Определение суда апелляционной инстанции по делу № 02-4484/2020 от 14.10.2020

Судья Утешев С.В. I инст.  2-4484/20

II инст. 33-20461/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

26 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,

судей Курочкиной О.А., Вьюговой Н.М.,

при секретаре Шибаевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности фио на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2020 года, которым постановлено:

исковые требования наименование организации к ликвидатору СРО «МОСПС» фио о признании недействительным промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, оставить без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

 

Истец наименование организации обратилась в суд с иском к ответчику ликвидатору СРО «МОСПС» фио о признании недействительным промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.

Требования мотивированы тем, что СРО «МОСПС», в соответствии с положениями части 6 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007  315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с дата являлась саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. На основании приказа Ростехнадзора от дата  СП-43 сведения о СРО «МОСПС» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем в соответствии с ч. 2 статьи 5520 Градостроительного кодекса Российской Федерации СРО «МОСПС» прекратила членство в Нострой. В соответствии с положениями ч. 8 ст. 5516, ч. 14 ст. 5516 ГрК РФ средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из госреестра, подлежат зачислению на специальный банковский счет наименование организации.  СРО «МОСПС» представила в Нострой сведения в которых содержалась информация о сумме взносов в компенсационный наименование организации, в общем размере сумма Нострой во исполнение пункта 3 Порядка, утвержденным приказом Минстроя России от 08 сентября 2015 года  643/пр направила дата в адрес СРО «МОСПС» письмо  04-02-3596/19, содержащие в том числе требование о перечислении средств компенсационного фонда в полном объеме на специальный счет Ассоциации, однако на специальный банковский счет Нострой поступила лишь часть средств компенсационных фондов в размере сумма Таким образом на момент ликвидации у СРО «МОСПС» имелась задолженность перед Нострой по зачислению на специальный банковский счет средств компенсационного фонда в размере сумма, между тем, ликвидатор СРО «МОСПС» фио, несмотря на направленное в установленный законом срок требование о включении Нострой в реестр требований кредиторов, указанное требование не исполнил. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ промежуточный ликвидационный баланс СРО «МОСПС» был представлен в УФНС по г. Москве дата. дата УФНС по г. Москве в ЕГРЮЛ в отношении СРО «МОСПС» внесена запись о ликвидации юридического лица. Ассоциация полагает, что составление промежуточного ликвидационного баланса СРО «МОСПС» без учета требований Нострой, нарушает права организации и противоречит действующему законодательству.

Представитель истца по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явилась, доводы искового заявления поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик ликвидатор СРО «МОСПС» фио, в судебное заседание первой инстанции не явилась, извещалась надлежащим образом.

Судом принято указанное решение, об отмене которого просит представитель истца по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.

В заседании судебной коллегии представитель истца по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика по доверенности фио в заседание судебной коллеги явилась, возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы истца, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", а затем внесенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установили порядок формирования саморегулируемых организаций (далее - СРО), осуществления их деятельности и установили их ответственность.

Основной целью саморегулируемых организаций является повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Для ее достижения саморегулируемые организации разрабатывают и утверждают стандарты СРО и осуществляют контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.

В соответствии с положениями ГрК РФ основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются в том числе обсуждение и формирование предложений по вопросам государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также выработка стандартов саморегулируемых организаций, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ.

При этом судом установлено,  что Нострой является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации

В соответствии со ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации Национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза).

Основные функции национальных объединений саморегулируемых организаций перечислены в ч. 8 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности к которым относится размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом.

СРО «МОСПС», в соответствии с положениями части 6 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007  315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с дата являлась саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

С дата СРО «МОСПС» на основании приказа Ростехнадзора от дата         СП-43 сведения о СРО «МОСПС» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем членство СРО «МОСПС» в Нострой было прекращено.

СРО «МОСПС» представила в Нострой сведения, в которых содержалась информация о сумме взносов в компенсационный наименование организации, в общем размере сумма

В соответствии с п. 14 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

Нострой во исполнение пункта 3 Порядка, утвержденным приказом Минстроя России от 08 сентября 2015 года  643/пр направила дата в адрес СРО «МОСПС» письмо  04-02-3596/19, содержащие в том числе требование о перечислении средств компенсационного фонда в полном объеме на специальный счет Ассоциации, однако на специальный банковский счет Нострой поступила лишь часть средств компенсационных фондов в размере сумма

Внеочередным общим собранием членов СРО «МОСПС» принято решение о ликвидации СРО «МОСПС» (Протокол  3 от дата).

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 20 Федерального закона о СРО, является: 1) заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций; 2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации; 3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям Федерального закона о СРО, других федеральных законов. Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 21 Федерального закона о СРО оснований, не допускается (часть 2 статьи 21 Федерального закона о СРО).

Согласно положениям статьи 61 (п. 2, абз. 2) ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Из п. 2 ст. 63 ГК РФ следует, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В силу п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, лишь после завершения расчетов с кредиторами.

Внеочередным общим собранием членов СРО «МОСПС» назначен ликвидатор  фио

Сообщение о принятом решении внеочередным общим собранием СРО «МОСПС» о ликвидации опубликовано в Вестнике государственной регистрации дата.

дата Нострой обратилась в адрес ликвидатора СРО «МОСПС» с требованием о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности, подлежащей выплате из средств компенсационных фондов, указанное требование осталось не исполненным.

Как указывает истец в исковом заявлении, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, промежуточный ликвидационный баланс СРО «МОСПС» был предоставлен в Управление ФНС по г.Москве дата.

дата Управлением ФНС по г.Москве в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации юридического лица СРО «МОСПС».

Обращаясь в суд с настоящим иском, Нострой просил признать недействительными промежуточные ликвидационный и ликвидационный балансы СРО «МОСПС», между тем, суд при рассмотрении дела исходил из того, что Ассоциация избрала неправильный способ защиты нарушенного права, предъявив иск к ликвидатору СРО «МОСПС», в связи со следующим.

В соответствии абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Из пункта 1 статьи 64.1 ГК РФ следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.

В силу пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Таким образом, установленная положениями статей 63 - 64.1 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица для включения его в промежуточный ликвидационный баланс, а при уклонении ликвидационной комиссии (ликвидатора) от рассмотрения требований - оспаривание такого уклонения в суд.

Однако, как правомерно указал суд, при рассмотрении дела не было установлено, что Нострой не получив от ликвидатора сообщение об удовлетворении требования о включении в реестр требований кредиторов обратилось с иском в суд.

В силу подпункта 2 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, считаются погашенными.

Как было отмечено выше, в силу пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ наличие судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, является ограничением на осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Кроме того, согласно положениям п. 2 ст. 64.1 ГК РФ члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.

Также суд отметил, что согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Статьей 21 Закона о государственной регистрации определены документы, представляемые в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

При этом, налоговый орган имеет полномочия по проведению правовой экспертизы представленных ликвидационной комиссией документов для проведения процедуры ликвидации общества и исключении его из ЕГРЮЛ, поскольку положение ч. 1 ст. 63 ГК РФ, статьями 5, 9, 21 и 22 Закона о государственной регистрации является неотъемлемой частью правового вопроса о законности и добросовестности ликвидируемого должника и его ликвидационной комиссии.

Также отказывая в удовлетворении исковых требований суд сослался на то, что  ликвидатором СРО «МОСПС» в промежуточном ликвидационном балансе, ликвидационном балансе не учтено требование Нострой о включении в реестр кредиторов, данное обстоятельство повлияло на содержание промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационного баланса, таким образом, суд указал, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами (недобросовестные действия ликвидатора), следует рассматривать, как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы  основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 декабря  2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу  без удовлетворения.

 

 

Председательствующий:

 

 

Судьи:

 

 

 

 

02-4484/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 10.12.2020
Истцы
Ассоциация "Национальное объединение строителей"
Ответчики
Ликвидатор СРО "МОСПС" Григорьевой Ю.Е.
Суд
Тверской районный суд
Судья
Утешев С.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.05.2021
Определение суда апелляционной инстанции
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее