Судья суда первой инстанции: Королева Е.Е.
Гр. дело в суде апелляционной инстанции № 33-5984/22
Гр. дело в суде первой инстанции № 2-3595/21
УИД 77RS0003-02-2021-006371-78
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 февраля 2022 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Павловой И.П.,
судей Анашкина А.А., Гимадутдиновой Л.Р.,
при помощнике судьи Почтовой Д.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе представителя ГУП СППМ по доверенности Смирнова В.А. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Тушинской межрайонной прокуратуры к ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» о возложении обязанности привести помещение в надлежащее состояние – удовлетворить.
Возложить на ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» обязанность устранить требования нарушения законодательства о гражданской обороне на объекте – защитное сооружение гражданской обороны №08135-77, расположенном по адресу: ….. а именно: обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по назначению; обеспечить условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время; обеспечить условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; осуществить мероприятия для запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля по их накоплению, хранению, учету, восполнению.
Взыскать с ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.
У СТ А Н О В И Л А:
Тушинская межрайонная прокуратура обратились в суд с исковым заявлением к ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» о возложении обязанности привести помещение в надлежащее состояние, ссылаясь на следующие обстоятельства. Тушинской межрайонной прокуратурой г. Москвы по поручению Прокуратуры г. Москвы проведена проверка исполнения законодательства в области гражданской обороны в деятельности ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» на объекте – защитное сооружение гражданской обороны №08135-77, расположенном по адресу: ….. Установлено, что распоряжением ДГИ г. Москвы №11519 от 30 июля 2014 года за ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» на праве хозяйственного ведения закреплено нежилое помещение, общей площадью 1 760,7 кв.м., расположенное по адресу: г….., которое является защитным сооружением гражданской обороны №08135-77. По результатам проверки установлено, что ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» нарушены требования законодательства о гражданской обороне, а именно: в нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 июля 2005 года №575 и Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» защитное сооружение не соответствует предъявляемым требованиям: организацией не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени; на момент проведения проверки в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы дизельных электростанций; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов. Не производится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения. Ранее, 26 июня 2019 года, в связи с вышеуказанными нарушениями, межрайонной прокуратурой в адрес директора ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» вносилось представление об устранении требований нарушения закона, однако ответчиком не приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений правил и норм содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Указывая, что принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования защитного сооружения гражданской обороны №08135-77 по его прямому назначению, истец, с учетом уточнения, просил требования удовлетворить, возложить на ответчика обязанность устранить требования нарушения законодательства о гражданской обороне на объекте – защитное сооружение гражданской обороны №08135-77, расположенном по адресу: …., а именно: обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по назначению; обеспечить условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время; обеспечить условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; осуществить мероприятия для запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля по их накоплению, хранению, учету, восполнению.
Представитель истца по доверенности Фролова Е.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования.
Представитель ответчика по доверенности Смирнов В.А. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ГУП СППМ по доверенности Смирнов В.А., по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Тушинской межрайонной прокуратуры- прокурор Хомяченко Е.Л. в судебное заседание явилась, доводы жалобы не признала.
Представитель ГУП СППМ по доверенности Виноградова Я.А. в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Тушинской межрайонной прокуратуры- прокурора Хомяченко Е.Л., представителя ГУП СППМ по доверенности Виноградову Я.А., находит решение законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", среди основных задач в области гражданской обороны определено обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", закреплено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 10 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
В соответствии со ст. 3.2.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что Тушинской межрайонной прокуратурой г. Москвы по поручению Прокуратуры г. Москвы проведена проверка исполнения законодательства в области гражданской обороны в деятельности ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» на объекте – защитное сооружение гражданской обороны №08135-77, расположенном по адресу: ….
Распоряжением ДГИ г. Москвы №11519 от 30 июля 2014 года за ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» на праве хозяйственного ведения закреплено нежилое помещение, общей площадью 1 760,7 кв.м., расположенное по адресу: …., которое является защитным сооружением гражданской обороны №08135-77.
По результатам проверки установлено, что ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» нарушены требования законодательства о гражданской обороне, а именно: в нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 июля 2005 года №575 и Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» защитное сооружение не соответствует предъявляемым требованиям: организацией не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени.
На момент проведения проверки в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы дизельных электростанций; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Не производится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения.
Ранее, 26 июня 2019 года, в связи с вышеуказанными нарушениями, межрайонной прокуратурой в адрес директора ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» вносилось представление об устранении требований нарушения закона, однако ответчиком не приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений правил и норм содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
В связи с добровольным исполнением ответчиком требований, а именно: разработкой и утверждением паспорта защитного сооружения гражданской обороны, плана перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, плана внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемы водоснабжений и канализации защитного сооружения гражданской обороны, инструкции по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, журнала учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнала учета работы дизельных электростанций, журнала регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схемы эвакуации укрываемых из очага поражения, обеспечения ведения журнала оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, производством технического обслуживания технических систем защитных сооружений гражданской обороны, истец заявленные требования, в данной части, не поддерживал.
В соответствии с Актом проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г…. от 06 сентября 2021 года, Тушинской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведен осмотр защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: ….. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне. Помещение защитного сооружения гражданкой обороны не содержится сухим, выявлено наличие большого скопления жидкости (воды); не проводится окраска и ремонт помещений; вспомогательные помещения не опечатаны, часть помещений опечатана способом, не позволяющим установить факт вскрытия помещений. Санузел используется не только для хозяйственных целей, но также по прямому назначению. Оборудование не законсервировано, не отключено от системы канализации. Также вспомогательные помещения защитного сооружения гражданской обороны используются под складские помещения. Входы и выходы не защищены от атмосферных осадков, выявлено значительное подтопление аварийных входов.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, и учитывая, что ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» является правообладателем, в силу прямого указания закона как эксплуатирующая организация несет обязанность по содержанию, в том числе защитного сооружения, в связи с чем пришел к обоснованным выводам о возложении на ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» обязанности устранить требования нарушения законодательства о гражданской обороне на объекте – защитное сооружение гражданской обороны №08135-77, расположенном по адресу: …. а именно: обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по назначению; обеспечить условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время; обеспечить условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; осуществить мероприятия для запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля по их накоплению, хранению, учету, восполнению.
Кроме того, суд законно на основании ст. 103 ГПК РФ взыскал с ГУП г. Москвы «Специальное предприятие при Правительстве г. Москвы» в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчику непонятно какие именно он должен совершить действия для исполнения решения суда, не могут являться поводом к отмене решения, поскольку ответчик, в случае неясности принятого решения, не лишен права обратиться, в суд принявший решения, с заявлением о разъяснении решения суда в соответствии со ст. 202 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе ссылается на те же обстоятельства, которые были изложены в возражениях ответчика, исследованы судом первой инстанции и которым дана надлежащая правовая оценка с учетом фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств в их совокупности, с которой согласилась судебная коллегия.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУП СППМ по доверенности Смирнова В.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: