Дело № 2-214/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» февраля 2015 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи Спиридонова Е.А.
при секретаре Проскуряковой Т.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А.,
истцов ФИО1; ФИО4
представителя ответчика ООО «Бурейская Управляющая компания» ФИО10,
представителя ответчика ООО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ООО «Бурейская Управляющая компания»
о признании незаконным бездействие управляющей организации в части непринятия мер к заключению договора электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
о возложении обязанности заключить договор поставки электроэнергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>;
и к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» о запрете с момента заключения договора поставки электроэнергии распространять квитанции и взимать плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с настоящими исковыми требованиями к ООО «Бурейская Управляющая компания», к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в лице филиала «Амурэнергосбыт», в обоснование иска указав, что в прокуратуру <адрес> поступили обращения граждан по фактам начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
<адрес> по данному факту проведена проверка, в ходе которой установлено следующее:
ООО «Бурейская управляющая компания» (далее ООО «БУК») осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным т.г.т. Бурея: <адрес>.
В соответствии со ст.161, 162, ст.153, ч.1 и ч. 4 ст.154, ч.4, ч.7, ч.7.1 ст.155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений и наниматели жилых помещений МКД по договорам социального найма могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги напрямую с ресурсоснабжающими организациями только при наличии решения общего собрания собственников данного дома.
В рамках проверки установлено, что такого решения собственниками многоквартирного <адрес>, и находящегося под управлением ООО «БУК» не принималось.
Кроме того, из указанных положений ЖК РФ следует, что исключается возможность прямой оплаты нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно представленной ООО «БУК» информации, ранее заключенный договор энергоснабжения с ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» расторгнут. Мер к заключению нового договора, необходимого для обеспечения услуг по электроснабжению населения, ООО «БУК» не принято.
Таким образом, ООО «БУК» не выполняются требования п. 13 Правил, Поскольку не заключен договор на поставку коммунальных услуг (электроэнергии) жителям домов, находящихся в управлении общества.
Кроме того, факт незаконного бездействия ООО «БУК» подтверждается тем, что в нарушение требований пп. «д.», «е», п. 69 Правил, в платежных документах, выставляемых ООО «БУК» жителям отсутствуют сведения об объеме потребляемой электроэнергии, в том числе и на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя и размер платы за указанную электроэнергию.
Вместе с тем, ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт», не являясь управляющей многоквартирным домом организацией, напрямую распространяет квитанции и взимает плату, как за электроэнергию, потребленную в жилых помещениях, так и плату за электроэнергию на общедомовые нужды, с собственников помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Такие действия ответчика ОАО «ДЭК» в лице филиала Амурэнергосбыт» являются незаконными, поскольку собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не принимали решений по вопросу внесения платы за электроэнергию ресурсоснабжающим организациям.
Следовательно, ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» не вправе производить расчет и требовать напрямую от жителей многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за потребляемую электроэнергию, электроэнергию на общедомовые нужды.
Граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии в том числе и для использования на общедомовые нужды.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, определено следующее. Исполнитель - юридическое лицо независимо от Организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (абз. 17 п. 2).
В пункте 6 Правил указано, что предоставление коммунальных услуг Потребителям, оказывается по возмездному договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа Предусмотренных Правилами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В пункте 9 Правил установлено, что договором в смысле п. 6 считается договор управления многоквартирным домом.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В письме Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные слуги" разъясняется, что в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом собственники и наниматели осуществляют оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в следующем порядке:
- собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ или ЖСК и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (часть 7 статьи 155 Кодекса);
Расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям
платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций.
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Правила предоставления коммунальных услуг решают рассматриваемый вопрос вполне определенно. Договор управления, заключаемый между потребителями и управляющей организацией, должен содержать положения о предоставлении коммунальных услуг.
В этом случае договор, который заключает управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией, является договором ресурсоснабжения.
Это подтверждается и тем, что Правительство РФ своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Правила, которые устанавливают обязательные требования при заключении в том числе и управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Данными Правилами о договоре предусмотрено, что управляющая организация обращается в адрес ресурсоснабжающей организации с предложением заключить договор ресурсоснабжения (п. 4).
В рамках проверки установлено, что исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, расположенном в п.г.т. Бурея, <адрес>, является управляющая организация ООО «БУК», которая обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения на поставку коммунального ресурса - электроэнергии.
Несмотря на это, управляющая организация ООО «БУК» уклоняется от заключения с ресурсоснабжающей организацией ОАО «ДЭК» договоров на поставку коммунального ресурса - электроэнергии в интересах собственников помещений, заключивших с ней договоры управления, а при
отсутствии такого договора потребление электроэнергии жителями домов можно считать бездоговорным.
Передав полномочия по управлению общим имуществом, отдельный гражданин (жилец дома) лишается возможности влиять на условия поставки ему коммунальных ресурсов, прочих услуг, самостоятельно выбирать продавца этих товаров, однако вправе требовать обеспечения своих прав и законных интересов от управляющей компании.
Самоустранение управляющей организации от участия в поставке гражданам коммунальных услуг препятствует урегулированию между населением и поставщиком ресурсов отношений, связанных с оплатой коммунальных услуг и возможными потерями части этого ресурса в общедомовых сетях, ответственность за содержание которых несет та же управляющая организация.
Таким образом, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в Интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с -ими отношений.
Просил суд признать незаконным бездействие управляющей организации в части непринятия мер к заключению договора электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность заключить договор поставки электроэнергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в лице филиала «Амурэнергосбыт» с момента заключения договора поставки электроэнергии распространять квитанции и взимать плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Помощник прокурора Щуко Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, в обоснование, указав те же доводы, что и в исковом заявлении.
Просит суд признать незаконным бездействие управляющей организации в части непринятия мер к заключению договора электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность заключить договор поставки электроэнергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в лице филиала «Амурэнергосбыт» с момента заключения договора поставки электроэнергии распространять квитанции и взимать плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Истцы ФИО1, ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> поддержали в полном объеме. Дополнительно суду пояснили, что само по себе распространение квитанций и взимание плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН со стороны ОАО «ДЭК» их прав не нарушает, они не согласны с размером начисленной платы за ОДН, полагая, что данный размер завышен.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО5 надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, согласно письменных заявлений просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела истцов.
Представитель ответчика – ООО «БУК» ФИО10 в судебном заседании требования исковые признала в полном объеме. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
Представитель ответчика – ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» ФИО9, в судебном заседании требования исковые не признала, суду пояснила, что считает требования прокуратуры <адрес> незаконными, не учитывающими нормы специального законодательства в сфере электроэнергетики имеющими приоритет над нормами ЖК РФ, противоречащими фактическим обстоятельствам, и как следствие, не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, считает, что в силу ст.12 ГК РФ не предусмотрена защита гражданских прав на будущее время, в связи с чем заявленные прокурором <адрес> исковые требования к ответчику ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» о запрете с момента заключения договора поставки электроэнергии распространять квитанции и взимать плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН, истцам, проживающим в МКД, расположенном по адресу: <адрес>, необоснованные, и в их удовлетворении надлежит отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором исковые требования к ответчику ООО «БУК» надлежит удовлетворить, а в удовлетворении иска к ответчику ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» прокурору надлежит отказать, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в следствии событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Заявлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ года, копией паспорта гражданина РФ ФИО5; копией пенсионного удостоверения; заявлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ года, копией паспорта гражданина РФ ФИО4; копией пенсионного удостоверения; заявлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ года, копией паспорта гражданина РФ ФИО3; копией пенсионного удостоверения; заявлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года, копией паспорта гражданина РФ ФИО2; копией пенсионного удостоверения; справкой об инвалидности; заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года, копией паспорта гражданина РФ ФИО1; копией пенсионного удостоверения, справкой об инвалидности, что указанные истцы на день обращения с заявлением о защите их жилищных прав достигли пенсионного возраста, обратились в органы прокуратуры с заявлениями о защите их жилищных прав.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» и со статьей 45 ГПК РФ прокурор <адрес> вправе обратиться в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав указанных истцов.
Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Как следует из материалов дела, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются собственниками квартир жилого <адрес>.
Решением общего собрания жильцами указанного дома избран способ управления многоквартирным домом посредством управляющей компании ООО «БУК».
Уставом ООО «БУК» доказано, что ответчик ООО «БУК» - является юридическим лицом, осуществляющем управление эксплуатацией жилого фонда.
Договорами управления жилого помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенными между собственниками помещений ФИО3, ФИО5, ФИО4 и ООО «БУК» доказано, что управляющая компания предоставляет собственнику коммунальные услуги, включая в себя и электроснабжение в местах общего пользования.
Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Статьей 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления МКД заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в МКД с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений по договорам социального найма обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.п.2,4 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе, поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п.7 ст.155 ЖК РФ, собственники помещений в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым, осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Из положений п.7.1 ст.155 ЖК РФ следует, что внесение собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям, которое признается выполнением своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, отвечающей перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, возможно только на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила от ДД.ММ.ГГГГ № 354), определено следующее:
«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
«ресурсоснабжаюшая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В пункте 6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что предоставление коммунальных услуг потребителям оказывается по возмездному договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В пункте 9 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что одним из договоров, на который указано в п.6, считается договор управления МКД, который должен содержать условия предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в зависимости от выбранного способа управления МКД. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства МКД, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в целях использования коммунальных ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, указанных в пунктах 6 и 9 Правил, управляющая организация заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов РФ. В данном случае, договор, который заключает управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией, является договором ресурсоснабжения.
Пунктами 4 и 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 124, предусмотрено, что управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения, путем направления заявки (оферты) о заключении договора ресурсоснабжения.
Договором энергоснабжения № РАООЭ0001290 от ДД.ММ.ГГГГ года, уведомлением ОАО «ДЭК» от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора энергоснабжения, доказано, и не оспаривается сторонами, что договор энергоснабжения, заключенный между управляющей организацией ООО «БУК» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «ДЭК» расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ по причине сложившейся задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается сторонами что ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» выставляло на оплату квитанции за потребленную электроэнергию в том числе, на общедомовые нужды собственникам помещений многоквартирного <адрес>, обслуживаемого ООО «БУК», в обязанности которого, в соответствии с договорами Управления, заключенными с собственниками жилых помещений многоквартирного дома входит обязанность по предоставлению услуг электроснабжения в местах общего пользования.
Бездействие управляющей организации ООО «БУК» в части непринятия мер к заключению договора электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <адрес>, в силу изложенного выше законодательства РФ является незаконным, нарушающим право истцов ФИО3, ФИО4, ФИО5, предусмотренное п. 7 ст. 155 ЖК РФ по внесению платы за потребленную электроэнергию управляющей организации, с которой ими заключен договор Управления.
Учитывая изложенное, а также с учетом признания иска ответчиком ООО «БУК» ФИО10 и принятием его судом, заявленные прокурором в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 исковые требования к ответчику ООО «БУК» законные, обоснованные и доказанные и их надлежит удовлетворить, признав незаконным бездействие управляющей организации ООО «БУК» в части непринятия мер к заключению договора электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <адрес>, и обязав ООО «БУК» заключить договор поставки электроэнергии в МКД, расположенный по адресу: <адрес>.
Сторонами не оспаривается, и подтверждается квитанциями о начисленной плате за услугу электроснабжения за апрель, май, июль, август, сентябрь, октябрь, 2014 года и январь 2015 года потребителям, что данная квитанция выставлена ресурсоснабжающей организацией ОАО «ДЭК» в лице Филиала «Амурэнергосбыт» Бурейский участок, что с ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация ООО «БУК» не включает коммунальный ресурс – электроэнергию в квитанции об оплате за ЖКУ, что с ДД.ММ.ГГГГ и ОАО «ДЭК» самостоятельно выставляет указанные квитанции к оплате потребителю в связи с отсутствием договора энергоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку домоуправляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг по Договору управления не заключила договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что в силу положений п.8 Правил, ресурсоснабжающая организация (в данном случае - ОАО «ДЭК» в лице Филиала «Амурэнергосбыт») осуществляла функции исполнителя коммунальных услуг, и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме, в силу ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", то при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникли непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирном доме, и ресурсоснабжающая организация, в данном случае, до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией, указанной в пунктах 14 и 15 Правил, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 7.1 ст. 155 ЖК РФ регулирущий вопросы оптимизации платежей между гражданами и исполнителями коммунальных услуг, в данном случае не может быть применен к спорным правоотношениям, связанным с механизмом оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при установленном судом факте отсутствия заключенных между ресурсоснабжающими организациями и домоуправляющими компаниями договоров энергоснабжения на поставку электроэнергии.
Прокурор в исковых требованиях просит о запрете ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в лице филиала «Амурэнергосбыт» с момента заключения договора поставки электроэнергии распространять квитанции и взимать плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН, то есть просит о защите прав граждан на будущее время.
Учитывая, что ст.12 ГК РФ не предусмотрена защита гражданских прав на будущее время, то заявленные прокурором <адрес> исковые требования к ответчику ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» о запрете с момента заключения договора поставки электроэнергии распространять квитанции и взимать плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН, истцам, проживающим в МКД, расположенном по адресу: <адрес>, необоснованные, и в их удовлетворении надлежит отказать.
Исходя из требований ст. 103 ГПК РФ и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика в доход бюджета муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом удовлетворения иска прокурора к ответчику ООО «БУК», в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика ООО «БУК» надлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета Бурейского муниципального района в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ООО «Бурейская Управляющая компания» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Бурейская управляющая компания» в части непринятия мер к заключению договора электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
Возложить обязанность заключить договор поставки электроэнергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Бурейская Управляющая компания» в доход бюджета Бурейского муниципального района государственную пошлину в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.
В удовлетворении требований прокурору <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в лице филиала «Амурэнергосбыт» о запрете с момента заключения договора поставки электроэнергии распространять квитанции и взимать плату за электроэнергию, в том числе и за ОДН, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Бурейского районного суда Спиридонов Е.А.