№2-6099/2020
10RS0011-01-2020-011431-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., с участием третьего лица Липатовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску Имшиновой А. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Имшинова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения по следующим основаниям. Истец была зарегистрирована и постоянно проживала с ДД.ММ.ГГГГ года в квартире по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в доме произошел пожар, и квартира стала непригодна для проживания. С этого дня истец стала проживать в квартире дочери Липатовой Е.Н. по адресу: <адрес>. Истцу 81 год, она является «Ветераном труда», инвалидом <данные изъяты> Заболевание, которым страдает истец, входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, и она имеет право на получение отдельного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Истец был признан малоимущей и нуждающейся в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ года, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Истец Имшинова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Представлен отзыв на иск, в котором указано, что Имшинова А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, учетный номер очереди 7373. Согласно Закону № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Как установлено п. 4 ст. 49 ЖК РФ государственные полномочия по предоставлению жилых помещений инвалидом могут быть переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке. Ни ранее, ни в настоящее время нормативного правового акта о передаче данных государственных полномочий совместно с передачей денежных средств на их реализацию на уровень органов власти Петрозаводского городского округа не имеется. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Липатова Е.Н. в судебном заседании указала, что считает требования Имшиновой А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела. Министерство социальной защиты РК представило отзыв, по которому министерство является участником правоотношений по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляя полномочия в рамках законодательства, которое не относит обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов государственной власти субъекта РПФ. Правительство Республики Карелия представило отзыв, по которому обеспечение жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относится к полномочиям органа местного самоуправления, в требованиях просит отказать.
Суд, заслушав третье лицо, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела №, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Пунктом 13 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ гарантировала право на жилище.
В соответствии с ч.3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого же Кодекса перечне (Перечне, утвержденном Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», перечне, утвержденном Приказом Минздрава России от 3011.2012 № 991н « Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь).
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ и подпунктом 5.2.107 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В судебном заседании установлено, что истец Имшинова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается штампом в паспорте.
В результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в подъезде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, значительно повреждена <адрес>, что подтверждается справкой Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ГУ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта совместного проживания ООО «Управляющая компания десятый регион» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Имшинова А.А. проживала по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из Постановления Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В данном Постановлении указано, включить многоквартирный <адрес> домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении адресных перечней». Принять меры по отселению физических и юридических лиц из дома, указанного в п. 1 постановления, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из заявления третьего лица Липатовой Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ее мать Имшинова А.А. в настоящее время проживает в ее квартире по адресу: <адрес>.
Право собственности Липатовой Е.Н. на данное жилое помещение подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Имшинова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом № группы бессрочно. Имеющееся у нее тяжелое хроническое <данные изъяты> входит в перечень заболеваний, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», а также подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь».
В ходе рассмотрения дела установлено, что Имшинова А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Имшинова А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обнаруживает <данные изъяты> Имеющееся Имшиновой А.А. тяжелое хроническое психическое расстройство входит в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», а также подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, Имшиновой А.А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Администрация Петрозаводского городского округа в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Имшиновой А.А. отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.п. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, учетный номер очереди по состоянию на 2020 год - 7373.
Проанализировав положения изложенных норм права, принимая во внимание установленные судом обстоятельства об отнесение истца к категории малоимущих, нуждающихся в жилом помещении наличие у истца заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и дающее право на дополнительную жилую площадь, учитывая, что истец не имеет отдельного жилого помещения, суд полагает, что истец имеет право на предоставление ему вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учётом права истца на дополнительную жилую площадь.
При таких обстоятельствах суд полагает требование истца в части возложения обязанности предоставить вне очереди жилое помещение обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика администрации Петрозаводского городского округа о том, что внеочередное предоставление отдельных жилых помещений гражданам, больным психическими заболеваниями, не отнесено к вопросам местного значения, полномочие по внеочередному предоставлению указанной категории граждан отдельных жилых помещений принадлежит органам государственной власти Российской Федерации, и это полномочие органам местного самоуправления не передано, суд считает несостоятельными и не принимает их во внимание, поскольку истец заявил требования, в том числе, к администрации Петрозаводского городского округа и в соответствии с положениями ч. 2 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52, ст. 57 ЖК РФ истец имеет право на обеспечение жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Таким образом, суд считает, что администрацию Петрозаводского городского округа является надлежащим ответчиком по иску.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить во внеочередном порядке Имшиновой А. А. на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории Петрозаводского городского округа, с учетом права Имшиновой А. А., на дополнительную площадь.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 22.10.2020