Судья – Климчук В.Н. Дело №33-13808/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ06 июня 2017 года г.Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Пегушина В.Г., Якубовской Е.В.
по докладу судьи Агибаловой В.О.
при секретаре Кравченко М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Краснова А.Г. на решение Советского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 14 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось в суд с исковым заявлением к Левандовскому Е.И. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности.
В обоснование заявленных исковых требований указало, что Левандовский Е.И. нарушил право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда путем регистрации права собственности на земельный участок. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае просило суд признать отсутствующим право собственности Левандовского Е.И. на земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> расположенный по адресу: <...> признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> расположенный по адресу: <...> истребовать из чужого незаконного владения Левандовского Е.И. земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> расположенный по адресу: <...>
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае по доверенности Литвиненко А.В. поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель Левандовского Е.И. по доверенности Шевченко Р.В. в судебном заседании не согласился с заявленными исковыми требованиями, просил суд отказать в их удовлетворении.
Решением Советского районного суда г.Краснодара от 14 февраля 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Левандовскому Е.И. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности.
В апелляционной жалобе поданной в Краснодарский краевой суд, руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Краснов А.Г. просит решение Советского районного суда г.Краснодара от 14 февраля 2017 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех обстоятельств и материалов дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Калякина Р.В., представителя Левандовского Е.И. по доверенности Шевченко Р.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Отказывая в удовлетворении Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае сопроводительным письмом прокуратуры Карасунского административного округа г.Краснодара <...> поступило обращение инициативной группы жителей х.Ленина, согласно которому Территориальному управлению стало известно о незаконном приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> расположенного по адресу: <...>
Кадастровый квартал <...> в границы которого входит указанный выше участок, пересекает границы земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, с категорией земель -земли лесного фонда, расположенного по адресу: Краснодарское лесннчество, Елизаветинское участковое лесничество, квартал 20 А, выдел 1, что подтверждается письмом министерства природных ресурсов Краснодарского края <...> и заключением №22, подготовленного Южным филиалом ОАО «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ».
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 13.04.2016 года №90-17372992 на земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> расположенный по адресу: <...> зарегистрировано право собственности Левандовского Е.И. (номер и дата государственной регистрации права: 23-23-<...>
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.
Как следует из положений статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктами «к» и «в» статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство и вопросы владения, пользования и распоряжения лесами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Лесным участком, в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации является земельный участок, границы которого определяются, в соответствии с проведенным лесоустройством (ст. 67), а местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ст. 69).
Таким образом, исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года № 22-ФЗ (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 года №200-ФЗ), перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Статьей 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (п. 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2284).
Таким образом, согласно приведенным нормам материального права земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона, являются ограниченными в обороте, не могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации императивно установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 5.2 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
Полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом, расположенным на территории Краснодарского края, в том числе земельными участками, осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Судебной коллегией установлено, что вопреки указанным требованиям закона в границах земель лесного фонда (кадастровый квартал <...>), являющихся федеральной собственностью, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <...> на который зарегистрировано право собственности за Левандовским Е.И.
Данное обстоятельство подтверждено сообщением министерства природных ресурсов Краснодарского края, заключением директора Южного филиала ОАО «Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ» <...>
Данное обстоятельство также подтверждается представленной в материалы дела схемой расположения земельного участка, представленной в межевом плане, изготовленном при разделе земельного участка с кадастровым номером <...> (л.д. 131), из которой видно, что спорный земельный участок образован в кадастровом квартале <...> отнесенном к землям лесного фонда.
При этом нахождение федерального земельного участка лесного фонда в частной собственности существенно нарушает законные права и интересы Российской Федерации в лице Территориального управления, действующего в соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 года №49 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом».
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22, разъяснено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылки суда первой инстанции на обстоятельства установленные решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 12 апреля 2011 года, не принимаются во внимание судебной коллегией при рассмотрении настоящего дела, поскольку по смыслу частей 2, 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае не участвовало в рассмотрении иска Бедина А.О. и Бединой Е.О. (предыдущие собственники спорного земельного участка), в связи с чем, обстоятельства, установленные указанным решением, не имеют обязательного характера для истца по данному делу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, поскольку решение принято с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 14 февраля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Левандовскому Евгению Ивановичу удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Левандовского Евгения Ивановича на земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...>, расположенный по адресу: <...>
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> расположенный по адресу: <...>
Истребовать из чужого незаконного владения Левандовского Евгения Ивановича земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>
Председательствующий:
Судьи: