Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1593/2017 ~ М-1282/2017 от 28.07.2017

Дело № ххх

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017 года п.г.т. Холм-Жирковский

Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Баринова В.П.,

при секретаре Григорьевой Е.В.,

с участием:

истца Казакова И.Ю. и его представителя Онер-оол А.А.,

представителя третьего лица Щевелевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова И. Ю. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и <адрес> по образованию и науке о возложении обязанности на <адрес> по образованию и науке профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Казакова И. Ю., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления, а на администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение трех месяцев с даты перечисления денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Казакову И. Ю. по договору найма специализированных жилых помещений,

установил:

Казаков И.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и <адрес> по образованию и науке, с учетом уточненных исковых требований, о признании его, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в жилом помещении. Включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. О возложении на <адрес> по образованию и науке обязанности профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению Казакова И.Ю., как лица из числа детей-сирот, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления, а на администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение трех месяцев с даты перечисления денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Казакову И.Ю. по договору найма специализированных жилых помещений, сославшись на то, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. За ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, находящееся в собственности АОЗТ «Батуринское». На основании постановления Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг за ним закреплено право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, которое до настоящего времени ему не предоставлено. В соответствии с действующим законодательством он имеет право на благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но до настоящего времени указанное право не реализовано. дд.мм.гггг он обращался в администрацию МО «<адрес>» <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, но ему было отказано по причине пропуска срока подачи заявления.

В судебном заседании истец Казаков И.Ю. и его представитель Онер-оол А.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика - <адрес> по образованию и науке - в судебное заседание не явился, указав в отзыве о том, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а Казаков И.Ю. в данный список не включен, и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленным о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал и возражений по иску не предоставил.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Богдановского сельского поселения в судебное заседание не явился, против удовлетворения исковых требований не возражает, и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель органа опеки и попечительства отдела по образованию МО «<адрес>» <адрес> - Щевелева Е.А. в судебное заседание явилась, исковые требования Казакова И.Ю. поддерживает в полном объеме.

Судом в соответствии со ст.167 ГПК РФ постановлено о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснение истца Казакова И.Ю. и его представителя Онер-оол А.А., представителя третьего лица Щевелевой Е.А., суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст.5 данного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Из ст.1 указанного Закона следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно преамбуле указанного Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

В силу ч.1 ст.<адрес> от дд.мм.гггг № ххх
«О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями», настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями).

В соответствии с п.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда
(утв. постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх), жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - список), сформированным в соответствии с областным законом органом местного самоуправления городского округа, городского и сельского поселения <адрес>, уполномоченным обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - уполномоченный орган).

Согласно п.4 Порядка, для включения в список законные представители граждан, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет (далее - заявители), подают заявление о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - заявление), в уполномоченный орган по месту жительства граждан в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным и областным законодательством оснований для предоставления гражданам жилых помещений.

В соответствии с п.7 Порядка, гражданам, включенным в список, жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, либо по заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из п.8 Порядка, уполномоченный орган при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствующем населенном пункте <адрес>.

В случае невозможности предоставления гражданам жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте <адрес> с их письменного согласия им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте <адрес>.

В соответствии с п.п.5, 6 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. постановлением <адрес> от дд.мм.гггг № ххх), приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов <адрес>, бюджетам городских и сельских поселений <адрес> из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.

Согласно п.8 данного Положения, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции и перечисляет в местные бюджеты субвенции.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц, в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не включенные в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дд.мм.гггг № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Истец Казаков И.Ю. родился дд.мм.гггг, что подтверждается копией паспорта на его имя (л.д.26).

Из свидетельства о рождении Казакова И.Ю. следует, что его родителями являются Казаков Ю. М. и Казакова Л. И. (л.д.28).

Как следует из решения Холм-Жирковского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг, Казаков Ю.М. и Казакова Л.И. лишены родительских прав в отношении сына Казакова И. Ю., дд.мм.гггг года рождения (л.д.4).

В соответствии с постановлениями администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> № ххх от дд.мм.гггг несовершеннолетний Казаков И.Ю. направлен в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение и за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее АОЗТ «Батуринское» (л.д. 6).

Постановлением той же администрации № ххх от дд.мм.гггг, после внесенного протеста прокуратурой <адрес>, за несовершеннолетним Казаковым И.Ю. закреплено право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.7).

Как следует из справки СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа», Казаков И.Ю. воспитывался и обучался в СОГОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и находился на полном государственном обеспечении с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (л.д.14).

Из свидетельств о присвоении квалификации следует, что Казаков И.Ю. с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг обучался в профессиональном училище № ххх <адрес>, а с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг обучался в профессиональном училище № ххх <адрес> (л.д.16-17).

Согласно записям в военном билете, Казаков И.Ю. проходил военную службу Вооруженных Силах Российской Федерации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (л.д.29-32).

В соответствии с отметками в паспорте гражданина РФ, Казаков И.Ю. с дд.мм.гггг зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 27).

Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации права Казакова И.Ю. на недвижимое имущество (л.д.15, 130).

Таким образом, Казаков И.Ю. до достижения им 23-летнего возраста относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имел право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Как следует из представленных документов, Казакова И.Ю. только дд.мм.гггг обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и постановлением администрации Богдановского сельского поселения <адрес> № ххх от дд.мм.гггг ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с достижением 23-летнего возраста (л.д. 9- 13).

Данное решение вышеуказанной администрации им не обжаловано.

Как следует из объяснений Казакова И.Ю., с письменным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, он больше никуда не обращался.

Из сообщений органа опеки и попечительства отдела по образованию администрации МО «<адрес>» <адрес> и Управления опеки и попечительства министерства образования <адрес> по Пушкинскому муниципальному району, городским округам Ивантеевка и Красноармейск следует, что Казаков И.Ю. по вопросу о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения не обращался (л.д.55, 127).

Оценив приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку Казаков И.Ю., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением не встал на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет он уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от дд.мм.гггг № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как он утрачивает одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки и у него отсутствуют уважительные причины, в силу которых он не реализовал свое право и после издания администрацией муниципального образования «<адрес>» постановления № ххх от дд.мм.гггг, так как своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ).

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дд.мм.гггг, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Таким образом, администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> и <адрес> по образованию и науке не являются надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот, а Казаков И.Ю. зарегистрирован и проживает в <адрес>.

При таких обстоятельствах, исковые требования Казакова И.Ю. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Казакову И. Ю. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и <адрес> по образованию и науке отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья В.П. Баринов

2-1593/2017 ~ М-1282/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Казаков Иван Юрьевич
Ответчики
Администрация Богдановского сельского поселения
Администрация МО "Холм-Жирковский район"
Другие
Орган опеки и попечительства администрации МО "Холм-Жирковский район"
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Баринов Виктор Петрович
Дело на сайте суда
safonovo--sml.sudrf.ru
28.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2017Передача материалов судье
02.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.09.2017Предварительное судебное заседание
19.09.2017Предварительное судебное заседание
19.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2017Судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
05.12.2017Судебное заседание
11.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2018Дело оформлено
10.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее