Судья Фойгель И.М. дело N 33-3403/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Власенко В.А.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОМВД России по Красноармейскому району на основании доверенности Чернышовой О.Л., представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю на основании доверенности Соколовой В.Н. на решение Красноармейского районного суда от 2 ноября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Устюжанин Я.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю, ОМВД России по Красноармейскому району о компенсацию морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС в размере 200 000 рублей.
В обоснование требований указано, что истец в 2014 – 2015 г.г. 47 суток содержался под стражей в ИВС при ОВД по Красноармейскому району. При этом размер камер в ИВС не соответствовал санитарным нормам, отсутствовали санузел, вентиляция, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, светильники ночного освещения закрытого типа, в камеру не поступал дневной свет, отсутствовали бочки для питьевой воды, камеры не оборудованы вешалками для верхней одежды, столами и скамейками и т.д. Истец полагает свои права нарушенными.
Решением Красноармейского районного суда от 2 ноября 2016 г. иск Устюжанина Я.В. удовлетворен частично. Суд взыскал с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Устюжанина Я.В. компенсацию морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС за 47 суток в размере 2350 рублей, из расчета 50 рублей за 1 день, проведенный в ИВС Красноармейского района. В остальной части иска суд отказал.
В апелляционных жалобах ответчики выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалоб указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя ОМВД России по Красноармейскому району на основании доверенности Чернышову О.Л., представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю на основании доверенности Говорова В.А., настаивавших на удовлетворении жалоб, заключение прокурора Руденко М.В. о законности обжалуемого судебного постановления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.
В соответствии со статьей 3 Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» и частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту Закон N 103-ФЗ), а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 (далее по тексту Приказ N 950).
В силу статьи 15 Закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании статьи 23 Закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что к бесчеловечному или унижающему достоинство обращению относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Из материалов дела следует, что Устюжанин Я.В. содержался в ИВС ОВД по Красноармейскому району в период с <...>, то есть 47 суток, что подтверждается данными книги учета лиц, содержащихся в ИВС.
Судом установлено, что в нарушение требований пункта 45 Приказа N 950 камеры ИВС отдела МВД России по Красноармейскому району, где содержался Устюжанин Я.В., в указанные периоды, не были оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, светильником ночного освещения закрытого типа, бачком для питьевой воды, не соблюдалось правило приватности санитарных узлов в соответствии с пунктом 8.1.1 СанПиН 2.1.22645-10 и т.д., что не соответствует правилам содержания заключенных и свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав Устюжанина Я.В.
Согласно правилам пунктов 42 – 45 Приказа N 950 подозреваемым и обвиняемым должны создаваться бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом; подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи; камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой.
Судом установлено, и не опровергнуто ответчиками, что материально-бытовое обеспечение истца в период нахождения в изоляторе временного содержания не соответствовало требованиям действующего законодательства, а также основным санитарным и гигиеническим требованиям.
Причинение истцу морального вреда при содержании в ИВС ОВД по Красноармейскому району, а равно несоответствие условий его содержания действующему законодательству подтверждены в судебном заседании письмом заместителя прокурора Красноармейского района по результатам проведенной проверки от 28 апреля 2015 г. N 223-ж-2015г.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса РФ, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств, а не Министерство финансов Российской Федерации, привлекаемое в качестве третьего лица по указанной категории дел.
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 63 статьи 12 раздела 2 Положения установлено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса РФ, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Исходя из положений статей 151, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание характер и размер причиненного морального вреда, с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно снизил испрашиваемую сумму компенсации, удовлетворив требования Устюжанина Я.В. частично.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда от 2 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ОМВД России по Красноармейскому району на основании доверенности Чернышовой О.Л., представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю на основании доверенности Соколовой В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: