Гражданское дело №2-18/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года пгт.Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой О.А.
при секретаре Шалом Н.А.
с участием
истца Гончаровой Д.В.
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца Федосеевой И.В.
представителя ответчика – Гончарук Н.Л., действующей на основании доверенности
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Гончаровой Дианы Витальевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Гончарова Ярослава Игоревича, Гончарова Алексея Игоревича к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди
УСТАНОВИЛ
Гончарова Д.В., действуя в интересах несовершеннолетних Гончарова Я.И., Гончарова А.И., обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» о возложении обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи три человека: она, двое ее несовершеннолетних детей – Гончаров А.И., Гончаров Я.И., а также ее мать Ермакова С.Н., в черте пгт.Смирны, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемого, т.е. не менее 40,1 кв.м. В обоснование заявленных требований указано о том, что истец, ее несовершеннолетние дети Гончаров Алексей Игоревич, 23 ноября 2008 года рождения Гончаров Ярослав Игоревич, 07 марта 2012 года, а также ее мать Ермакова С.Н. проживают в <адрес> в пгт.Смирных, зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> признан непригодным для проживания по причине значительного ухудшения эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом, а также признан неподлежащим ремонту и реконструкции. Истец, а также указанные выше члены ее семьи, признаны малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Определением суда от 10 декабря 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца привлечена Ермакова С.Н.
Определением суда от 31 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца привлечена Федосеева И.В.
В судебном заседании истец Гончарова Д.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения, соответствующие изложенным выше обстоятельствам. Дополнительно пояснила, что кв.3 дома 27 по ул.Ленина в пгт.Смирных находится в собственности Федосеевой И.В., которая предоставила им для проживания эту квартиру, дала согласие на их регистрацию в ней по месту жительства. Федосеева И.В. в любой момент как собственник квартиры может попросить ее и членов ее семьи освободить жилое помещение, и тогда они окажутся на улице. Ранее она, вместе с сыном и матерью проживали в <адрес>, который принадлежал Бочинской КЭЧ, и который в настоящее время снесен. В связи с тем, что условия в в<адрес> <адрес> в <адрес> были лучше, с согласия знакомой Федосевой И.В. переехали в эту квартиру и проживают в ней до настоящего времени.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» Гончарук Н.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что жилое помещение находится в частной собственности, и его собственник Федосеева И.В. малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана, с требованием о предоставлении жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания к администрации МО ГО «Смирныховский» не обращалась. Решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашение о предоставлении Федосеевой И.В. другого жилого помещения между сторонами не заключалось. Решение о сносе <адрес> в <адрес> не принято.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Федосеева И.В. не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что на основании договора купли-продажи приобрела право собственности на <адрес> <адрес>, которое зарегистрировано в установленном законом порядке. В связи с тем, что <адрес> в <адрес> было непригодным для проживания, и приобретением в собственность другой квартиры, предоставила ее истцу и членом ее семьи для проживания, дала согласие на их регистрацию по месту жительства. В ближайшее время выселять истца и членов ее семьи не намерена. Она статусом малоимущей не обладает, на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, к администрации МО ГО «Смирныховский» с требованием о предоставлении другого жилья взамен непригодной для проживания <адрес> в <адрес> не обращалась.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Ермакова С.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просила, об уважительных причинах неявки не извещала, в связи с чем, в силу ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в ее отсутствии. Ранее в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения аналогичные пояснениям истца.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец, двое ее несовершеннолетних детей Гончаров Алексей Игоревич, 23 ноября 2008 года рождения, Гончаров Ярослав Игоревич, 07 марта 2012 года рождения, а также мать истца Ермакова С.Н. проживают в кв.3 дома 27 по ул.Ленина в пгт.Смирных, зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства: истец и Ермакова С.В. с 2004 года, Гончаров А.И. – в 2008 году, Гончаров Я.И. – в 2012 году. Решением жилищной комиссии при администрации МО ГО «Смирныховский» от 27 августа 2009 года (протокол №14) Гончарова Д.В., в связи с отсутствием жилья поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 65, ежегодно до настоящего времени проходила перерегистрацию как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, и в настоящее время состоит в общем списке граждан в составе семьи 4 человека: она, Ермакова С.Н. и несовершеннолетние Гончаров А.И., Гончарова Я.И. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 19.
Также в судебном заседании установлено, что истец, несовершеннолетние Гончаров А.И., Гончаров Я.И., а также Ермакова С.Н. правом собственности на жилые помещения не обладают (т.2 л.д.1, 3-5).
Установленные в судебном заседании обстоятельства не оспаривались участниками процесса, подтверждаются справкой администрации МО ГО «Смирныховский» от 28.11.2018 (т.1 л.д.9), свидетельствами о рождении Гончарова Я.И. и Гончарова А.И. (т.1 л.д.11, 12), свидетельством о регистрации по месту жительства № (т.1 л.д.13), справкой отдела жилищной и социальной политики администрации МО ГО «Смирныховский» от 14.12.2018 (т.1 л.д.80), поквартирной карточкой (т.1 л.д.81-82), протоколом заседания жилищной комиссии при администрации МО ГО «Смирныховский» от 27.08.2009 года (т.1 л.д.94).
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.46) <адрес> в <адрес>, 1969 года постройки, признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции по причине значительного ухудшения эксплуатационных характеристик здания в связи с физическим износом, на основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Из данного акта следует, что дом одноэтажный, 8-квартирный, стены из бруса, кровля – листовая асбестоцементная, деревянные стропила, обрешетка, перекрытия деревянные, фундамент – желозобетонный столбчатый, отопление центральное, при визуальном осмотре выявлены деформации балок перекрытий, отклонение стен от вертикали, конструкции стен поражены гнилью, бетонный цоколь местами разрушен (т.2 л.д.48).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от с 14 февраля 2002 года собственником <адрес> в <адрес> является Федосеева И.Н., право собственности которой зарегистрировано в установленном законом порядке (т.2 л.д.41, 54). ФИО10 малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана, с требованием к администрации о предоставлении жилого помещения взамен непригодной для проживания <адрес> в <адрес> не обращалась, обладает правом собственности также на другое, пригодное для проживания жилое помещение.
Установленные в судебном заседании обстоятельства не оспаривались участниками процесса, подтверждаются пояснениями истца, самой Федосеевой И.Н., свидетельствами о регистрации права собственности.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд оснований для удовлетворения исковых требований не находит основываясь на следующем.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу действующего законодательства для возникновения права на приобретение жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях социального найма необходимо наличие в совокупности двух условий: нуждаемость в жилом помещении, а также признание лица, претендующего на такое жилое помещение, малоимущим.
Вместе с тем как следует из материалов дела, решения о признании малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий в отношении собственника жилого помещения Федосеевой И.В. не принималось.
Признанные малоимущими и поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Гончарова Д.В., несовершеннолетние Гончарова Я.И., Гончаров А.И. а также Ермакова С.Н., вселены в <адрес> <адрес> ее собственником Федосеевой И.В. как члены своей семьи, а следовательно их право на жилое помещение является производным от прав Федосеевой И.В., самостоятельным правом на предоставление жилого помещения, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания указанные лица не обладают.
Сам по себе факт признания жилого дома непригодным для проживания не является основанием для возложения обязанности предоставления жилого помещения на условиях социального найма.
Кроме того, из анализа приведенных выше норм Жилищного кодекса РФ, содержания абз.4 п.п «и» п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.02.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» следует, что действующим законодательством не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Однако, как установлено в судебном заседании Федосеева И.В. намерение получить взамен непригодной для проживания квартиры находящегося в ее собственности другое жилье по договору социального найма не высказывала, соответствующее соглашение о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания ни по договору социального найма, ни в собственность между ответчиком и Федосеевой И.В. не достигнуто.
Кроме того, предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания носит компенсационный характер, и должно учитывать права всех лиц, обладающим правом пользования им в том числе и его собственника, т.к. взамен признанного непригодным для проживания возможно предоставление только одного жилого помещения, а требования заявлены о предоставлении жилья без учета интересов его собственника.
Таким образом, в удовлетворении исковые требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░