Дело № 2-980/2011г. Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Собинка 26 октября 2011 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
судьи: Степановой И.В.
при секретаре Мешковой Г.Е.
с участием представителя истца: Райлян Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дмитриева Д.В. к Кудряшову О.А. о понуждении заключить основной договор на основе предварительного договора,
у с т а н о в и л:
Дмитриев Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать ответчика заключить с ним основной договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> и жилого дома, находящихся по адресу <...> по тем основаниям, что 13 января 2011 года между сторонами заключен предварительный договор, согласно условиям которого стороны договорились до 13 апреля 2011 года заключить основной договор купли-продажи указанных жилого дома и участка за <данные изъяты> рублей, однако Кудряшов О.А. уклоняется от заключения данного договора.
Истец Дмитриев Д.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, поручил ведение дела представителю.
Представитель истца Райлян Д.В., действующая на основании доверенности нотариальной формы, иск поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила, дополнила, что согласно предварительному договору Кудряшов обязался продать Дмитриеву земельный участок и дом NN в <...> за <данные изъяты> рублей, в качестве предоплаты истец передал ответчику <данные изъяты> рублей, основной договор стороны должны были заключить до 13 апреля 2011 года. Впервые истец в устном порядке потребовал от Кудряшова заключить договор купли-продажи дома и земельного участка до 13 апреля 2011 года, ответчик утверждал, что этому мешают его обязательства перед другими лицами, т.е. уклонялся от заключения сделки, но потом обещал заключить договор. До 13 апреля 2011 года договор заключен не был, деньги истцу не возвращены. В июне 2011 года Дмитриев направил ответчику претензию о заключении договора, ответчик ее получил, но оставил без ответа; затем по телефону вновь обещал оформить сделку, но ничего для этого не предпринял, а в последнее время на телефонные звонки истца не отвечает, встреч избегает. Истец просит обязать ответчика заключить основной договор купли-продажи указанных жилого дома и земельного участка за <данные изъяты> рублей. Вопрос о взыскании денежных средств, выплаченных Кудряшову, не ставит, его этот вопрос не интересует, поскольку ему нужны дом и земля. К моменту рассмотрения спора представителю истца стало известно, что жилой дом по адресу <...>, принадлежащий Кудряшову О.А., обременен ипотекой в пользу коммерческого банка «Юниаструм банк», что подтверждено представленной ею выпиской. Указанное обстоятельство она не расценивает как препятствия к заключению основного договора, поэтому просит иск Дмитриева удовлетворить.
Ответчик Кудряшов О.А., зная о предъявленном к нему иске, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений о причинах неявки не предоставил, о разбирательстве дела в его отсутствие не просил.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд признает иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.
Как усматривается из предварительного договора от 13 января 2011 года, удостоверенного в нотариальном порядке, Кудряшов О.А. и Дмитриев Д.В. заключили соглашение, в соответствии с условиями которого Кудряшов О.А. обязался продать Дмитриеву Д.В. принадлежащие ему по праву собственности земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу <...> по цене <данные изъяты> рублей. Согласно п.3 договора стороны обязались в срок до 13 апреля 2011 года заключить договор купли-продажи жилого дома и земельного участка. В соответствии с п. 4 предварительного договора Дмитриев Д.В. передал ответчику в качестве предоплаты <данные изъяты> рублей, о чем Кудряшовым О.В. выдана расписка /л.д.5-6/.
Согласно п.1 ст. 420, п.1 ст. 421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Обязательство ответчика заключить с Дмитриевым Д.В. основной договор купли-продажи дома и земельного участка вытекало из п. 3 предварительного договора. Указанная обязанность действовала в отношении ответчика до 13 апреля 2011 года.
В соответствии с п.4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как следует из искового заявления и объяснений представителя истца в период до 13 апреля 2011 года Кудряшов О.А. уклонялся от заключения договора купли-продажи, однако с требованиями о понуждении заключить договор Дмитриев Д.В. в суд не обратился.
В установленный для заключения основного договора срок – 13 апреля 2011 сделка совершена не была; доказательств направления Дмитриевым Д.В. до 13 апреля 2011 года предложения в адрес Кудряшова О.А. заключить основной договор суду не представлено; факты устного обращения истца к Кудряшову О.А. не подтверждены. Претензия, на которую ссылается истец, согласно описи заказного письма в адрес Кудряшова О.А., была направлена в июне 2011 года, т.е. по истечении срока, установленного для заключения основного договора /л.д.8/.
В соответствии со ст. 429 п. 6 ГК РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Поскольку срок, установленный предварительным договором для заключения основного договора купли - продажи жилого дома и земельного участка по адресу <...> – 13 апреля 2011 года истек, основной договор заключен не был, до 13 апреля 2011 года Дмитриев Д.В. не направил Кудряшову О.А. предложения заключить договор, обязательства сторон, предусмотренные предварительным договором, прекратились с 14 апреля 2011 года. В связи с этим правовые основания для удовлетворения требований истца об обязании ответчика заключить основной договор купли-продажи земельного участка и жилого дома отсутствуют.
Альтернативных требований к Кудряшову О.А. истец не выдвигает, возврата денежных средств не требует; возможность предъявления иных требований к ответчику Дмитриевым Д.В. не утрачена.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 сентября 2011 года жилой дом по адресу <...>, кадастровый номер NN, принадлежащий Кудряшову О.А. по праву собственности, обременен ипотекой; с 29 августа 2009 года залогодержателем по договору залога недвижимого имущества выступает коммерческий банк «Юниаструм банк». Согласно ст. 37 п.1 ФЗ «Об ипотеке «залоге недвижимости» имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.
Согласия залогодержателя ООО «Юниаструм банк» на отчуждение Кудряшовым О.А. жилого дома не предоставлено, что является дополнительным основанием, препятствующим заключению Кудряшовым О.А. договора купли-продажи жилого дома.
На основании изложенного, суд признает необходимым в иске отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Дмитриева Д.В. к Кудряшову О.А. о понуждении заключить основной договор купли-продажи земельного участка и жилого дома на основе предварительного договора, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись /И.В. Степанова/