Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1445/2019 (33а-47363/2018;) от 03.12.2018

Судья < Ф.И.О. >2 дело № 33а-1445/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2019 г. город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,

по докладу Кривцова А.С.,

при секретаре < Ф.И.О. >4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головко < Ф.И.О. >9 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, понуждении к восстановлению нарушенных прав,

с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Кипа Е.А. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 18 июля 2018 г.,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Головко В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлени­ем к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, понуждении к восстановлению нарушенных прав.

В обоснование административных исковых требований указано, что <...> Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <...> истцу отказано в формировании на бюджетной основе земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. <...> в <...>.

Причиной для отказа в формировании земельного участка послужило то, что спорный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. №19 пункт 6, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1.), которая не предполагает образование земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажный жилой дом».

Истец полагает вышеуказанные действия административного ответчика незаконными и нарушающими его права и законные интересы.

Просил суд признать отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <...> в формировании на бюджетной основе земельного участка под многоквартирным жилым домом <...> по ул. <...> в Прикубанском внутригородском округе <...> незаконным; обязать администрацию муниципального образования <...> осуществить весь комплекс мер по формированию на бюджетной основе и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом <...> по ул. <...> в Прикубанском внутригородском округе <...>.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 18 июля 2018 г. административные исковые требования Головко В.С. удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Кипа Е.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Прикубанского районного суда г. Краснодара отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, нарушены нормы материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. № 12-П, законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления. При этом, законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ. Законодатель, возлагая на органы местного самоуправления обязанность формирования земельных участков под многоквартирными домами, преследовал цель юридического оформления уже сложившихся, существующих отношений, предполагающих отнесение земельного участка под многоквартирным жилым домом к имуществу общего пользования, которое согласно положений пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, поскольку в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом. Собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Как установлено судом первой инстанции, 14 июня 2017 г. Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <...> отказал истцу в формировании на бюджетной основе земельного участка под многоквартирным жилым домом 110 ул. <...> 23 в <...>.

Причиной для отказа в формировании земельного участка послужил то, что спорный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. №19 пункт 6, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1.), которая не предполагает образование земельного участка с видом разрешенного использовании «малоэтажный жилой дом».

Однако, как правильно отмечено судом первой инстанции, расположение дома, введенного в эксплуатацию в 1971 г., в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, не может являться препятствием для формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом. Поскольку обращение граждан с заявлением о формировании земельного участка и последующее формирование земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Тогда как утвержденные в 2007 г. Городской думой г. Краснодара Правила землепользования и застройки предполагают определение видов разрешенного использования в пределах соответствующих территориальных зон для незастроенных в установленном законом порядке и вновь образованных земельных участков.

Как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 17.01.2018 г. в соответствии с частями 8, 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Градостроительным кодексом РФ установлен запрет и изменение видов разрешённого использования на несоответствующие градостроительным регламентам. Данная норма закона не распространяет свое действие на первичное образование земельных участков под объектами, возведёнными на законном основании. Виды разрешённого использования в таких случаях принимается в соответствии с видом разрешенного использования по документам и берется из актуальной редакции классификатора вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. №540.

Также, судом первой инстанции установлено, что отсутствие в зонах Ж.1.1. и Ж.1.2. вида разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная застройка» не создает препятствий для образования земельных участков под многоквартирными домами.

Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что департаментом архитектуры и градостроительства не принят во внимание принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем жилого дома, а так же то обстоятельство, что законодатель, возлагая на органы местного самоуправления обязанность формирования земельных участков под многоквартирными домами, преследовал цель юридического оформления уже сложившихся, существующих отношений, предполагающих отнесение земельного участка под многоквартирным жилым домом к имуществу общего пользования, которое согласно положений пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, поскольку в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Отказ Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования <...> в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <...> по ул. <...> в Прикубанском внутригородском округе <...> противоречит статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. № 12-П., Постановлению главы муниципального образования <...> от 30 мая 2008 г. № 1370 «О формировании земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета», Постановлению администрации муниципального образования г. Краснодар от 1 декабря 2010 г. № 9774 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования г. Краснодар от 30 мая 2008 г. № 1370 «О формировании земельных участков пол многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования г. Краснодар)», Постановлению администрации муниципального образования г. Краснодар от 31 декабря 2015 г. № 8947 «Об утверждении Порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета», и нарушает права истца на формирование земельного участка под указанным жилым домом и постановку его на кадастровый учет за счет средств бюджета муниципального образования г. Краснодар, что препятствует возникновению права общей долевой собственности собственников помещений данного одноэтажного шестиквартирного жилого дома на указанный земельный участок момента его формирования и постановки на кадастровый учет.

Обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений (многоквартирный жилой дом возведен на земельном участке еще в 1971 году). Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

В соответствии с Постановлением Постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 31 декабря 2015 г. № 8947 «Об утверждении порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета» проведение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в случае если до 1 марта 2005 г. такие земельные участки были не сформированы (далее - земельные участки), осуществляется департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на основании обращения лиц, указанных в подпунктах 2.2.1-2.2.4 пункта 2 данного постановления. Указанные работы проводятся за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на соответствующий финансовый год и включают в себя проведение полного комплекса работ по формированию указанных земельных участков.

Как установлено, в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар были предоставлены все документы, предусмотренные пунктами 2.2.3. и 2.2.4 вышеуказанного постановления, необходимые для оказания данной муниципальной услуги.

При этом, перечень необходимых документов является исчерпывающим.

Формирование земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г., Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (пункт 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ). Описание земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствии с заявкой на выполнение работ и правилам и учета, в объеме который необходим для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом не требуется принятие соответствующим органом власти решения о предоставлении его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома, поскольку действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления лишь обязанность по формированию земельного участка, что предполагает установление его границ и постановку на кадастровый учет.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 18 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Кипа Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1445/2019 (33а-47363/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Головко В.С.
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
04.12.2018Передача дела судье
22.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее