Решение по делу № 33а-5761/2021 от 25.11.2021

судья: фио

адм. дело №33а-5761/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

28 декабря 2021 года                                                                                                адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,

судей фио, фио

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференцсвязи  по докладу судьи фио, административное дело № 2а-5/2021 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Бутырского районного суда адрес от 11 марта 2021  года, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска фио к ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУ ФСИН по адрес, ФСИН России, Министерству Финансов РФ о признании незаконными действий (бездействий), взыскании компенсации морального вреда, признании незаконным и отмене постановления о водворении в карцер – отказать,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

фио обратился в суд с административным иском к ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУ ФСИН по адрес, ФСИН России и просил  признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, которые выразились в неприемлемых условиях содержания истца в адрес Москвы в карцере, незаконного и необоснованного вынесения взыскания в виде водворения в карцер, запрета на письма и свидания, посылки/передачи на время нахождения в карцере; устройства туалета, не отвечающего условиям приватности; взыскании с ФСИН России в лице Министерства Финансов РФ  компенсации морального вреда в сумме сумма за неприемлемые условия содержания, признании незаконным и подлежащим отмене постановления о водворении в карцер от 28.02.2008 года. Требования административного иска фио мотивировал тем, что содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН России по адрес в период с 21.02.2007 года по 18.05.2008 года, во время содержания был незаконно и необоснованно водворен в карцер, где содержался в абсолютно неадекватных и неприемлемых условиях, несовместимых с правами, гарантированными Конвенцией. Водворение в карцер было проведено по надуманным основаниям: не была проведена дисциплинарная комиссия, вследствие чего истец не получил право дать объяснения по поводу вменяемого ему нарушения, не было проведено медицинское обследование, не было дано оценки целесообразности назначения именно такого вида наказания, его влияния на исправление, возможности назначения менее строгого наказания, а также другие нарушения.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддерживал.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Административные ответчики ФСИН России, Министерство Финансов РФ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на недоказанность судом установленных по делу обстоятельств, нарушение норм материального и процессуального права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административных ответчиков ФКУ  СИЗО-1, ФСИН России, сочтя возможным по правилам, предусмотренным ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о его рассмотрении, о причинах неявки не уведомивших, уважительных причин отсутствия не предоставивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

             Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

           В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

           Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как установлено судом, фио, 15.05.2008 года осужден судом присяжных заседателей Московского городского суда за совершение преступлений к пожизненному лишению свободы в ИК особого режима; приговор вступил в силу 01.04.2009 года, начало срока наказания: 21.08.2006 года, прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по адрес 26.09.2017 года для дальнейшего отбывания наказания.

Постановлением начальника ИЗ – 77/1 фио от 28.02.2008 года фио  водворен в карцер на 7 суток за неповиновение законному требованию сотрудников мест содержания под стражей; указанное постановление объявлено фио под роспись 29.02.2008 года.

  Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что действия административного ответчика, выраженные в наложении дисциплинарного взыскания, соответствовали требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушали; наложенные ограничения соответствовали характеру совершенного нарушения.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях регламентированы главой 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и принятыми на его основании Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Частью второй указанной статьи предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

На основании ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

 Согласно, Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно в п. 1 Приложения № 1 к Правилам указываются такие обязанности подозреваемых и обвиняемых, как:

- соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;

- выполнять законные требования администрации СИЗО;

- соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- бережно относиться к имуществу СИЗО;

- проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения;

- после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя;

- не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

- не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;

- не совершать умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью других лиц;

- быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками СИЗО;

- обращаться к сотрудникам СИЗО на "Вы" и называть их "гражданин" или "гражданка";

- при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте;

- при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад;

- по требованию сотрудников СИЗО, иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество;

- соблюдать тишину;

- дежурить по камере в порядке очередности.

Виды дисциплинарных взысканий определены в статье 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно которой за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство.

Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона.

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.

В силу ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Представленными материалами дела подтверждено, что осужденный  фио во время следования на сборное отделение для убывания нарушал маршрут следования, выходил из строя, вступал в переговоры с другими лицами, на требования прекратить данные действия не реагировал, о чем составлен рапорт инспектора фио Султанова от 21.02.2008 года на имя начальника СИЗО-1; перед применением взыскания сотрудниками СИЗО-1 фио предложено дать объяснения, от которых последний отказался, о чем составлен Акт, проводился медицинский осмотр фио, медицинских противопоказаний для водворения в карцер установлено не было; постановление о применении дисциплинарного взыскания объявлено фио под роспись 29.02.2008 года.

Таким образом, порядок наложения дисциплинарных взысканий к осужденному фио соблюден, налагаемое взыскание соответствовало тяжести и характеру нарушения, постановление издано уполномоченным лицом, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется; примененные к фио во время нахождения в карцере ограничения соответствовали Правилам содержания подозреваемых в карцере, прав административного истца не нарушали. Учитывая, что утверждение административного истца о ненадлежащих условий содержания в карцере не нашли объективного подтверждения в ходе судебного заседания, суд обоснованно отказал в присуждении административному истцу компенсации морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания в виде водворения в карцер, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные. Вопреки доводам апелляционной жалобы обстоятельства совершения нарушения изложены в рапорте инспектора ФГУ ИЗ-77/1 УФСИН России по Москве фио, в том числе дата и место нарушения: заключенному было предложено дать объяснения, от дачи которых он отказался, что зафиксировано в Акте, подписанным тремя членами комиссии, оснований для недоверия которым у судебной коллегии основания отсутствуют; перед применением взыскания фио осмотрен врачом, не установившим противопоказаний для отбытия дисциплинарного наказания. Судебная коллегия учитывает, что при оспаривании данного наказания административным истцом пропущен срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, поскольку взыскание было наложено 21.02.2008 года, с административным иском фио обратился только 27.08.2020 года, уважительных причин пропуска срока не привел.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что запрет на переписку с родственниками и свиданий с ними является основанием для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания, поводом для отмены решения служить не может, поскольку данные ограничения наложены в связи с примененным к административному истцу дисциплинарным взысканием, преследовали цель исправления нарушителя.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что суд отказал в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку достаточность доказательств определяет суд по своему внутреннему убеждению.

        Исходя из вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Бутырского районного суда адрес от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио – без удовлетворения.

Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.

 

Председательствующий

 

Судьи

1

 

33а-5761/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 28.12.2021
Истцы
Тихомиров И.Ю.
Ответчики
ФКУ Следственный изолятор № 1 ГУФСИН по г. Москве
ФСИН России
Минфин России
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
11.03.2021
Решение
28.12.2021
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее