Дело № 2-5653/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> дата
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Т.Н.,
при секретаре Муслумовой С.П.,
с участием: представителя истца Государственного учреждения - <данные изъяты> отделения Фонда социального страхования РФ – Калмыковой А.А., действующей по доверенности № от дата.,
представителя ответчика <данные изъяты> – Газарян О.В., действующей по доверенности № от дата.,
представителя третьего лица – Северо-Кавказского банка <данные изъяты>) – Зиновьевой Т.Ф., действующей по доверенности № № от дата.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Управлению Федеральной налоговой службы России по <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, об обязании инициировать процедуру перехода к Российской Федерации и принятии выморочного имущества в виде излишне перечисленной суммы страховой выплаты в порядке наследования, с последующей ее выплатой,
установил:
ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в суд с иском, в последствии уточненным, к Управлению Федеральной налоговой службы России по <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> об обязании инициировать процедуру перехода вымороченного имущества, из которого следует, что Волосникова О. С. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве, произошедшего дата в период работы в <данные изъяты>». По заключению учреждения медико-социальной экспертизы от дата Волосниковой О.С. установлено 100 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Первоначально страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве Волосниковой О. С. назначались и выплачивались ОАО «Ставропольхлеб». В связи с вступлением в силу Федерального закона от дата № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) ежемесячные страховые выплаты по возмещению вреда Волосниковой О.С. перечислялись филиалом № Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал № отделения Фонда) в период с января дата. по ноябрь дата. включительно. Федеральный закон № 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (п.1 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ). Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона № 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, обязаны по своему местонахождению сообщать страховщику сведения о фактах государственной регистрации смерти застрахованных в течение 10 дней после регистрации этих фактов (ст. 18.1 Федерального закона № 125-ФЗ). В соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены. Ежемесячные страховые выплаты перечислялись филиалом № отделения Фонда на лицевой счет Волосниковой О.С.. После перечисления в ноябре 2012 г. ежемесячных страховых выплат Волосниковой О.С. на ее лицевой счет № №, открытый в Северо-Кавказском Банке Сбербанка России <данные изъяты>, в размере <данные изъяты> в адрес филиала № отделения Фонда поступили сведения, направленные отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес>, в соответствии с которыми Волосникова О.С. умерла дата (свидетельство о смерти № II-ДН № выдано дата г.), в результате чего произошла переплата ежемесячных страховых выплат по трудовому увечью Волосниковой О.С. за период с сентября по ноябрь 2012 г. в сумме <данные изъяты>. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона № 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат. дата филиалом № отделения Фонда было направлено письмо в Северо-Кавказский Банк Сбербанка России о возврате вышеуказанной переплаченной суммы Волосниковой О.С. на расчетный счет филиала № отделения Фонда. дата в адрес филиала № отделения Фонда поступил ответ о невозможности исполнения указанного в письме требования. дата. в адрес дочери Волосниковой О.С. Жидановой С.А. было направлено письмо о необходимости возврата излишне перечисленных ее матери денежных средств. До настоящего момента ответа на данное письмо не последовало, возврат излишне перечисленной денежной суммы не произведен, в телефонном разговоре Жиданова С.А. пояснила, что вышеуказанную переплаченную сумму с лицевого счета своей матери не снимала, получать свидетельство о праве на наследство в отношении данных денежных средств не собирается. дата филиалом № отделения Фонда повторно был направлен запрос в Северо-Кавказский Банк Сбербанка России о возврате вышеуказанной переплаченной суммы Волосниковой О.С. на расчетный счет филиала № отделения Фонда. дата в адрес филиала № отделения Фонда поступил ответ о невозможности исполнения указанного в письме требования. дата филиалом № отделения Фонда был направлен запрос нотариусу по <адрес>ному нотариальному округу Колесниковой В.И. по вопросу наследования денежных средств на лицевом счете, открытом на имя Волосниковой О.С. в Северо-Кавказском Банке <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>. дата нотариусом Колесниковой В.И. был направлен отказ в предоставлении информации по вопросу наследования. В соответствии с п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от дата № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией вышеуказанного имущества, закреплена Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета М. С. от дата. № за налоговыми органами. Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также правовую позицию, отраженную в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от дата № 9, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на Федеральную налоговую службу России, и на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Просит обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и Управление Федеральной налоговой службы России по <адрес> инициировать процедуру перехода к Российской Федерации и принять выморочное имущество в виде излишне перечисленной суммы страховой выплаты в размере <данные изъяты> в порядке наследования, после чего возвратить данную сумму Государственному учреждению - <данные изъяты> социального страхования Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Калмыкова А.А. исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным обстоятельствам в иске.
В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> по доверенности Газарян О.В. исковые требования не признала в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В силу частей 2, 3 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. До настоящего времени такой закон не принят.
Из положений статей 1152, 1153 ГК РФ следует, что право собственности на выморочное имущество переходит к государству без оформления прав наследования путем получения соответствующего свидетельства.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
В то же время Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата. 506, не установлены права или обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
Таким образом, полномочиями по принятию в государственную собственность выморочного имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в то время как налоговые орган; такими полномочиями не наделены.
Доводы Фонда социального страхования, о том, что согласно Постановлению Совета М. С. от дата и Инструкции Минфина С. от дата N №, обязанность по принятию выморочного имущества возложена на налоговые органы, не обоснованы, в связи с изменением структуры и полномочий органов исполнительной власти указанные выше нормативные акты вступили в противоречие с законодательством Российской Федерации и фактически перестали действовать (Постановление ФАС <адрес> от дата N №).
Кроме того, согласно разъяснениям изложенным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
При этом верным является то, что действующее Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от дата. N 506, не наделяет налоговые органы правами и/или обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество. Аналогичная ситуация об отказе в возложении на налоговый орган обязанности осуществлять действия по переходу выморочного имущества изложена в Постановлении ФАС <адрес> от дата по делу N №; Постановление ФАС <адрес> от дата N № по делу N №; Постановление ФАС <адрес> от дата №/2013.
На основании вышеизложенного просил заявление Фонда социального страхования об обязании Управление Федеральной налоговой службы России по <адрес> инициировать процедуру перехода выморочного имущества в виде излишне перечисленной суммы страховой выплаты в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> к Российской Федерации в порядке наследования оставить без рассмотрения.
Представитель третьего лица – Северо-Кавказского банка Сбербанка России (ОАО) – Зиновьева Т.Ф. в судебном заседании пояснила, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а так же в случаях, установленных и предусмотренных договором между банком и клиентом. Возврат излишне перечисленных во вклад сумм после наступления обстоятельств, повлекших прекращение их выплаты возможен, если такое условие предусмотрено в договоре банковского вклада (дополнительном соглашении к договору), заключенном со вкладчиком, а также при наличии договора, заключенного с организацией, осуществляющей перечисление денежных средств во вклад, в котором содержится условие об обязанности банка производить возврат организации сумм выплат, излишне перечисленных получателем после смерти. Имущество умершей до настоящего времени никем не принято, в связи с чем, производить списание денежных средств банк не может.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте разбирательства дела, в суд не явился. В суд направлены возражения на исковые требования Государственного учреждения - <данные изъяты> Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых усматривается ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Кроме того, из представленных возражений следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <данные изъяты>) с исковыми требованиями не согласны в виду следующего. Федеральной налоговой службой по выморочному имуществу дано следующее разъяснение (письмо от дата № № При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением
Совета М. С. от дата № (далее - Положение) и Инструкцией Минфина С. от дата № « О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (далее - Инструкция). В п. 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев) в установленном порядке получают налоговые органы.
Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05дата. № возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу. Полномочия в отношении выморочного имущества налоговыми органами осуществляются после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества.
Обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведение каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена.
Указанный порядок работы с выморочным имуществом согласован с Правовым управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Данная позиция подтверждена и судебной практикой. Кассационным определением <адрес>вого суда от дата дело № установлено следующее:
Полномочия Территориального управления, как собственника выморочного имущества, возникают только после передачи налоговыми органами свидетельства о праве государства на наследство и других правоустанавливающих документов. Доказательств, подтверждающих выдачу соответствующего свидетельства о праве государства на наследство, не представлено.
В связи с чем, Территориальное управление не может инициировать процедуру перехода выморочного имущества в виде излишне перечисленной суммы страховой выплаты в размере <данные изъяты> 02 коп. к Российской Федерации в порядке наследования.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что Волосникова О. С. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве, произошедшего дата в период работы в <данные изъяты>».
По заключению учреждения медико-социальной экспертизы от 12.09.1991г. Волосниковой О.С. установлено 100% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Первоначально страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве Волосниковой О. С. назначались и выплачивались <данные изъяты>».
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ежемесячные страховые выплаты по возмещению вреда Волосниковой О.С. перечислялись филиалом № Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в период с января дата г. по ноябрь дата г. включительно.
Федеральный закон № 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (п.1 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ).
Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона № 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, обязаны по своему местонахождению сообщать страховщику сведения о фактах государственной регистрации смерти застрахованных в течение 10 дней после регистрации этих фактов (ст. 18.1 Федерального закона № 125-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены. Ежемесячные страховые выплаты перечислялись филиалом № отделения Фонда на лицевой счет Волосниковой О.С..
После перечисления в ноябре дата г. ежемесячных страховых выплат Волосниковой О.С. на ее лицевой счет № №, открытый в Северо-Кавказском Банке Сбербанка России дополнительный офис № размере <данные изъяты> 34 копейки в адрес филиала № отделения Фонда поступили сведения, направленные отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес>, в соответствии с которыми Волосникова О.С. умерла дата (свидетельство о смерти № II-ДН № выдано дата.), в результате чего произошла переплата ежемесячных страховых выплат по трудовому увечью Волосниковой О.С. за период с сентября по ноябрь дата г. в сумме <данные изъяты>.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона № 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.
дата филиалом № отделения Фонда было направлено письмо в Северо-Кавказский Банк <данные изъяты> о возврате вышеуказанной переплаченной суммы Волосниковой О.С. на расчетный счет филиала № отделения Фонда. Однако, дата в адрес филиала № отделения Фонда из банка получен ответ о невозможности исполнения указанного в письме требования.
дата в адрес дочери Волосниковой О.С. - Жидановой С.А. было направлено письмо о необходимости возврата излишне перечисленных ее матери денежных средств. До настоящего момента ответа на данное письмо не последовало, возврат излишне перечисленной денежной суммы не произведен. В телефонном разговоре Жиданова С.А. пояснила о том, что вышеуказанную переплаченную сумму с лицевого счета своей матери не снимала, получать свидетельство о праве на наследство в отношении данных денежных средств не собирается.
дата филиалом № отделения Фонда повторно был направлен запрос в Северо-Кавказский Банк Сбербанка России о возврате вышеуказанной переплаченной суммы Волосниковой О.С. на расчетный счет филиала № отделения Фонда.
дата в адрес филиала № отделения Фонда из банка поступил ответ о невозможности исполнения указанного в письме требования.
дата филиалом № отделения Фонда был направлен запрос нотариусу по <адрес>ному нотариальному округу Колесниковой В.И. по вопросу наследования денежных средств на лицевом счете, открытом на имя Волосниковой О.С. в Северо-Кавказском Банке Сбербанка России, <данные изъяты>, в сумме <данные изъяты> Однако, дата от нотариуса Колесниковой В.И. был получен отказ в предоставлении информации по вопросу наследования.
Из письма нотариуса № от дата усматривается, что в делах нотариуса нотариального округа <адрес> Колесниковой В.И. наследственного дела к имуществу Волосниковой О. С., умершей дата, нет.
В суд представителем третьего лица Северо-Кавказского банка Сбербанка России (ОАО) Зиновьевой Т.Ф. представлена выписка – отчет о всех операциях за период с дата по дата на лицевом счете Волосниковой О.С., из которой усматривается, что за период с сентября по ноябрь 2012 года произошла переплата ежемесячных страховых выплат по трудовому увечью Волосниковой О.С. в размере <данные изъяты> 02 копейки.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно пунктов 2, 3 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В силу статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно пункту 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части.
В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего ГК РФ субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Таким образом, документом, подтверждающим право на наследство, является свидетельство о праве на наследство, которое выдается по заявлению наследника нотариусом или уполномоченным органом.
Статья 1151 ПК РФ в качестве получателя выморочного имущества называет непосредственно саму Российскую Федерацию, не устанавливая конкретных органов, полномочных представлять ее интересы при получении свидетельства о праве на наследство.
Согласно положениям статьи 125 ПС РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 5 Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Минфином С. 19.12.1984г. № (далее - Инструкция дата N 185).
До определенного времени правом на получение свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество от имени Российской Федерации в силу абз. 2 пункта 5 Инструкции Минфина С. от дата № «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» были уполномочены налоговые органы.
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от дата № 506, вышеназванные полномочия не отнесеныккомпетенции налоговых органов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что УФНС России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Статьей 4 Федерального закона от дата № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской -Федерации» (далее - Закон о введении в действие) установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства С., действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ.
Этой же статьей установлено, что нормативные акты органов государственной власти С. и РСФСР, принятые по вопросам, которые согласно части третьей Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Поскольку Инструкция Министерства финансов С. не относится к числу нормативных актов, перечисленных в абз.2 статьи 4 вышеназванного Федерального закона, она не подлежит применению на территории Российской Федерации с дата
В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от дата N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", даны разъяснения, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от дата N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время в соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 432 агентство принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Поскольку принятие в установленном порядке выморочного имущества на основании Постановления Правительства Российской Федерации от дата. № "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, то после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким территориальным органом в <адрес> является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
С учетом вышеизложенных нормативно-правовых актов, а также в связи с тем, что в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от дата. № функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), суд приходит к выводу, что требование истца об обязании УФНС России по <адрес> инициировать и принять выморочное имущество умершей Волосниковой О.С. в виде излишне переплаченной суммы страховой выплаты в размере <данные изъяты> 02 копейки в порядке наследования, удовлетворению не подлежат.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> об обязании инициировать процедуру перехода к Российской Федерации и принятии вымороченного имущества в виде излишне перечисленной суммы страховой выплаты в размере <данные изъяты> 02 копейки в порядке наследования, с последующим возвратом указанной суммы Государственному учреждению – Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения – <данные изъяты> Фонда социального страхования Российской Федерации – удовлетворить частично.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> инициировать процедуру перехода к Российской Федерации и принять выморочное имущество в виде излишне перечисленной суммы страховой выплаты в размере <данные изъяты> 02 копейки в порядке наследования, с последующим возвратом указанной суммы Государственному учреждению – <данные изъяты> Фонда социального страхования Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований обязать Управление Федеральной налоговой службы России по <адрес> инициировать процедуру перехода к Российской Федерации и принять выморочное имущество в виде излишне перечисленной суммы страховой выплаты в размере <данные изъяты> 02 копейки в порядке наследования, с последующим возвратом указанной суммы Государственному учреждению – <данные изъяты> социального страхования Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд подачей жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Журавлева