Дело № (2-11901/2014)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о возложении обязанности о присвоить звание «Ветеран труда» на основании награждения «Почетным знаком ФИО2 ФИО3»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о возложении обязанности учесть «Почетный знак ФИО2 ФИО3» для присвоения звания «Ветеран труда», мотивируя свои требования тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности председателя ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ Всесоюзным ордена Ленина и ордена Красного знамени Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ФИО2) выдано удостоверение № о его награждении «Почетным знаком ФИО2 ФИО3», что подтверждается записями в трудовой книжке. Необходимый трудовой стаж у него имеется, на основании которого выдано пенсионное удостоверение.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещён о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие такового.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика и третьего лица, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 приведенного Федерального закона).
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий ФИО3 или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из цели издания указанного Федерального закона и отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в его Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 1588-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 763-О-О, приведенное правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством для обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не должно нарушать их конституционные права.
В порядке реализации указанного полномочия Правительством Республики Башкортостан принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О ветеранах войны, труда и Вооружённых Сил», которым утверждено «Положение о порядке и условиях присвоения звания Ветеран труда».
Положение содержит перечень оснований, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда»: ордена, медали, почётные грамоты либо почётные звания Башкирской АССР, Башкирской ССР или Республики Башкортостан, учрежденные Президиумом Верховного ФИО3 БАССР или Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, награждение и присвоение которых осуществлялись Указами Президиума Верховного ФИО3 БАССР, БССР, Республики Башкортостан или Президента Республики Башкортостан.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются решения о награждении знаками отличия в труде за продолжительный и добросовестный труд, принятые руководителями министерств и ведомств ФИО3, РСФСР, органами государственной власти РФ (удостоверения к нагрудному знаку и почётным знакам, удостоверение к медали, удостоверение к почётному и заслуженному званиям, почётная грамота).
Установлено, что ФИО1 является пенсионером по старости, что не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ Всесоюзным ордена Ленина и ордена Красного знамени Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ФИО2) выдано удостоверение № о его награждении «Почетным знаком ФИО2 ФИО3», что подтверждается записями в трудовой книжке.
На момент награждения состояла в должности председателя ФИО2 объединением «Башиндодежда» (с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО1 обращался с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран труда», в чём было отказано, что следует из письма Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ № года.
На момент рассмотрения дела судом обязанность по присвоению звания «Ветеран труда» возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Разрешая заявленные требования о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о возложении обязанности учесть знак «Почетный знак ФИО2 ФИО3» для присвоения такого звания, суд приходит к следующему.
Ведомственные знаки отличия в труде учитываются при условии, что решение о награждении ими конкретных граждан принято руководителем (его заместителем) федерального органа государственной власти (министерства, службы, агентства, ведомства, государственного комитета, либо иной структурой, входящей или входившей в систему федеральных органов власти), а также бывших органов власти и управления
Общественные организации, такие как ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Роспотребсоюз, Центросоюз, ФИО2, Всероссийское общество «Знание» и другие, органами государственной власти не являются.
«Почетный знак ФИО2 ФИО3» не входит в систему государственных наград и в число почетных званий Российской Федерации, так как он не включен в перечень почетных званий ФИО3, предусмотренный ст. 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях ФИО3, утвержденного Указом Президиума Верховного ФИО3 ФИО3 N 360-Х, не поименован в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации, и в Указе Президента Российской Федерации «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».
Следовательно, поскольку «Почетный знак «ФИО2 ФИО3» не входит в перечень почетных званий и наград ФИО3, а также в систему государственных и ведомственных наград Российской Федерации, постольку не может рассматриваться в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда». Доводы истца об обратном подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Постановлением ФИО3 «Об объединении Досарма, Досава, Досфлота во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ФИО2 ФИО3)» в целях улучшения военно-массовой работы среди населения, устранения параллелизма в руководстве этой работой и сокращению расходов на содержание органов Досарма, Досава, Досфлота ФИО3 постановил объединить Досарм, Досав, Досфлот во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ФИО2 ФИО3).
К задачам ФИО2 ФИО3 указанным Постановлением было отнесено: а) пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения; б) подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны; в) военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте; г) подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; д) подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов; е) развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма; ж) развитие служебного собаководства.
Также в Уставе ФИО2 России о его создании в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 973, имеется ссылка на то, что ФИО2 России является общественно-государственным объединением и имеет целью выполнение определенных государственных задач, что не позволяет отнести указанную организацию к органам государственной власти Российской Федерации.
Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации предусмотрено согласиться с преобразованием Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ФИО2)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - ФИО2 России) (п. 1), а также согласиться с тем, что ФИО2 России выполняет следующие государственные задачи: а) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан; б) подготовка граждан по военно-учетным специальностям; в) развитие авиационных и технических видов спорта; г) участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта; д) летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ; е) участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе; ж) подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества; з) участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; и) содержание объектов инфраструктуры ФИО2 России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время (п. 2); Министерству обороны РФ, Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерству образования и науки РФ и Министерству экономического развития РФ поручено обеспечить представительство в наблюдательном ФИО3 ФИО2 России; предоставление совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом имущества, относящегося к федеральной собственности, для выполнения предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления задач, а также контроль за его использованием; разработку и утверждение программы деятельности ФИО2 России до 2020 года; содействие реализации возложенных на ФИО2 России государственных задач; совместно с Министерством финансов РФ при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования для предоставления ФИО2 России субсидий на исполнение предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления задач (п. 3 и п. 4); высшим представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать совместно с ФИО2 России региональные программы подготовки молодежи к военной службе, предусмотрев финансирование указанных программ за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований; оказывать содействие и поддержку ФИО2 России в реализации возложенных на эту организацию государственных задач (п. 5).
Анализируя приведенное, суд указывает, что полномочий по награждению орденами или медалями, присвоению почетных званий как ФИО3, так и Российской Федерации, либо по награждению за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти ФИО2 делегировано не было.
Истец также указывает, что система поощрения работников ФИО2 ФИО3 устанавливалась ФИО3, что подтверждается Постановлением ФИО3 N 22. Данные доводы не могут быть приняты во внимание ввиду нижеследующего.
Постановлением ФИО3 утвержден Устав о дисциплине работников авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, согласно которому высшей наградой Общества ФИО2 являлся «Почетный знак ФИО2 ФИО3».
Награждение «Почетным знаком ФИО2 ФИО3» производилось президиумом ЦК ФИО2 ФИО3 по представлению (пп. «д» п. 12 Устава).
Оценивая изложенное, суд делает вывод, что «Почетным знаком ФИО2 ФИО3 « награждались работники не по поручению и не от имени министерств и ведомства ФИО3 и ЦК профсоюзов, а ЦК ФИО2 ФИО3, что служило мерой дополнительного стимулирования за добросовестный труд.
Таким образом, почетный знак истцу был присвоен исключительно руководством ФИО2, указаний на награждение от имени ведомства или министерства не имеется.
При таком положении, в удовлетворении иска о возложении обязанности о присвоить звание «Ветеран труда» на основании награждения «Почетным знаком ФИО2 ФИО3», следует отказать.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству истцу разъяснены его процессуальные права, предусмотренные ст. 39 ГПК Российской Федерации, однако каких-либо уточнений к иску, в том числе в части оснований для присвоения звания «Ветеран труда», в суд не поступало.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о возложении обязанности о присвоить звание «Ветеран труда» на основании награждения «Почетным знаком ФИО2 ФИО3», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан