Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2021 ~ М-124/2021 от 07.06.2021

РЕШЕНИЕ
ИФИО1

30 августа 2021 года <адрес>

Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием помощника прокурора <адрес> ЯНАО ФИО3, представителя ответчика ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования Мужевское о возложении обязанности ликвидации несанкционированных свалок отходов на земельном участке, расположенном в границах села Мужи,

У С Т А Н О В И Л :

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах села Мужи, мотивируя свои требования тем, что на земельном участке, в точках с географическими координатами: с.ш. имеется несанкционированная свалка отходов – металлические конструкции в виде баржи с расположенными на ней лодочными гаражами. В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частями 3,4 статьи 8, статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в неразграниченном пользовании, не выполнение которой влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на человека. Поскольку обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения, а также по участию в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов, является обязанностью органов местного самоуправления, просил возложить на ответчика обязанность ликвидировать свалку отходов на указанных участках до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Мужевское, ввиду того, что полномочия по благоустройству территорий поселений переданы администрациям поселений.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом – представитель департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, учитывая мнение участников процесса, фактические обстоятельства, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в лице помощника прокурора <адрес> ЯНАО ФИО3 в судебном заседании уточнил заявленные требования, а именно, просил очистить указанный в иске земельный участок от захламления твердыми коммунальными отходами, строительным мусором. На удовлетворении иска настаивал, по основаниям изложенном в исковом заявлении. Пояснил, что, несмотря на то, что ответчики предприняли попытки убрать мусор на участках берега реки, на земельном участке, однако на нем осталось складирование несанкционированных отходов. Считает, что складированные строительные отходы, оставшиеся от разборки деревянных гаражей и прочего являются несанкционированной свалкой отходов и на органах местного самоуправления лежит обязанность по очищению берега реки Малая Обь, в рамках их полномочий по благоустройству территорий поселений, а также обязанности по сбору и утилизации мусора. Тот факт, что администрацией не ликвидировались указанные отходы, является нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В судебном заседании прокурор также уточнил требования в части установления срока для исполнения администрацией обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности в судебном заседании с иском не согласился по доводам указанным в отзыве на иск, представленном в письменном виде, согласно которому просил в удовлетворении требований истца отказать, пояснив, что земельные участки, с указанными координатами в селе Мужи очищены от металлических конструкций и в ближайшее время будет убран мусор оставшийся от разбора деревянных гаражей и прочие отходы, в связи с чем оснований для возложении данной обязанности на администрации района и поселения не имеется.

Представитель ответчика администрации МО Мужевская – ФИО5, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что действительно на указанном участке имеется складирование строительного и бытового мусора, который образовался после уборки на данном участке металлической конструкции баржи и деревянных гаражей. Данный мусор не убран в связи с тем, что это берег реки и из-за глинистой почвы к нему не может подъехать специальная техника, указав, что данный мусор будет убран после наступления заморозков.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в ходе проверки соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребления в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях муниципальных образований, во исполнение пункта 6 плана работы Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры на второе полугодие 2020 года, истребовал сведения у главы муниципального образования <адрес>, документы о выявлении и фиксации несанкционированных свалок отходов (л.д.). Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) следовало, что полномочия в части благоустройства территорий <адрес> возложены на администрацию сельского поселения.

Из ответа начальника управления строительства и архитектуры администрации МО <адрес> ФИО6 (л.д.) следовало, что на территории муниципального образования <адрес> действуют поселковые свалки, которые закрыть невозможно до ввода площадок временного накопления ТКО, согласно территориальной схемы обращения с отходами на территории ЯНАО. Несанкционированных свалок на территориях поселений не имеется.

Из ответа администрации МО <адрес> на представление прокурора (л.д. ) представленного прокурору, следовало, что полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля переданы администрации поселения. В рамках переданных полномочий администрация поселения должна осуществлять контроль за несанкционированным размещением отходов на земельных участках поселка, а также ежегодную санитарную очистку прибрежной полосы.

Прокурор, считая это несанкционированным размещением на спорном земельном участке отходов производства и потребления, указал, что данный очаг захламления, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрено, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктами 11 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округ; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.

Таким образом, из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией отходов на территории муниципального образования.

Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее ГОСТ 30772-2001).

В пункте 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, как определено в примечании к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как установлено в судебном заседании на земельный участок с координатами: с.ш. собственники отсутствуют, участок расположен на землях, находящихся в государственной неразграниченной собственности.

В связи с выявленными природоохранной прокуратурой нарушениями законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок в адрес администрации истцом ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений (л.д.).

Из ответа администрации МО <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) следовало, что из пяти выявленных мест несанкционированного размещения отходов, остаются не ликвидированы отходы на территории <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с координатами с.ш. очищен не был.

Согласно сведений имеющихся в сводном отчете по мониторингу водных объектов (л.д. ) в <адрес> на земельном участке с координатами с.ш. 65 был зафиксирован очаг захламления.

Из пояснений представителей ответчиков и предоставленных фотографий следовало, что земельный участок с указанными координатами очищен частично, на нем имеется бытовой и строительный мусор. Администрация поселения в рамках переданных ей полномочий осуществляет благоустройство территорий, выявленные свалки отходов бытового, строительного и древесного мусора были частично очищены, в добровольном порядке. На указанные мероприятия выделяются денежные средства.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ, сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований или возражений.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 31 "Об утверждении Методологии расчета показателя "Количество несанкционированных свалок отходов" - несанкционированная свалка отходов - территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров.

При установленных обстоятельствах, учитывая принятые ответчиком меры направленные на ликвидацию выявленных отходов на береговой линии реки Малая Обь, исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства в части полномочий органов местного самоуправления по вопросам ликвидации отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), принимая во внимание, что ответчиками предоставлены доказательства об исполнении возложенных обязанностей частично, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора с установлением срока исполнения данного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, ввиду того, что представителем ответчика ФИО5 указано, что убрать выявленный очаг загрязнения возможно с наступлением зимнего периода времени и низкой температуры, с чем суд соглашается и считает данный срок достаточным и разумным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора - удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования <адрес>, администрацию муниципального образования Мужевское обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, строительного мусора на земельном участке, расположенном в границах села Мужи в точке с географическими координатами: с.ш. .

Установить срок для исполнения настоящего решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> через Шурышкарский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.     

Председательствующий (подпись) С.В. Балакина

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья: С.В. Балакина

2-123/2021 ~ М-124/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования Мужевское
Администрация МО Шурышкарский район
Другие
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО
Суд
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Балакина Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
shuryshkarsky--ynao.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2021Передача материалов судье
08.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
30.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2021Дело оформлено
20.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее