владимира Евгеньевича к ФССП РФ о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд г.Москвы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья К.В. Пахмутова